Принуждение к рынку. 21.by

Принуждение к рынку

15.07.2014 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

НА ПРОШЛОЙ неделе Александр Лукашенко объявил о начале эксперимента: молочную отрасль будут ставить на рыночные рельсы. Свободное ценообразование на сырье вводится на Могилевщине. Сельхозпредприятия свободно и без диктата могут самостоятельно определять, кому и на каких условиях продавать молоко. Если опыт будет успешным, его распространят на всю страну.

То, о чем так долго говорили сельчане, начинает сбываться. Молочникам дан карт-бланш: отпускные цены на этот продукт отправляют в свободное плавание. Отношения между производителями и переработчиками  теперь будут строиться на  рыночных условиях. Предполагается, что это повысит доходность и заинтересованность хозяйств.

В цепочке «ферма-переработка-торговля» меньше всего прибыли у того, кто это молоко производит. Теперь, по сути, вводится биржевой механизм — крестьяне получили возможность продавать продукцию тому, кто предложит более высокую цену и лучшие условия расчетов.  Молочные комбинаты модернизируются, наращивают объемы производства, поэтому конкуренция за поставщика сырья становится все острее. Но  пока трудно предсказать, как поведет себя производитель  перед искушением заработать. Смогут ли обе стороны договориться о прозрачных и разумных  ценах? Ведь по законам рынка первому надо продать подороже, второму — купить подешевле.

И здесь есть несколько подводных камней, из-за которых «молочный рыночный корабль» может сесть на мель. Первый — эксперимент вводится в одной отдельно взятой области.  Холдинг «Могилевская молочная компания «Бабушкина крынка» контролирует 83,5 процента сырьевого  рынка региона. В крупной торговой сети  области  «Квартал вкуса»  примерно 85  процентов молочной продукции от «Бабушкиной крынки». О какой конкуренции среди переработчиков  может идти речь? Это монополия.  Какую цену поставит холдинг, по такой ему хозяйства и будут вынуждены продавать. В другую область сырье не повезешь. Значит,  если оно не устраивает  заводы холдинга  по цене, хозяйствам останется или сливать его в канаву, или снижать цену  по требованию переработчика.  А вот было бы там три игрока по 30 процентов — другое дело.

Второй — могилевская перерабатывающая «молочка», работая со свободными закупочными ценами,  будет конкурировать с остальными  комбинатами страны в неравных условиях. Ведь все остальные покупают молоко у хозяйств по установленным, регулируемым ценам. Кроме того, никто не отменял определенные ограничения по отпускным ценам, которые формируются на перерабатывающих предприятиях.  Выходит, комбинаты Могилевщины должны покупать сырье по свободным, договорным ценам, а реализовывать продукцию  по регулируемым? Не секрет и то, что молочные заводы авансируют сельхозпредприятия под будущие поставки сырья на месяцы и даже годы вперед. В результате у многих переработчиков вымыты оборотные средства, растут долги банкам. К концу прошлого года их задолженность по кредитам и займам достигла почти 10 триллионов рублей, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 20 процентов.

И, наконец, третий — не приведет ли свободное ценообразование к сильному скачку цен для конечного потребителя? Ведь почти от всех руководителей сельхозпредприятий можно услышать примерно одно и то же: «Это хорошо, что проводится такой эксперимент. Все дорожает! Электроэнергия, топливо, запчасти стоят бешеных денег. Теперь молоко сорта «экстра» продаем по 4280 рублей за литр, высшего сорта — 3600, первого — 3400. Хотя молоко сорта «экстра» должно сейчас стоить не ниже 5500 за литр».

Поэтому при росте закупочных цен, а они поднимутся, иначе для сельчан нет смысла участвовать в эксперименте, будут расти и розничные цены. А ведь с мая 2013 по май 2014 года средняя цена на молоко и так выросла на 35 процентов. Потянет ли новое подорожание потребитель?

Кроме того, стоимость сырья должна быть сбалансирована как для внутреннего рынка, так и с учетом внешней конъюнктуры. Опыт зарубежных стран показывает: именно целостный подход к определению разумной цены на сырье дает результат. По мнению производителей молока, в идеале нужен все-таки определенный коридор цен, который позволит, с одной стороны, устанавливать их в разумных пределах для сельчан, а с другой — быть приемлемыми для переработчиков. И уже внутри этого коридора предметно договариваться. Сходятся руководители хозяйств и в другом: вводить свободное ценообразование надо везде и сразу. Тогда и настоящая конкуренция будет. Ну и следить за ценовыми сговорами, как между производителями, так и  переработчиками.

Есть еще один апробированный вариант. Объединить производителя и переработчика под одним руководством, чтобы все зависели от конечного результата и не кивали друг на друга. Рынок — это не только когда колхоз установит цену на свою продукцию, но и потребитель через переработчика заявит о ее разумности.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
НА ПРОШЛОЙ неделе Александр Лукашенко объявил о начале эксперимента: молочную отрасль будут ставить на рыночные рельсы. Свободное ценообразование на сырье...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика