По словам гендиректора "Серволюкса", "тема закупки импортных кормов не раз всплывала в отраслевом министерстве, несколько лет назад обсуждались варианты запрета ввоза". "Не смотря на то, что "Экомол" является крупнейшим производителем комбикормов и добавок в Беларуси, мое мнение - каждый руководитель вправе решать с кем работать, исходя из экономической целесообразности. При этом большинство птицеводческих предприятий, в том числе все лидеры отрасли, используют отечественные концентраты, которые производят не менее десяти предприятий страны. Качество наших кормов ничем не отличается от западных аналогов, а цены ниже. Так, на "Экомоле" установлено оборудование ведущих мировых производителей, специалисты прошли обучение в Голландии", - отметил Евгений Баскин.
Бизнесмен говорит, что "Экомол" участвует в десятках тендеров. "Выигрываем мы не всегда, но предприятие ни разу не обращалось в контролирующие органы. Никаких запросов из КГК касательно Витебской бройлерной птицефабрики нам не поступало. На моей памяти, это вообще первая подобная ситуация в отрасли", - подчеркнул Баскин. По его словам, тезис об "устранении" конкурента "выглядит нелепо и абсурдно". Витебская бройлерная птицефабрика имеет самую высокую кредитную нагрузку в отрасли. В 2013 году по объемам производства, технологическим и, главное, финансовым результатам, заняла 5-е место среди птицефабрик республики. Филиал "Серволюкс-Агро" и ОАО "Смолевичи бройлер" в этом году произведут 140,а в следующем - 170 тыс. тонн мяса птицы. Это в 2,5 раза больше, чем следующее за ними предприятие отрасли, говорит Баскин. Только в "Смолевичи Бройлер", с учетом выкупа акций, в 2012-2015 годах будет инвестировано около 200 млн долларов.
Евгений Баскин утверждает, что "Экомол" загружен на 110% проектной мощности. "Предприятие работает в трехсменном режиме 7 дней в неделю. В этом году начались поставки на экспорт. Вся продукция отгружается "с колес", - говорит бизнесмен.
В августе был утвержден бизнес-план группы компаний "Серволюкс" на 2015-2017 года. "Никаких идей о расширении производства или рынков сбыта за счет Витебской бройлерной птицефабрики в нем нет", - написал Евгений Баскин в ответ на запрос TUT.BY по поводу сложившейся ситуации в сфере выращивания мяса птицы.
"Анна Васильевна, наверное, не идеальный человек. Но то, что она смогла сделать из заурядного предприятия одного из лидеров рынка, говорит о том, что Шарейко - крепкий хозяйственник, бизнесвумен как принято сейчас говорить. Обвинения, которые выдвигает КГК, явно некомпетентные. Если какая-то добавка дает результат на протяжении ряда лет, пусть она даже на чуть-чуть и дороже выходит, то было бы глупо от нее отказываться и рисковать, экспериментировать с новым продуктом. Поэтому мне эту женщину искренне жаль", - сказал TUT.BY один из участников рынка добавок для производителей мяса птицы. Он предположил, что "ее, вероятно, хотели взять за что-то другое, но смогли найти "зацепку" только здесь". Собеседник не исключает, что "кое-кому могли не понравиться "романтические связи" Анны Васильевны с иностранным поставщиком". При этом эксперт рынка не стал комментировать информацию о том, что к задержанию Шарейко мог быть причастен "Серволюкс".
Шеф-редактор журнала "Юрист" Максим Половинко в "деле Шарейко" видит "системные недостатки, присущие экономике с довлеющей долей государственной собственности". "Возможно, закупка кормов была по цене дороже белорусских. Но это еще не создает ущерба. Государство, как распределенный собственник имущества, не может присутствовать на всех своих предприятиях одновременно. Функции управления имуществом передаются директорам предприятий, а контроль государства как собственника осуществляется исключительно путем направления контролеров. Но надо понимать одну особенность - директор управляет бизнесом, он знает, чем один корм отличается от другого, и почему комбайн CLAAS лучше комбайна "Гомсельмаш", а контролер далеко не бизнесмен, и видит только цифры. Есть разница в цене в 4 млрд - значит, ущерб! Хотя всем очевидно, что покупая более дешевый струйный принтер, можно очень много потратить на картриджи. Сложно эту разницу объяснять контроллерам, да и неправильно это. Гораздо правильнее было бы переносить бремя доказывания на контролирующие органы, и доказывания не просто разницы в цене, а бремя доказывания отсутствия экономической выгоды, то есть, что закупать более дорогое сырье или материалы было нецелесообразно", - отметил эксперт.
Сейчас активно обсуждается задержание сенатора и гендиректора "Витебской бройлерной птицефабрики" Анны Шарейко. Основной мотив - заказ конкурента группы компаний...