В европейских магазинах обновили коллекции нового сезона, а в Минске тем временем впервые прошла ярмарка стоковых товаров. Производители в два раза опустили цены в надежде удержать покупателя и хотя бы частично разгрузить склады. Получилось ли?
Торговля проходила у Дворца спорта. Площадку для предприятий предоставили бесплатно. Какие скидки предоставлять покупателям, решали сами производители, но в Мингорисполкоме их ориентировали на цифру не менее 20%. В результате некоторые товары были уценены на 80%. По результату двух дней ярмарки товарооборот составил 1,6 млрд. рублей.
Помогут ли ярмарки разгрузить склады?
«На ярмарке были представлены как модели прошлого года, так и новинки сезона,— говорит замдиректора по маркетингу и сбыту обувной фабрики «Неман» Татьяна Сысоева. — За два дня нам удалось продать более 200 пар обуви. Мы не надеялись на такой результат, поскольку это объем трехдневной работы фирменного магазина. Но чтобы разгрузить склады, одной ярмарки недостаточно».
Объемы складских запасов на предприятиях легкой промышленности превышают 70% от среднемесячного объема производства.
В фирменных магазинах «Калінка» давно освоили систему сезонных скидок. «В конце каждого сезона мы уцениваем товар в фирменных магазинах, — говорит замдиректора по коммерческим вопросам Марина Никитина. — На ярмарку в Минск мы привезли прошлогоднюю коллекцию. Цены были просто смешные: юбки — 36-96 тысяч, платья — 120 тысяч. Выручка превысила 40 млн. рублей».
45 млн. рублей на ярмарке заработало Белоозерское обувное предприятие «Белкелме». Начальник отдела сбыта Руслан Быстрок говорит, что скидка доходила до 50%. На продажу выставили модели, которые уже сняты с производства:
«И хотя это только 5% от всех наших стоковых запасов, мы довольны продажами. За последний год спрос на белорусскую обувь упал — магазины типа «Мегатоп» приучили покупателя к китайской обуви, которая стоит от 190 тысяч рублей. Конечно, качественный белорусский товар не может конкурировать с такой ценой».
У павильона «Элемы» выстроились самые большие очереди — цены опустили на 45%.
«Мы впервые предоставили такие большие скидки, продажи достигли 118 млн. рублей, — говорит замдиректора по коммерческим вопросам Раиса Баранова. — Мы решили предложить такую же цену и в наших фирменных магазинах».
Европейские скидки неподъемны для белорусских производителей
По мнению производителей, ярмарка показала, что спрос на белорусские товары высокий. В то же время, двух дней активных продаж недостаточно, чтобы разгрузить склады предприятий легкой промышленности.
«Предприятия и сами выставляют скидки в своих фирменных магазинах, но чем хороши централизованные ярмарки? Проходит массированная реклама, на ярмарках большое скопление людей, — говорит Руслан Быстрок. — Но следует чаще организовывать такие мероприятия, хотя бы четыре раза в год — в конце каждого сезона».
Такие распродажи давно стали традиционным в соседних странах, куда за обновками с удовольствием ездят и белорусы.
«Это хорошая традиция — устраивать распродажи в конце сезона, — отмечает представитель «Элемы». — Но опустить цены до 70%, как в Польше или Литве, для нашего предприятия нереально. Мы не можем работать себе в убыток».
Того же мнения придерживаются и на «Белкельме». «Российские магазины, к примеру, на китайскую обувь устанавливают двойную цену. И когда они продали 60% товара, на оставшуюся часть делают скидки. В таком случае они окупают свои затраты и получают нормальную прибыль, — рассказывает Руслан Быстрок. — Но мы на такой шаг пойти не можем, потому что если установить на кроссовки начальную цену в миллион рублей, то никто в Беларуси их не купит».
«Белорусские предприятия пока не активно используют систему скидок и распродаж, — говорит гендиректор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов. — Сказывается историческое прошлое, когда цены на все товары были фиксированными. Сегодня ценообразование стало свободнее. Но государственным предприятиям все равно непросто пойти на уступки в цене — придет проверка, и с руководителя спросят, целесообразно ли было занижать стоимость товара».
По мнению эксперта, одними ярмарками проблему со складскими запасами решить не удастся: «На начальном этапе необходимо стратегическое планирование, что и как будет продавать компания. Тогда удастся избежать накопления товара на складе».
Что же касается скидок, то Анатолий Акантинов считает целесообразным проводить распродажи в конце сезона или для определенной целевой аудитории. Причем, насколько снижать цену, должен решать производитель и торговый объект, а не чиновники.
К слову, в Мингорисполкоме считают, что уже сейчас в Беларуси ситуация с распродажами не хуже, чем в Польше или Литве.
«Каждое предприятие само устанавливает систему скидок, — говорит начальник отдела торговли и услуг Главного управления потребительского рынка Тамара Тихонова. — Кроме того, в крупнейших универмагах проходят единые дни скидок. Спрос на белорусскую продукцию очень высокий. Поэтому мы и дальше намерены продолжать такие акции, в том числе стоковые ярмарки».