Литовские перевозчики вынуждены отказаться от грузов по территории Таможенного союза из-за разногласий законодательства. Согласно двусторонним соглашениям, они имеют право работать. В то же время Таможенный кодекс ТС запрещает им это делать. Итог законодательной неразберихи — убытки и конфискованная техника.
В июне у транспортной компании Kniupsius конфисковали два автовоза. Водитель вез легковые автомобили из России в Беларусь. И хотя все сопроводительные документы были у него на руках, белорусские таможенники заявили, что они не пропустят груз.
«Существуют разногласия в законодательстве, — говорит представитель литовской фирмы Гитана Моцквене. — Согласно двусторонним международным соглашениям, мы имеем право осуществлять перевозку из России в Беларусь. Но по Таможенному кодексу ТС такие перевозки приравнивают ко внутренним, а не международным, поэтому третьим странам запрещено работать по этому маршруту».
Компания Kniupsius попыталась обжаловать решение таможни об изъятии транспортного средства, но суд Партизанского района Минска литовцам отказал. Сейчас они готовят кассацию в областной суд.
Гендиректор транспортной фирмы Gurkis ir Ko Арунас Гуркис также потерял в Беларуси автовоз, когда перевозил легковушки из Москвы в Минск. Однако в суд он обращаться не планирует.
«Просто нет смысла, — считает он. — Другие литовские компании попробовали отстоять свои права, но ничего у них не вышло. Во всех странах международное законодательство выше, чем национальное. Но в Беларуси нам говорят, что главное — Таможенный кодекс».
По словам Арунаса Гуркиса, литовские перевозчики в основном брали груз из России в Беларусь по дороге домой, чтобы не возвращаться порожняком. Но после того как фуры стали изымать, никто не хочет рисковать, хотя с заказами обращались крупнейшие белорусские логистические компании.
«Нам закрыли возможность передвигаться по территории Таможенного союза, — говорит представитель литовской компании IG Trans Арвидас Геледжис. — Как это ударит по бизнесу? Существенно! Мало того, что мы отказались от грузов из России в Беларусь, у нас забрали две фуры и еще штраф, скорее всего, присудят. Хорошо еще груз не изъяли».
IG Trans также занимался доставкой легковых автомобилей из Москвы в Минск.
«Нам говорят, что это каботаж — передвижение груза внутри страны, но позвольте, Республика Беларусь и Российская Федерация — это разные государства. И у Литвы заключены соглашения как с Беларусью, так и с Россией, что мы можем заниматься грузоперевозками. Как можно было принять Таможенный кодекс, который этому противоречит, я не понимаю», — говорит Арвидас Геледжис.
Компания Петраса Казлаукаса Petro transport 18 лет занимается грузоперевозками в Беларусь. И даже в кризисный 2009 год удавалось работать без потери техники, но в этом году ситуация резко ухудшилась.
«Мы доставляем груз по всей Европе, давно работаем с Беларусью, Россией и Казахстаном, но сейчас нам просто перекрыли кислород — по новым нормам Таможенного кодекса нашу работу приравняли ко внутренним перевозкам и начали изымать машины. Примерно два месяца назад в Полоцке забрали автовоз, который вез легковушки из Питера в Минск. Сейчас готовимся к суду», — говорит гендиректор.
Адвокат Андрей Неведовский, который представляет интересы Petro transport в Беларуси, объясняет, что зарубежные перевозчики стали заложниками разночтений законодательства.
«В отношении европейских перевозчиков возбуждают дела за административные правонарушения по факту использования фур на внутренних перевозках по территории Таможенного союза. Согласно Таможенному кодексу ТС такие перевозки запрещены зарубежным компаниям, — объясняет юрист. — С другой стороны, Беларусь, как и Россия, подписала двустороннее соглашение с Литвой, по которому литовские перевозчики имеют право провозить груз, доставка которого начинается в одной стране (России) и заканчивается в другой стране (Беларуси)».
По словам адвоката, при вступлении в силу Таможенного кодекса европейских перевозчиков не уведомили о нововведении. Нарушение данных норм влечет штраф или конфискацию транспортных средств.
«В данной ситуации нормы Таможенного кодекса выше, чем международных договоров, поскольку эта узкая сфера регулирования, — отмечает адвокат. — Поэтому владельцам автовозов, которые забрали на штраф-стоянки, остается рассчитывать, что суд примет решение назначить штраф, но не изымая технику».
По подсчетам литовской ассоциации перевозчиков Linav, за последнее время в Беларуси конфисковали не менее десяти фур.
«Это систематическая проблема, но сейчас она обострилась. По данным ассоциации, во всех случаях у литовских перевозчиков были необходимые разрешения на перевозку, — заявил в комментарии Delfi президент Linav Альгимантас Кондрусявичюс. — Этот вопрос мы поднимаем не первый год. Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси признает, что это нелогично».
С обращением в Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси обратились перевозчики Литвы, Польши, Латвии и Чехии. Они просят оказать содействие в урегулировании законодательства.
Минтранс еще два года назад подымал данный вопрос перед таможенниками, но пока проблема не решена.
«Мы настаиваем, чтобы в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза был учтен этот момент: если перевозка по территории ЕАЭС осуществляется в рамках двустороннего соглашения, то это не может быть нарушением. Однако пока таможня руководствуется нормами кодекса, где движение европейских фур по территории России и Беларуси приравнивается ко внутренней перевозке», — отметили в министерстве.