В Беларуси насчитывается около 400 тысяч человек, которых власти относят к тунеядцам. Вместе с тем, мало кому понятно, каким образом госорганы подсчитали точное количество «бездельников», и какие категории населения среди них оказались.
Интернет-газета Naviny.by решила разобраться, каков портрет белорусских тунеядцев и что с ними делать.
Тунеядство в цифрах
В публичных статистических источниках информацию о четырехстах тысячах тунеядцах найти не получится. Данные о занятости населения в Беларуси публикуются лишь частично — самая «вкусная» информация имеет гриф «для служебного пользования». Так, например, выборочные обследования домашних хозяйств по вопросам занятости населения Национальный статистический комитет проводит уже более двух лет, однако полученные сведения не публикует. Секрет!
Поэтому информацию о том, какая в стране реальная безработица, приходится собирать по крупицам из разных источников.
В октябрьском номере «Экономического бюллетеня», издаваемого Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики, приводятся данные баланса трудовых ресурсов Республики Беларусь за 2013 год.
Согласно этим сведениям, 404,4 тыс. человек (или почти 7% от численности всех трудовых ресурсов Беларуси) не имели по итогам прошлого года официальных доходов, не были зарегистрированы в качестве безработных, не находились в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, не обучались в учреждениях образования, не вели домашнее хозяйство и не работали за пределами страны.
Кто же входит в упомянутые 400 с лишним тысяч человек? Данные балансы трудовых ресурсов свидетельствуют о том, что 212,3 тыс. граждан официальная статистика характеризует как лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней. Еще 125,4 тыс. человек не указали причину своей незанятости, остальные почти 67 тыс. человек отнесены к лицам, не имеющим возможности, необходимости или желания работать.
Можно ли этих людей называть «тунеядцами»? В ленинском понимании тунеядцами являлись лица, «отлынивающие от работы». В советском законодательстве под тунеядством понималось преступление, заключавшееся в длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы «с уклонением от общественно полезного труда».
В сегодняшней Беларуси к тунеядцам относят и бездельников, которые в силу разных психических зависимостей не хотят работать, и людей, которые не платят налоги. К числу первых власти, в частности, причисляют алкоголиков. Александр Лукашенко в октябре рекомендовал министру внутренних дел их вылавливать, «в холодной воде» приводить в чувства, отправлять потом на работу и ставить возле алкоголиков надсмотрщиков «с дубиной хорошей».
«Отработал от сель до сель 40 квадратных метров — получишь пайку, не отработал — не получишь, будешь работать до посинения. Вот как надо заставлять таких работать», — описал в октябре Александр Лукашенко четкий план действий по трудоустройству алкоголиков.
Другая категория граждан, легальным трудоустройством которых собираются заняться власти, — лица, которые не платят налоги. По мнению белорусских экономистов, именно на борьбу с этими лицами в первую очередь направлена кампания властей против тунеядства.
«У нас происходит подмена понятий. Люди, которых в Беларуси сегодня называют тунеядцами, как правило, вовсе не бездельники, а незарегистрированные предприниматели, которые не платят налоги. В строительной сфере, в частности, полно тех, кто оказывает услуги, получает выручку наличными и не платит никаких налогов», — говорит директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.
Методы борьбы с тунеядцами
В настоящее время органы госуправления готовят нормативные акты, которые призваны стимулировать «тунеядцев» работать легально. В том, что такие документы будут приняты, сомневаться не приходится. Ведь белорусский лидер за последний месяц дважды анонсировал беспощадную борьбу с тунеядцами.
«К 1 января принять меры, чтобы все (и рак, и жук, и жаба, и щука), все работали. Заставить всех работать», — подчеркивал во время октябрьского совещания Александр Лукашенко.
Поэтому можно ожидать, что до нового года будут приняты госрешения, которые заметно осложнят жизнь тем, кто не получает из официальных источников никаких доходов.
В частности, подготовлены изменения в пенсионное законодательство, которые увеличивают трудовой стаж для получения пенсии. Напомним, что с 1 января 2014 минимальный трудовой стаж для получения пенсии был увеличен с 5 до 10 лет. А сегодня правительство планирует повысить эту планку до 15 лет.
Мотивировать неработающих трудиться будут не только законодательным образом, но и с помощью милиции. К настоящему времени Мингорисполком приступил к созданию базы данных лиц, которые не желают официально работать. Черные списки столичной мэрии помогают готовить сотрудники ГУВД.
В свою очередь, налоговые органы используют свой «инструментарий» для борьбы с лицами, которые получают теневые доходы. Так, за январь-сентябрь 2014 года сотрудники налоговых инспекций проверили декларации о доходах и имуществе более чем двух тысяч граждан. Такие декларации обязаны заполнить те, чьи фактические расходы превысили официальные доходы. По итогам проверок таких граждан в бюджет за первые девять месяцев текущего года было взыскано 15,8 млрд. рублей.
В общем, борьба с официально неработающими ведется по всем фронтам. Судя по всему, в последние месяцы 2014 года, учитывая октябрьские требования Александра Лукашенко, кампания против так называемых тунеядцев будет особенно агрессивной.
Однако властям, по мнению аналитиков, стоило бы использовать не только репрессивные, но и стимулирующие методы взаимодействия с неработающими.
В частности, эксперты рекомендуют организовать массовые программы переквалификации, чтобы лица, которые не в состоянии найти достойную работу, смогли повысить свой профессиональный уровень.
«Необходимо предоставить неработающим программы профессионального обучения, чтобы вовлечь людей в легальную экономику. Такие программы могли бы существовать на базе предприятий», — полагает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова.
Борьба с неработающим исключительно административными методами вряд ли будет успешной, считают наблюдатели.
Официальные данные показывают, что немалое количество белорусов трудится за пределами страны, и это свидетельствует о том, что на внутреннем рынке условия труда не всегда устраивают специалистов.
По данным баланса трудовых ресурсов, которые опубликованы в октябрьском номере «Экономического бюллетеня», за границей в 2013 году официально работали 63,4 тыс. граждан Беларуси. По сравнению с 2012 годом их количество увеличилось на 14,4%. При этом, как отмечают экономисты НИЭИ Минэкономики, по оценкам органов госуправления, количество работающих за пределами страны белорусов может достигать и 100 тысяч..
«Трудоустройство наших граждан за границей объясняется рядом причин. Во-первых, существует значительная разница в уровне зарплат, во-вторых — создано единое экономическое пространство, и этот фактор облегчает трудоустройство белорусов в России. В-третьих, в Беларуси снизились объемы строительства жилья, и это также может мотивировать специалистов строительных специальностей искать работу в России», — отмечает Екатерина Борнукова.
В общем, у белорусов сегодня существуют возможности для трудоустройства и за пределами Родины. В этих условиях борьба с неработающими должна быть весьма аккуратной. Вернуть с советских времен в законодательство понятие «тунеядство» белорусские власти смогут. А вот железный занавес — вряд ли...