По поручению правительства подготовлен проект государственного решения, который предусматривает продажу неплатежеспособных сельхозорганизаций — таковыми сегодня являются почти треть хозяйств АПК.
«Тащить мертвых», заявляют сегодня в Совмине, — дело неблагодарное, поэтому правительство собирается сбросить со своих плеч убыточные организации.
Эксперты говорят о том, что для реформирования сектора госпредприятий нужна дорожная карта. Без нее возможны негативные социальные последствия.
Стагнация вынуждает идти на санацию
Вице-премьер Михаил Русый сообщил в минувшую пятницу в Палате представителей о планах правительства серьезно подойти к реформированию реального сектора экономики. На примере сельского хозяйства вице-премьер показал, что в стране полно неэффективных организаций.
«Неплатежеспособным и хронически убыточным хозяйствам, доля которых составляет 30% в общем количестве, предлагается реструктуризация, санация. Этот процесс планируется сделать привлекательным для инвесторов», — заявил Русый.
Правительство разработало упрощенный порядок продажи неблагополучных сельхозорганизаций. А в тех случаях, когда убыточные активы продать не получится, правительство предлагает пойти по пути банкротства таких хозяйств.
«Не следует бояться банкротства, такое было и в советское время. Тащить мертвого — значит сжигать ресурсы», — убежден вице-премьер Русый.
Стоит отметить, что правительство сегодня ведет речь о реструктуризации сектора не только сельскохозяйственных, но и промышленных предприятий.
Планируется, что подходы к оказанию господдержки им будут пересмотрены.
«Если предприятия перестанут получать финансовые ресурсы на преференциальных условиях, то некоторые из них не смогут существовать в будущем. Соответственно, встанет вопрос, что с ними делать, и банкротство — один из вариантов дальнейшего развития событий», — объясняет экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
По мнению экспертов, тема реструктуризации предприятий на высоком государственном уровне возникла не случайно и является следствием негативных процессов в экономическом развитии страны.
«Назревает системное понимание того, что не работает существующая экономическая модель. В последние годы у нас наметилась стагнация, и на государственном уровне начинают искать пути решения этой проблемы», — говорит Крук.
Эффективность белорусских предприятий (многие из которых имеют государственную форму собственности) достаточно низка, и кардинальных улучшений в этом направлении в последние годы не наблюдается.
По состоянию на 1 октября из 8087 предприятий, учитываемых официальной статистикой, около трех тысяч имели рентабельность менее 5%, еще почти 1400 получили в результате финансово-хозяйственной деятельности убытки.
«Сегодня около 55% предприятий подпадают под организации, в отношении которых может быть применена процедура санации. Однако санация без анализа последствий может иметь непредсказуемые результаты», — предупреждает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Болезненная процедура с социальными последствиями
Белорусский Исследовательский центр ИПМ совместно с Немецкой экономической группой в Беларуси подготовил свежее исследование, посвященное реформированию сектора госпредприятий в нашей стране.
В работе, которая была обнародована на минувшей неделе, эксперты рекомендуют оценить возможности госпредприятий функционировать в рыночных условиях. Если такая возможность существует, отмечают экономисты, такие предприятия необходимо сохранить, рассмотрев перспективу их приватизации (в целях повышения эффективности).
В том случае если госпредприятия не способны успешно конкурировать в рыночных условиях, может потребоваться их реструктуризация, полагают эксперты.
«Вместо того чтобы поддерживать убыточные предприятия за счет налогоплательщиков, следует оценить возможности их реструктуризации и повышения рентабельности. В случае если у отдельных направлений деятельности или предприятий в целом нет перспектив в рыночных условиях, то следует рассмотреть вариант их ликвидации, несмотря на возможные негативные социальные последствия такого решения», — говорится в исследовании.
В том, что реструктуризация госсектора будет иметь серьезные социальные последствия, уверены все эксперты.
«Реструктуризация предприятий — болезненная процедура с социальной точки зрения. Сегодня в госсекторе работает около половины занятого населения, то есть речь идет о миллионах людей. Они окажутся в подвешенном состоянии, если мы пойдем на банкротство», — говорит Гриц.
Поэтому, убежден эксперт, необходимо подготовить дорожную карту, в которой четко должны быть прописаны вопросы, связанные с реформированием реального сектора экономики.
«Там должны быть определены критерии определения предприятий, реструктуризацию которых необходимо проводить. В дорожной карте также нужно обозначить переходный период, в течение которого на предприятии будут происходить изменения. Кроме этого, нужно четко обозначить мероприятия по смягчению социальных последствий таких реформ», — полагает Гриц.
Схожие рекомендации предлагают и эксперты Исследовательского центра ИПМ.
«Проведение структурных реформ будет иметь намного меньше социальных издержек, если у сокращенных работников появится гарантированная поддержка, пусть и на непродолжительный промежуток времени, которая позволит сохранить им свое материальное положение на относительно приемлемом уровне, не угрожая распространением бедности», — отмечают авторы исследования.
Одновременно с этим, говорят эксперты, властям необходимо активнее развивать частный сектор.
«Белорусские регионы, в которых больше развит частный сектор, характеризуются меньшим давлением на рынке труда. Безработица в таких регионах меньше, чем в среднем по стране», — отмечает экономист Исследовательского центра ИПМ Глеб Шиманович.
Соответственно, продолжает он, развитие частного сектора снижает потребность регионов в социальных функциях, которые выполняют сегодня госпредприятия, обеспечивая занятость.
«Поэтому реструктуризация госпредприятий должна сопровождаться одновременным стимулированием развития частного бизнеса», — подчеркивает Шиманович.
Остается вопрос, насколько власти готовы внять рекомендациям экспертов в плане реформирования экономики.
«Сейчас мы видим вялую подготовительную фазу, а чем она закончится и какие произойдут реформы — это больше политический вопрос, чем экономический», — резюмировал Крук.