Made in Belarus. Как "Спартак" считает деньги, гордится здоровым консерватизмом и готовится замахнуться на американскую мечту
05.01.2015 15:50
—
Новости Экономики
|
"В 2015-м году мы, как и вся страна, будем жить по средствам. То есть средства в развитие будем вкладывать только свои", - рассказывает генеральный директор СП ОАО "Спартак" Олег Жидков. Кондитерская фабрика, в 2014-м отметившая свое 90-летие, несмотря на сложную ситуацию на российском рынке после девальвации российского рубля и чрезвычайно дорогие кредиты в белорусских банках, готовится вложить в развитие производства около 10 млн евро. О том, сколько стоила белорусским кондитерам российская девальвация, почему главной экспортной надеждой стали Китай и США и как делают самые известные спартаковские конфеты и батончики - читайте в репортаже TUT.BY.
Экспортные мечты и реалииКонец прошлого года для гомельского предприятия оказался непростым. Поэтому нашу беседу с директором сразу начинаем с подсчетов. Арифметика такая: доля поставок на российский рынок – 15-17% от общего объема продаж, при этом российский рубль в прошлом году опустился в 2,2 раза. "Как и у любого экспортера, работающего с Россией, существуют риски, связанные с потерей на курсовых разницах. В месяц сегодня предприятие теряет от 100 тысяч долларов до 150 тысяч", - рассказывает Жидков.При этом поднять цены экспортеры не могут – это заведомый проигрыш в цене национальным производителям. На экспорт "Спартак" сегодня отправляет около 18%. Кроме России это Канада, США, Эстония, Казахстан, Кыргызстан, Армения, Азербайджан. "В следующем году планируем выход на китайский рынок – это стратегическая цель, рынок емкий, хотя и специфический", - рассказывает Олег Жидков. По-прежнему перспективным считают на фабрике и американский рынок. На наши предположения, что нынешние слабые успехи здесь связаны с конфликтом 2012-го года, когда В 2015-м году "Спартак" также прорабатывает в США новый проект с Национальной хоккейной лигой: сейчас идут переговоры по выпуску лицензионной продукции, батончиков и мелкоштучного шоколада, с символикой команд НХЛ. "Эта проблема на слуху у всех"Переходя к сложностям внутреннего рынка, сразу обозначаем две известные проблемы – дебиторская задолженность за отгруженную продукцию и отношения с торговыми сетями. С последними уже все в порядке, заверяет Жидков. "С белорусскими сетями мы давно научились работать по-партнерски. Мы сегодня учитываем, что выгодно нам и что выгодно сетям", - рассказывает он.Сетям выгодно получить хорошую скидку от производителя, ассортимент с высокой оборачиваемостью, хорошую отсрочку платежа. Производителю выгодно обеспечить дополнительные объемы реализации через выкладку в палетных зонах, через прикассовую зону и домашние полки. "При этом выставлять хотелось бы выгодный нам ассортимент – ведь доходность у каждой продукции своя. Мы нашли консенсус и прописали себя в матрицах торговых сетей. Мы их выдерживаем. У нас прирост продаж в торговые сети в этом году – от 200 до 300% к уровню прошлого года. Тот же "Евроторг" (компания, владеющая сетью магазинов "Евроопт". - Ред.) в 2013-м начинал продавать нашу продукцию с 70 тонн в месяц по всей системе, а сегодня это уже 200 тонн", - отмечает директор. С 2012 года доля компании на внутреннем рынке растет, заверяет директор, хотя в 2013-м году стратегию развития продаж пришлось выстраивать заново. Упор сделали на развитие собственного отдела продаж, хотя традиционно, еще с 90-х, ставка была на оптовиков системы Минторга и потребкооперации. "Они остаются и сегодня, но с учетом того, что эти каналы имеют низкую динамику развития и не всегда успевают за требованиями времени, мы пошли по пути развития собственных отделов, что позволило делать так, чтобы товар продавался, а не просто лежал на полках. Отгрузить товар несложно, но фактически может получиться, что ты раздал его", - рассказывает директор. Но проблемы с расчетами существуют и сейчас. Доля просроченной дебиторки на 23 декабря составляла около 15% от общей суммы дебиторской задолженности, достигавшей на эту дату 220 млрд рублей. "Не скажу, что все платят вовремя. Сегодня наибольший удельный вес просроченной задолженности на "Спартаке" – у системы потребкооперации. Это уже бич, и система нерасчетов прогрессирует. Она постоянно на слуху у всех. Существуют перекосы, когда мы должны грузить продукцию, имея просроченную задолженность больше 30-40 дней от той отсрочки платежа, которую мы предприятиям предоставляем", - сетует Олег Жидков, не забывая добавить, что есть и в потребкооперации достаточно надежные партнеры, которые и рассчитываются, и динамику продаж показывают. "Спартак" работает со средней отсрочкой платежа для оптовиков 45 дней. При этом фабрике надо закупать сырье, упаковку, платить налоги и зарплату, оплачивать энергоресурсы. На вопрос, не пугает ли такая отсрочка в нынешней сложной ситуацией с белорусским и российским рублем, Жидков прямо признается: "Пугает. Хотелось бы, чтобы деньги на предприятие возвращались быстрее. Сегодня деньги стоят денег. Сегодня банки с учетом нововведений Нацбанка предлагают высокие ставки по депозитам, чтобы компенсировать потери при покупке валюты". А валюту покупать приходится: 30% в себестоимости продукции занимают какао-бобы, а с учетом еще упаковки, орехов, доля импорта достигает 45%. Сегодня управлять своими затратами становится все сложнее, констатирует Олег Жидков. Снижать затраты и экономить трудно: сырье дорожает, а его доля в себестоимости – 65%, и компенсировать это снижением внутренних затрат все сложнее. "Стоимость какао-бобов на бирже выросла, и вся наша экономия оказалась съедена. Растет в цене и наша молочная продукция. Мука, сахар, все дорожает", - разводит руками директор. При этом в росте своих отпускных цен "Спартак" ограничен. Предельная годовая норма по увеличению отпускной цены – 11%. Есть и другие ограничивающие факторы – к примеру, деятельность конкурентов. Консервативный прогресс "Спартака"История фабрики началась 4 июня 1924 года, только название ее тогда было менее воинственным - "Просвет". Здесь выпускали карамель, ирис, мармелад. С ноября 1931 года кондитерская фабрика называется "Спартак". В Белгосархиве кинофотофонодокументов отыскались киноленты пятидесятых годов, снятые на этой фабрике.В киножурнале "Новости дня" за 1951 год рассказывают о том, как бригада мастера кондитерской работы Валентина Поживилка выдавала за смену больше двух норм карамели (а это 9,5 тонны). В киножурнале за 1953 год - кадры с легендарным "Золотым ключиком", которого машина-автомат за 8 часов могла произвести полтонны. Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Территория предприятия сейчас занимает 9 гектаров, сохранились и корпуса начала прошлого века. "Памятник архитектуры. Охраняется фабрикой", - улыбается заместитель генерального директора по производству Александр Чернецов. "Мы консервативны, - рассказывает он. - Многие оптимизировали расходы и покупают полуфабрикат, а "Спартак" сохранил первичное производство. Основное сырье - какао-бобы – у нас проходит первичную обработку, сортировку, очистку, обжарку. Далее продукт измельчается – получается какао-крупка, а из нее - какао-масло и какао тертое. Это позволяет меньше зависеть от поставщиков, дает свободу в выборе сырья. А еще есть понятие "вкуса производителя". Шоколад делается по определенной рецептуре, и у каждой фабрики он чем-то отличается. У нас тоже есть свой, спартаковский вкус, он немножко с кислинкой. Если пойдем на покупку полуфабриката, можем его потерять". Сейчас "Спартак" на пике техперевооружения. В 2008-м закупили новую линию для выпуска шоколадных конфет и батончиков с помадно-сливочной начинкой, в 2013-м запустили линию по производству импортозамещающих батончиков с нугой. Сейчас на очереди вафельный и бисквитный цех. Новую линию по производству вафельных изделий стоимостью 6 млн евро уже купили, восемь машин прибыло в Гомель, и летом обновленное производство планируют запустить. Здесь будут выпускать, в частности, семи- и девятислойные вафли, в том числе в семейных упаковках. Но и привычные потребителю "Черноморские" и "Артек" обещают не снимать с производства. Конфетно-шоколадный цех – самый крупный на производстве. "Продукции шоколадной группы белорусы едят примерно вдвое меньше европейцев. Так что по потреблению шоколадных конфет нам есть куда расти", - рассказывает Чернецов. На наши вопросы о том, почему белорусский батончик порой оказывается дороже импортного собрата, на "Спартаке" разводят руками, признавая: маркетинговые и финансовые возможности несопоставимы, ведь "Сникерсу" скоро 100 лет, а его производитель, компания Mars Incorporated, имеет оборот в 35 млрд долларов. При этом зашкаливающая цена отечественного батончика - на совести продавца, устанавливающего свою надбавку, уточняют на фабрике. "Диктовать надбавку не в наших силах. К примеру, в сети заправок "Белоруснефть" наша продукция – самая дорогая. Мы не знаем, почему такая система сложилась. Продукция эта недавно вышла на рынок, и мы не заинтересованы в том, чтобы повышать на нее цены", - заверяет заместитель директора. "В шоколадном сегменте бороться сложно, и все импортозаместить невозможно, - прознает он. – Тем более что играть приходится против всех. У "Рошена", к примеру, несколько заводов, каждое производство специализированное, на каждой линии узкий ассортимент, отработанная технология, четкая маркетинговая линия. А у нас мощности гораздо меньше". Батончики с помадными начинками и знаменитые конфеты "Ассорти" "Спартак" выпускает еще с 80-х. Старая линия отработала 20 лет, в 2008 году ее сменили на новую, рассказывает главный технолог кондитерской фабрики "Спартак" Ангелина Хоруженко. На линии можно выпускать от 500 кг до 1,5 тонны готовой продукции в час. Сейчас производство достигает 400-450 тонн в месяц. Процесс начинается с приготовления шоколадной массы с содержанием какао-продуктов 54% и ее доставки по трубопроводам в трехтонные емкости. Рецептура задается через компьютер, весь процесс закрытый. При нас на линии идет производство шоколадных батончиков с помадно-сливочной начинкой. Сахаро-паточный молочный сироп варится, а потом сбивается в помадосбивальной машине, охлаждается, после чего в помадку добавляются спиртосодержащие компоненты и сливочное масло и она отправляется на отливку. Линия занимает два 2 этажа, На одном - отливка, этажом ниже – фасовка и завертка. Пустые формы поступают на линию из отделения упаковки. Форма нагревается, заливается формовочный шоколад, и она отправляется на вибрационную машину, где масса разровняется по форме и уберутся пузырьки воздуха. В шкафу для формования корочки форма переворачивается, шоколад из нее выливается. После темперирования, нагревания и охлаждения при определенных условиях, позволяющих какао-маслу перейти в наиболее стабильную форму, что обеспечит продукту блеск и твердость, он отправится на новый круг. В форме остается тонкая корочка толщиной 1-2 мм, форма возвращается в исходное положение и охлаждается. В застывшую корочку дозируют начинку. Вибрацией ее разравнивают и удаляют пузырьки воздуха. Когда начинка охлаждена, начинается отливка донышка. Завершается процесс производства в выколоточном шкафу, где форма переворачивается, стучат молоточки, выбивающие готовый батончик из формы. Он проходит через металлодетектор на завертку. Самая новенькая линия "Спартака" не имеет аналогов в Беларуси. Сейчас на ней делают батончики из нуги и мюсли. Последние, кстати, "выстрелили" раньше белорусских "Сникерсов" и по цене оказались более конкурентоспособны по сравнению с импортными аналогами. Все рецептуры задаются в автоматическом режиме. Если выпускают батончики мюсли, то на линию подают сахар и патоку, варят сироп, добавляют ароматизаторы, дозатором подают хлопья или рисовые шарики, цукаты, все перемешивают и барабанами подают на ленту. Кукурузные хлопья "Спартаку" поставляет "Витьба", рисовые шарики – российские. Пласт режут ножами и дальше продукт транспортируется в двух уровнях, чтоб батончики не слипались. Следующий производственный этап - частичная глазировка. Шоколадной глазурью покрывают донышко и наносят верхний декор.
Производительность линии – от 500 кг до 1 тонны продукции в час, а обслуживает ее всего 11 человек. Насмотревшись на новые линии, интересуемся, удалось ли автоматизировать выпуск знаменитого спартаковского "Дуэта". "Как вы видели, у нас есть полностью автоматизированные участки, а вот "Дуэт" - это по-прежнему ручной труд, отливка в крахмал, старая технология", - улыбается главный технолог. "И не говорите, что "Дуэт" и "Прометей" не такие, какие были в вашем детстве. Тут технология ни при чем - все осталось прежним, кроме возраста едоков и возрастных особенностей восприятия. Конфеты, как в детстве, бывают только в детстве", - разводят руками спартаковцы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
О том, сколько стоила белорусским кондитерам российская девальвация, почему главной экспортной надеждой стали Китай и США и как делают самые известные... |
|