В первый день лета у предприятий и банков появилась головная боль в связи с переходом на новые правила покупки-продажи иностранной валюты. Все дело в том, что до минувшей пятницы включительно стоимость иностранных валют на бирже для всех покупателей и продавцов была одинаковой, однако с сегодняшнего дня ситуация меняется принципиально.
Фото: news.mail.ru.
Множественность курсов: как и где будут торговать валютой
В новых условиях курсы, по которым предприятия и банки будут осуществлять сделки с иностранной валютой, станут у всех разными. Связано это с тем, что Нацбанк принял решение перейти к новому режиму валютных торгов (с использованием двойного аукциона) на биржевом рынке.
По новым правилам, участниками биржевых торгов могут быть банки, которые будут покупать и продавать (от своего имени и за свой счет) иностранную валюту. Кроме этого, на бирже предусмотрена обязательная продажа банками 30% валютной выручки, которая поступает на счета экспортеров.
Остальные валютообменные операции (помимо обязательной продажи) корпоративных клиентов банков будут осуществляться на внебиржевом рынке. Накануне торгов банки рассказали своим клиентам, как и по какому курсу с 1 июня будут покупать и продавать валюту.
«При проведении операций на внебиржевом валютном рынке банк будет устанавливать курсы с учетом как курсов покупки-продажи иностранной валюты, сложившихся на торгах на бирже, так и курсов на межбанковском валютном рынке. Изменения курсов на упомянутых выше сегментах финансового рынка в течение дня будет приводить к изменению курсов банка», — говорится в сообщении, которое получили клиенты одного из крупнейших белорусских банков — «БПС-Сбербанка».
То есть с 1 июня курсы будут определяться в ходе торгов на трех сегментах (биржевом, внебиржевом, межбанковском) валютного рынка.
До третьей декады мая реально валютообменные операции проводились только на бирже. Дело в том, что на внебиржевом рынке действовали ограничения Нацбанка (установленные в декабре 2014 г. на фоне финансового кризиса), и возможность покупать-продавать валюту у банков напрямую, минуя биржу, предприятия не имели. В третьей декаде мая Нацбанк отменил декабрьские ограничения, и теперь внебиржевой рынок оживает.
На межбанковском рынке в последнее время большой активности также не наблюдалось, и связано это было с тем, что в условиях, когда спрос на валюту полностью удовлетворялся на бирже, торговать между собой валютой банкам не было смысла.
В новых условиях, когда биржевые торги будут проходить в режиме двойного аукциона, курсы покупки-продажи валют могут не устроить банки, поэтому часть сделок финансовые структуры могут захотеть перенести на межбанковский рынок.
Кстати, банки накануне вступления в силу новых правил торгов предупредили предприятия, чтобы последние знали чувство меры и не выходили на внебиржевой рынок единовременно с крупными заявками.
«Проведение операций покупки-продажи иностранной валюты в крупных суммах (свыше 5 млн долларов США в эквиваленте) с учетом ликвидности рынка может приводить к значительным колебаниям курса в сторону его ухудшения для клиентов», — говорится в сообщении «БПС-Сбербанка», текстом которого располагает БелаПАН.
Представители банковского сектора говорят, что ничего неординарного в таком подходе нет.
«В условиях ограниченной ликвидности внебиржевого рынка поиск крупных сумм для клиента сопряжен с более высокой стоимостью валюты. Следовательно, на относительно небольшие заявки клиентов котировки будут лучше, чем на большие», — пояснил БелаПАН топ-менеджер одного из банков.
Стоимость валюты для населения в обменных пунктах будет напрямую зависеть от того, какие обменные курсы сложатся на биржевом, внебиржевом и межбанковском рынках.
Курс будет рыночным?
По мнению экспертов, в результате перехода на режим двойного аукциона курсообразование в стране станет более рыночным (до мая окончательной инстанцией, которая определяла курс, являлся Нацбанк).
Вместе с тем, несмотря на многообразие котировок, которые появятся в связи с переходом на новый режим торгов, говорить о том, что курс станет на 100% рыночным, не приходится, считают аналитики финрынка.
«Объемы валютных интервенций, с которыми будет выходить Нацбанк как один из участников торгов, останутся неизвестны. Соответственно, сделать вывод, что обменный курс после внедрения нового механизма торгов станет полностью рыночным, мы не сможем», — отметил в беседе с корреспондентом БелаПАН старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.
По его мнению, на новый режим торгов власти переходят в связи с тем, что это соответствует требованиям международных финансовых организаций. К слову, Антикризисный фонд ЕврАзЭС, к которому официальный Минск обратился за новым кредитом, приветствовал на днях переход Беларуси на торги в режиме двойного аукциона.
«Кредиторы, у которых Беларусь рассчитывает привлечь новые заимствования, давно настаивали на более гибком обменном курсе, и переход на торги в режиме двойного аукциона — шаг в этом направлении», — считает Полховский.
В свою очередь, старший аналитик форекс-брокера «Альпари» Вадим Иосуб считает сделанный шаг половинчатым, поскольку белорусский вариант реализации двойного аукциона предполагает, что доступ к биржевым торгам валютой будут иметь только банки.
«Новый биржевой режим торгов — для банков, всем остальным будет доступен только внебиржевой рынок. Предприятия в Беларуси не будут являться непосредственными участниками торгов на бирже», — констатирует Вадим Иосуб.
В то же время в России, где валютные торги также проводятся в режиме двойного аукциона, доступ к Московской бирже имеют не только предприятия, но и население, говорит Иосуб.
«В России любой экономический агент (и физлицо, и юрлицо) может открыть счет и торговать на бирже», — отмечает Иосуб.
Эксперт обратил внимание на то, что новые правила биржевых торгов в Беларуси действуют до 2017 года. «Возможно, это намек на то, что через полтора года и предприятия получат непосредственный доступ к биржевым торгам», — предполагает Вадим Иосуб.
Финансовые аналитики ожидают, что переход к режиму двойного аукциона может на первых порах увеличить спред между покупкой и продажей валюты. Ведь пока участники торгов не привыкнут к новым условиям работы, они будут закладывать валютные риски в курс.
«В крупных российских банках разница между покупкой и продажей иностранной валюты составляет от 3% до 6%. У нас сегодня спред составляет около 1,5-2% и может на первых порах вырасти до российского уровня. Однако конкуренция между банками за клиентов будет приводить к тому, что разница между покупкой и продажей иностранной валюты будем уменьшаться», — прогнозирует финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
По его мнению, обменный курс в Беларуси будет зависеть от рыночных факторов и в меньшей степени от административных.
«В условиях низкого уровня золотовалютных резервов и значительных выплат по государственному долгу Нацбанк вряд ли сможет осуществлять масштабные валютные интервенции. Поэтому возможности административного влияния на курс ограничены», — констатирует Александр Муха.
В нынешних условиях, когда держать курс рубля возможностей немного, котировки на валютном рынке в первую очередь будут зависеть от проводимой экономической политики. Кстати, впереди — месяцы, предшествующие президентским выборам. Какой политики в этот период будут придерживаться власти — таким станет обменный курс после выборов...