На площадке Edutaiment во время арт-пикника о бизнесе говорил Алексей Садовой – соучредитель минских баров "ID", "Герои", "Бессонница", "Счастье есть" и двух барбершопов –"Firm" и "Cut". Молодой бизнесмен рассказал, когда заведения достигнут докризисного уровня, какой процент получают парикмахеры в его барбершопах и почему в своих заведениях он оплачивает полный счет.
Фото: Максим Пушкин, TUT.BY
"Отец дал денег на первый проект, но по поводу бизнеса я с ним никогда не советовался"
До того, как Алексей открыл собственное дело, за "чистым напитком в стакане и честным счетом в конце" он ходил только в те заведения, где у него работали знакомые: бармен, администратор, владелец. По его словам, в бизнес он пришел по пути "из теории в практику", что, отмечает ресторатор, в этой сфере бывает нечасто.
– У меня была уверенность в своих силах. Я знал, что хочу сделать, и мне казалось, что это будет востребовано у таких ребят, которые на меня похожи.
Со стартовым капиталом, который для многих является камнем преткновения, Алексею помог отец. Александр Садовой довольно продолжительное время был топ-менеджером, председателем совета директоров компании "Белтехэкспорт". Покинул спецэкспортера вооружений в 2012 году, вскоре после введения Евросоюзом санкций в отношении компании и ее акционера Владимира Пефтиева. Сейчас Садовой-старший больше известен тем, что является одним из совладельцев "Оршанского авиаремонтного завода". Там он вместе с украинской "Мотор Сич" налаживает выпуск вертолетов. А в партнеры будущего транспортно-логистического центра выбрал компании из Китая.
Александр Садовой здоровается с Александром Лукашенко. Фото: пресс-служба президента Беларуси
По признанию Алексея Садового, поддержка отца на начальном этапе имела большое значение.
– Отца я люблю и очень ему благодарен. Это человек, который дал мне возможность "стартануть". Сейчас мы встречаемся как семья: пообедать, поужинать. По поводу своего бизнеса я никогда с ним не советовался – за исключением первого полугода.
"Парикмахеры работают исключительно за процент: просто он честный и смелый"
Садовой делится секретами создания хорошей команды: главное – хорошо платить, давать возможность расти как по карьерной лестнице, так и профессионально. – Если официант стал администратором, а потом управленцем вашего бара – это хороший стимул для него и для тех, кто трудится с ним плечом к плечу: ребята видят, что карьерный рост возможен.
Лучшие кадры в свои заведения Садовому удается привлечь не в последнюю очередь хорошей оплатой труда. Что касается баров, то помимо зарплаты, "зал" работает за чаевые, а "кухня" получает процент от продажи блюд. В барбершопах парикмахеры работают исключительно за "честный и смелый" процент.
– С этого бизнеса [барбершопы] мои ребята-парикмахеры зарабатывают больше, чем я: они получают 50 процентов, в итоге у них классные зарплаты. Если говорить о барах, то у меня в сети зарплата выше средней по рынку: это позволяет мне выбирать лучших. Я могу прийти в любой бар, предложить работу в своем заведении и знаю, что человек рассмотрит его всерьез. В общем, хорошим словом можно добиться многого, но хорошим словом и банкнотой – гораздо большего.
"От всех сотрудников у меня есть расписка на некоторую сумму"
Бизнесмен признается, что как работодателю, ему неважно, насколько новый сотрудник профессионален: это касается и парикмахеров, и поваров, и администраторов. – Я людям честно заявляю: мне неважно, что ты умеешь, мне важно, какой ты человек. Команда большая, и если он хороший человек, всему остальному мы сможем его научить.
Садовой говорит, что всегда актуален вопрос вложения денег в обучение сотрудников: те учатся за его деньги, а потом уходят работать в другие заведения. Он называет это проблемой и обращает внимание на то, что как работодатель он никак не защищен в этом вопросе. – От своих сотрудников я имею энное количество расписок: как физлицо физлицу. Эта расписка имеет срок годности – скажем год, и энную сумму – скажем, в тысячу долларов: как будто эти деньги одолжили. За этот год я вкладываю в обучение сотрудника, а он должен отработать, если не хочет заплатить по этой расписке.
Что касается отзывов в интернете, то сын топ-менеджера "Белтехэкспорта" считает, что единичные комментарии не имеют значения, а вот если трижды замечание написали по одному и тому же поводу – стоит задуматься. Отзывы о своих заведениях он никогда "не проплачивал". – К тому же, я вас уверяю, победа в конкурсе на лучший ресторан года стоит конкретных денег. Со всей ответственностью заявляю: каждая из позиций про-да-е-тся. Неважно, бутик одежды вы, бар или ресторан. Нормальные люди в этом не участвуют. Когда мои заведения попадают в какие-то топы, я палец о палец не ударил: просто так получилось.
"Иногда мы можем отказать в брони столика по гендерному принципу"
О том, как отклонение от концепции порой положительно влияет на доходность предприятия, Алексей Садовой рассказал на примере бара "Герои".
Фото: facebook.com
– Мы открывались как полузакрытый speak-easy bar. У меня в партнерах был достаточно амбициозный мужчина, который с азартом приглашал туда своих друзей – это была одна публика. Когда с этим человеком мы расстались, немного поменялась концепция и подход: мы стали более открытыми для всех. В итоге, на экономику предприятия это сказалось в лучшую сторону.
Что касается гендерного неравенства, то если позвонят девушка и парень, и попросят забронировать столик на вечер пятницы, то есть вероятность, что сославшись на отсутствие мест, девушке откажут. – Такие случаи вполне могут быть, это некрасиво, хотя и объяснимо. В баре "ID", например, есть записная книжка с телефонами постоянных гостей. Если в пятницу вечером с незнакомого номера звонит девушка, а вероятность того, что через 15 минут этот столик будет занят, высока, скорее всего, ей откажут, как бы это не звучало. Это лицемерие, отчасти ханжество, но я вынужден в этом признаться.
"Договор государственной аренды нам удалось подписать на десять лет"
Алексей Садовой говорит, что в плане финансов сейчас больше всех выгоден бар "Бессонница": он связывает это с месторасположением и концепцией. Что касается помещения бара, то шесть лет назад он с партнерами перекупил компанию, у которой было право аренды.
– Я подписал договор инвестиций, то есть я участвовал не только в постройке самого ресторана, но и в реконструкции памятника архитектуры, в котором он находится. На этом условии нам удалось подписать договор аренды на десять лет.
Садовой отмечает, что больше, чем на пять лет, договор государственной аренды подписать сложно, – за исключением подобных случаев: чаще всего срок и вовсе ограничивается тремя годами. Несмотря на это, Алексей называет государственную аренду лучшей в городе. – Сейчас очень много предложений арендных площадей по хорошим ставкам: мои коллеги-конкуренты съезжают, еще по каким-то причинам закрывают свой бизнес. Для кого-то – кризис, а для нас – шанс. Теперь у меня есть выбор: взять это помещение или другое.
"Не вкладывайте деньги в стены, пол и потолок: в случае чего, вы не сможете это унести"
Бизнесмен считает, что реклама – совершенно неоправданное вложение денег, поэтому на нее они с коллегами не тратили ни копейки. При этом Алексей не имеет ничего против имиджевой рекламы. – Когда я вижу большой разворот в глянцевом журнале с рекламой ресторана и подписью "приходите к нам", при том, что я приблизительно знаю, сколько стоит эта реклама, у меня возникает только одна мысль: у людей просто мольба о помощи. Они как будто говорят: "Ребята, у меня все так плохо, придите хоть кто-нибудь".
Алексей утверждает, что со своим сегодняшним опытом, за 50 тысяч долларов на площади в 100 квадратных метров он открыл бы вполне успешный фастфуд. Впрочем, бюджет в две с половиной или три тысячи долларов на квадратный метр он тоже представляет, как освоить. – Не вкладывайте в стены, пол и потолок. Это те самые улучшения, которые вы потом не сможете взять под мышку и унести. Вложитесь в мебель, в свет, в хорошее оборудование: это куда более оправданные траты.
"Самый быстрый по окупаемости бизнес – парикмахерские"
Что касается заведений, принадлежащих Алексею, то бар "Герои" уже окупился, "ID Bar" к этому очень близок, а "Бессонницу" планируют окупить через полтора-два года.
– Это достаточно "длинные" деньги. Я считаю, что пять лет для окупаемости заведение – приемлемая цифра. Мы очень верим в то, что делаем такие вещи, которые имеют свой жизненный цикл не в пять лет. Мы хотим, чтобы заведение существовало 10, 15 лет и даже больше: отсюда другие вложения и более долгие ожидания возврата.
Алексей Садовой (слева) с парикмахером барбершопа Firm
Алексей говорит, что окупаемости недавно открытого бара "Счастье есть" ждут немногим более, чем через два года. При этом проект окупится быстрее остальных, если не говорить о парикмахерских: они – самые быстрые.
Что касается News Cafe (владелец – Вадим Прокопьев), которое окупилось за 11 месяцев, то Алексей говорит, что для Минска – это уникальный случай. – Была уникальная обстановка в городе: полное отсутствие конкурентов, аналогов. К тому же, уровень вложений был минимален: в помещении был сделан только косметический ремонт. Все дело не в том, как быстро вернулись деньги, секрет был в том, сколько было вложено на входе.
"В планах: заведения в центре, боксерский клуб и барбершопы в регионах"
Ко всему прочему, Алексей Садовой всерьез задумывался над открытием барбершопа в офисе компании Wargaming: программисты – платежеспособная аудитория. А вот для девушек молодой бизнесмен ничего открывать не планирует, все потому, что не знает, что нужно девушкам. – То количество записей в барбершоп убеждает меня в том, что это очень востребованная сейчас вещь: мы просто предложили услугу, которая давно назрела. Сейчас открываем еще третий мужской салон, он будет, скорее, классическим. Для девушек ничего открывать не планирую: я не чувствую девушек так, как чувствую ребят и бросил попытки их понять.
К Новому году Алексей планирует открыть в Минске боксерский клуб: концепция есть, помещение – тоже, но на данном этапе они с партнерами столкнулись с бюрократическим аппаратом и ждут ответы на письма уже несколько месяцев. В спальных районах города свои заведения Садовой открывать не планирует, при этом не исключает, что "когда-нибудь до этого дорастет". – Что касается регионов, то мы были в Гродно, Гомеле, Бресте, собираемся в Могилев. Пока это предварительные города, куда мы поедем с мужскими парикмахерскими. Нынешнее состояние рынка нам пока не позволяет так быстро развиваться, как бы мы хотели.
"Для заведений Минска сейчас достаточно просто хорошо повторить то, что уже где-то есть"
Как совладелец, в своих заведениях Алексей оплачивает полный счет, все партнеры и родственники – тоже: скидок у них нет. Он считает, что для ресторатора важно расширять кругозор, путешествовать и быть в заведениях по всему миру.
Фото: facebook.com
– Скидка – это дорого, и если вы хорошо считаете, вы это поймете. Я уважаю своих гостей, считаю, что они все умные люди: я предлагаю им честное ценообразование. Для Минска, Беларуси сейчас достаточно просто хорошо повторить то, что уже где-то есть, даже в 200 км – в Вильнюсе. Сейчас это сработает, а сработает ли через пять лет – уже не уверен.
Тяжелые финансовые времена в заведениях Алексея Садового были в январе-феврале этого года. Если в октябре–ноябре стране не предстоит пережить очередной провал курса, то к концу года, по ожиданиям бизнесмена, в его заведениях "все будет здорово". – В начале года мы работали практически "каля наля" – так любит говорить мой партнер. Сейчас динамика положительная, мы ее контролируем, но докризисный уровень еще не достигли, вернее, выручка в белорусских рублях осталась прежней, другое дело, что эквивалент в долларах провалился в полтора раза.
На площадке Edutaiment во время арт-пикника о бизнесе говорил Алексей Садовой - соучредитель минских баров "ID", "Герои", "Бессонница", "Счастье есть" и двух барбершопов -"Firm"...