Белорусские вкладчики, несмотря на многочисленные меры по дедолларизации экономики, продолжают увязывать свое поведение с курсом американской валюты в стране. В первой декаде сентября, по информации банков, вкладчики после августовской паники успокоились. На фоне стабилизации курса доллара отток рублевых депозитов прекратился.
Первая волна оттока рублевых вкладов завершилась.
Политика против «депозитной рулетки»
Напомним, в августе банковская система потеряла более 10% срочных рублевых вкладов населения. Это было самое значительное сокращение депозитного портфеля банков в текущем году.
Банкиры говорят, что в первой декаде сентября ситуация более-менее успокоилась, и объем рублевых депозитов стабилизировался. Нести рублевые сбережения обратно вкладчики пока не хотят, но и оттока уже нет.
«С сентября оттоков нет, восстановления вкладов также не наблюдается. Первая волна оттока вкладов закончилась. Сентябрьское поведение вкладчиков, видимо, объясняется стабилизацией курса», — предполагает топ-менеджер одного из банков.
Представители банковского сектора считают, что на поведении белорусских вкладчиков будет сказываться ситуация с мировыми ценами на нефть и курсом российского рубля, которая сегодня оказывает прямое влияние на степень девальвационных ожиданий в Беларуси.
Следует отметить, что Национальный банк в сегодняшней ситуации занял однозначную позицию — ручного управления ставками на депозитном рынке. По информации БелаПАН, в сентябре регулятор довел до банков очередную рекомендацию и предложил пересмотреть размер ставок по сберегательным карточным продуктам.
Напомним, в мае Нацбанк просил коммерческие банки установить максимальный размер ставок по рублевым вкладам на уровне не выше 30% годовых.
В июне регулятор уточнил рекомендацию: максимальные ставки по долгосрочным вкладам (со сроком размещения 6 и более месяцев) было предложено установить на уровне упомянутых 30% годовых. В то же время по краткосрочным депозитам (на срок до 6 месяцев) максимальную доходность регулятор в июне рекомендовал снизить до 26% годовых, и с тех пор правила игры в этой части для банков не пересматривались.
В сентябре, по сведениям БелаПАН, Нацбанк рекомендовал банкам снизить до упомянутых 26% ставки по рублевым сберегательным карточкам, средства на которых ранее регулятор не приравнивал к краткосрочным депозитам. В общем, ручное управление ставками на депозитном рынке сохраняется.
По мнению белорусских экономистов, административное управление рынком обусловлено стремлением регулятора покончить с так называемой «депозитной рулеткой», когда колебания ставок порождают спекуляции на рынке вкладов.
«Нацбанк пытается выйти из сложившейся за последние годы ситуации, когда отток вкладов рождает рост процентных ставок. Повторение этой закономерности порождает спекуляции на рынке. Ограничивая уровень процентных ставок, Нацбанк тем самым старается не допустить повторения «депозитной рулетки», — считает экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.
Однако, предполагает он, если высокий спрос на инвалюту будет сохраняться продолжительное время, Нацбанк, возможно, ослабит регулирование депозитного рынка и разрешит банкам поднимать ставки по рублевым вкладам.
Валютный рынок: будет ли расти напряжение?
События на депозитном и валютном рынке в Беларуси тесно взаимоувязаны. В первой половине нынешнего года, когда рублевые сбережения пользовались спросом у вкладчиков, население активно несло иностранную валюту сдавать в обменники. Весной ежемесячно физические лица продавали иностранной валюты на 150-250 млн долларов больше, чем покупали.
«На фоне высоких ставок по рублевым депозитам и относительно стабильного курса рубля в первой половине года население было склонно хранить сбережения в национальной валюте и поэтому продавало иностранную валюту», — комментирует ситуацию финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.
Экономист также предполагает, что увеличению предложения валюты в первом полугодии способствовало стремление населения сохранить покупательную способность, которая после январской девальвации заметно снизилась.
«К слову, розничный товарооборот в Беларуси, несмотря на падение реальных доходов населения, в январе-июле все-таки вырос на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — констатирует Муха.
Вместе с тем, в августе, как свидетельствуют последние данные Нацбанка, предпочтения населения резко поменялись. В последний месяц лета физические лица купили иностранной валюты на 334,1 млн долларов больше, чем продали.
Белорусские экономисты объясняют повышенный спрос на иностранную валюту в августе ростом курса доллара в России, что привело к повышению девальвационных ожиданий в Беларуси.
Вместе с тем, эксперты финансового рынка сомневаются в том, что население на длительном промежутке времени сможет поддерживать высокий спрос на иностранную валюту.
«В августе повышенный спрос на валюту наблюдался в силу конвертации рублевых сбережений населения в валютные. В результате, на долю валютных вкладов сегодня приходится, по нашим оценкам, уже порядка 80% банковских депозитов населения», — говорит Муха.
В недалеком будущем, считает экономист, может наступить момент, когда конвертировать будет уже нечего — рублевыми вкладчиками останется консервативная часть населения (в частности, пенсионеры), которая при любых обстоятельствах будет хранить сбережения в национальной валюте
В то же время текущие доходы, которые существенно снизились с начала года в результате девальвации, вряд ли позволят населению покупать много иностранной валюты.
«В связи с удорожанием инвалюты и ограничением зарплат в рублевом выражении, очевидно, что доступность иностранной валюты для физических лиц снизится», — прогнозирует Муха.
При нынешнем уровне средней зарплаты (около 400 долларов в эквиваленте) свободных денег в семейном бюджете белорусов вряд ли будет оставаться много. С другой стороны, предпосылок для заметного роста доходов населения пока вообще не просматривается.
В общем, все идет к тому, что валюта в обменниках превратится в роскошь, доступную для немногих…