Вопреки здравому смыслу: Раньше госсистема на ошибки реагировала, теперь она на них настаивает
21.09.2015 19:53
—
Новости Экономики
|
В очередном выпуске «Экономики на пальцах», до президентских выборов Не наш калийВ сентябре президент и председатель совета директоров ИООО «Славкалий» Михаил Гуцериев Интересно уже то, что это «Славкалий» — это иностранное общество с ограниченной ответственностью, даже не акционерное общество, обращает внимание он. «Не понятно, зачем вообще нам понадобился иностранный развиватель этого месторождения, которое соседствует с участком, который давно и успешна разрабатывает „Беларуськалий“. А теперь белорусский производитель будет «В своем выступлении президент не говорит о том, что нам это не будет принадлежать. Президент «Президент говорит, что „ввод в эксплуатацию Нежинского горно-обогатительного комплекса принесет дополнительный экспорт около $ 860 млн в год“. Но кому принесет? А дальше перечисляется „вырастут налоговые поступления, сборы и платежи“ — то есть все то, что страна получает от прихода любого нормального инвестора», — отмечает он. Показательным, по мнению Чалого, является и заявление Лукашенко о том, что нынешние кризисные времена «не катастрофические, если будем шевелиться». Глава государства также отметил, что «около $2 млрд за эти месяцы получили выручки при невысоких ценах». «Это он имеет в виду, что цену мы сами и убили, — полагает эксперт. — Причем „шевелиться“ — это когда не знаешь направления, куда двигаться. Это совершение хаотических действий, демонстрирующих, что ты еще жив». Далее несколько раз подчеркивается, что подтверждено выделение Беларуси льготных китайских кредитов и коммерческих. «Это такой ребрендинг — связанные кредиты стали называть льготными, понимая, что иначе с такими кредитами связывают много негатива», — уверен аналитик. Лукашенко также призвал не беспокоиться по поводу того, что частнику дают допуск к недрам страны. «Мы никому ничего не отдаем. Это все остается в нашем государстве — железобетонно. Мы не жулики, вы в чем угодно меня можете упрекнуть, только не в жульничестве. Никому, я сам этого не делал и никому не позволяю. За двадцать лет никто у меня не погрел руки на государственном», — подчеркнул Александр Лукашенко. «Мы неоднократно обсуждали, где у нас возникали уголовные дела на частных инвесторов — вывод капитала. Грубо говоря: вход — рубль, а выхода нет. Президент понимает инвестирование, как деньги, которые навсегда остаются тут. В данном случае, по сути, происходит национализация издержек — они все лежат на государстве, на бюджете, так как кредит „Славкалий“ получит под гарантии правительства. С другой стороны, приходит человек, который вкладывает какие-то минимальные средства», — говорит Чалый. Сперва речь шла о сумме 280 млн долларов, недавно Гуцериев Эксперт обращает внимание на то, что логика привлечения инвестиций как раз обратная — чтобы инвестор брал на себя риски, а мы получали бы часть своей природной ренты в виде пошлин и налогов. Другое дело, если бы в качестве инвестора привлекли, к примеру, крупного мирового производителя хлоркалия, — полагает он. Со «Славкалием», обращает внимание Чалый, ситуация вновь обратная: «Без „Беларуськалия“ невозможен „Славкалий“. „Беларуськалий“ — это кадры, опыт работы, добычи, управления. Все эти люди будут работать у нас», — «То есть он не приносит, а забирает», — подчеркивает эксперт. Причем, по словам Гуцериева, «в БКК мы будем участвовать на ту долю рынка, в которой мы находимся. То есть, если мы будем продавать два миллиона тонн, то на эти объемы будем участвовать партнерами, акционерами в этой компании». «То есть они и прибыль получать будут, не неся социальных издержек, да еще и претендуют на акции БКК. А зачем это нужно нам, я представляю смутно», — резюмирует Чалый. Другой пример нерационального поведения — печально известное постановление № 666, по которому и списки товаров, которым требуется проверка, неокончательные, и некоторые поставщики фактически парализованы. «У нас есть право заниматься надзором. И если в ходе надзора будут негативные результаты, значит, мы дополним перечень», Больше всего эксперта поразило Китайская болезньС Китаем размеры экономик и стили у нас разные, а проблемы похожие, подчеркивает Чалый. На днях власти Китая обнародовали план реформы госсектора, причем короткий, до 2020 года. Он предполагает продажу миноритарных пакетов акций частным инвесторам, закрытие неэффективных и убыточных компаний с консолидацией госактивов в приоритетных отраслях, прежде всего в энергетике, добыче и на транспорте, «Мы приложим все усилия для очистки госсектора от хронически убыточных госпредприятий — „зомби“ — и продажи низкоэффективных госактивов», — цитирует «Коммерсант» замглавы Госкомиссии КНР по контролю за госактивами Чжан Сиу (в ведении этой комиссии находятся 111 крупнейших китайских госкомпаний). Чалый обращает внимание, что это даже цифра близка к числу участников нашего «Мировые экономисты сразу начали обсуждать достоинства и недостатки плана. Из-за схожести ситуаций мы можем все эти рекомендации использовать. Они — точно про нас. В частности отмечается, что есть много отраслей, накопивших избыток мощностей. Плюс многие из них накопили кредиты в ущерб частным фирмам и потребителям. Как мы многократно говорили, это и есть главный вопрос, который перед нами стоит», — сказал Чалый. Китайская реформа предполагает разделение компаний на две группы — компании, ориентированные на получение дохода, и остальные. Остальные, это, к примеру, военпром, где издержки роли не играют. Перспективным компаниям разрешат привлекать частный капитал и участвовать в программах государственно-частного партнерства. Чалый напомнил, что экономике Японии поддержка неэффективных предприятий с плохими долгами, «зомби», стоила потери двух десятилетий в развитии экономики. Капиталистическая практика требует, чтобы от неэффективных бизнесов избавлялись. «Банкротство — самый эффективный способ справиться с неэффективным распределением ресурсов. Это возможность системы очистить себя и единственный способ восстановить из руин рухнувший бизнес», — отмечает он. И на фоне таких рекомендаций, обращает внимание Чалый, появляются «Нельзя тем предприятиям, которые составляют основу экономического потенциала (МАЗ, МТЗ, БелАЗ, Гомсельмаш и другие), тянуть на себе как ломовым лошадям весь груз экономического роста», — полагает глава КГК. «Но мы знаем, что ситуация на самом деле противоположная — в большинстве случаев эти предприятия — и есть классический пример рухнувших бизнесов, их мощности не соответствуют потребностям рынка, занятость у них избыточная», — отметил Чалый. «Многие видят структурную перестройку экономики так, как это навязывается извне, прежде всего международными финансовыми организациями, — в виде изменения структуры собственности за счет огульной приватизации», — заявил Анфимов. В качестве примера он привел ситуацию с российскими производителями тракторной техники: «Попробуйте поднять то, что опустилось в болото. У России есть ресурсы, может, она и сможет. Но если в Беларуси предприятие ляжет, то его практически невозможно вытянуть». «И опять логика противоположная. Если предприятие, став частным, ложится, это и есть работа механизма самоочищения», — уверен Чалый. Так что наш случай не только не уникален, но вполне типичен для всех развивающихся стран, многие из проблем которых связаны как раз с замедлением роста в Китае, отметил аналитик. Одно из побочных явлений этого — конкурентная девальвация национальных валют. 20 лет в ожидании ростаРезюмируя темы недели, Сергей Чалый вспомнил «Падение темпов роста мировой торговли и связанное с этим снижение цен на сырье ударили по экспорту эти стран. Государственные расходы низки из-за того, что многие государства слишком боятся смягчать фискальную политику, опасаясь потери способности обслуживать суверенный долг на фоне смутных перспектив притока капитала. Наконец, частные расходы ограничены тем, что бум на кредитных рынках многих стран уже закончился и ни у кредиторов, ни у заемщиков нет сегодня особого желания рисковать», — пишет Любин. Можно было бы подумать, что, столкнувшись с таким положением дел, эти страны будут пытаться обогнать друг друга в реформировании экономики — устранять барьеры для экономической активности, смягчать регулирование, прилагать дополнительные усилия для привлечения прямых иностранных инвестиций, продолжает эксперт Citigroup. Он отмечает, что структурные реформы оказались вытеснены на периферию, ведь во главу угла были поставлены здоровые государственные финансы, «а необычайно благоприятная для развивающихся стран ситуация в мировой экономике заставляла их руководителей думать, что все, что бы они ни сделали, будет работать». «Теперь, когда температура в мировой экономике опустилась гораздо ниже, мы осознаем, что иметь сильный баланс — в лучшем случае необходимое, но недостаточное условие для обеспечения стабильного роста. Также необходим — причем сегодня даже больше, чем когда-либо в недавнем прошлом, — благоприятный деловой климат, который поддерживает иррациональное начало, формирующее у предпринимателей доверие и спонтанно возникающую решимость действовать», — отмечает Любин. А вот положительным примером Дэвид Любин называет Мексику.
«Для того, чтобы осознать проблемы, требуется 20−30 лет. А мы мало того, что не учимся на мировом опыте, мы совершаем вещи совершенно противоположные, — констатирует Сергей Чалый. — Количество государства в экономике не уменьшается, а растет. Раньше такие решения, которые останавливали работу бизнеса, достаточно быстро отменялись. То есть система на ошибку реагировала, теперь она на ней настаивает. Это мы видим по истории с декретом о тунеядцах, с постановлением № 666: несвоевременные и вредные решения не отменяются. Мол, мы вас сперва задушим, а там посмотрим». Перспективы Беларуси, как и других экономик, оказавшихся в похожей ситуации, — туманные. К примеру, предполагает эксперт, в Беларуси могут проявиться проблемы,
«Резюме: мы имеем остановившуюся модель роста. Все советы и рекомендации для развивающихся стран в такой ситуации известны, тем не менее, мы этого не делаем. Вместо дерегулирования, мы занимаемся избыточным регулированием, делая совершенно самоубийственные вещи с точки зрения экономического роста и его будущих источников. Или нам тоже надо будет 20−30 лет, чтобы пройти все кризисы и осознать проблему. Или нас ждет реакция системы, привыкшей сидеть на ресурсах или их распределении, которая перешла из режима „потреблять, но хотя бы чуть-чуть делиться“, к просто „потреблять“…Других вариантов не вижу», — констатирует Сергей Чалый.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В очередном выпуске "Экономики на пальцах", до президентских выборов перешедшей на текстовый формат, аналитик Сергей Чалый рассуждает о том, почему что проект...
|
|