Мы все давно уже стали миллионерами. Всё — зарплаты, пенсии, пособия — считаются в «лимонах». Но скоро белорусы вновь будут вынуждены считать каждый рублик. На июль 2016-го государство запланировало деноминацию.
Последняя на сегодняшний день деноминация в Беларуси была проведена 16 лет назад — 20 октября 1999 года. Белорусский «зайчик» тогда потерял три нолика. Это была вторая в новейшей истории нашей страны деноминация. Во время первой, состоявшейся 20 августа 1994 года, белорусская валюта стала «короче» на один ноль.
Очередной этап обрезания нулей и на экспертном, и на бытовом уровне обсуждается уже давно. Однако власти долго не решались на этот шаг. Вспомним, как они объясняли нежелание рубить «зайчику» хвост.
Петр Прокопович. «За всё надо платить»
9 декабря 2010 года, накануне президентских выборов, тогдашний глава Национального банка Петр Прокопович на одной из прямых линий рассказал:
«Для того чтобы провести деноминацию, необходимо время на подготовку: издать соответствующий указ президента, затем создать нормативно-правовую базу и т.д. К деноминации надо будет готовиться, как минимум, в течение полугода. Так что деноминации через 20 дней не может быть даже теоретически, не говоря о практической стороне вопроса».
Он напомнил, что лишь однажды власть подготовила белорусам «сюрприз» — 2 января 2009 года, когда более чем на 20% был девальвирован белорусский рубль.
«Мы были вынуждены пойти на этот шаг. Да, мы не предупредили население, но взамен получили 3,8 млрд долларов кредитных ресурсов, спасли экономику и стали чуть ли не единственной страной в мире, которая в прошлом году (в 2009-м. — ред.) увеличила доходы населения. Как говорится, за все надо платить. За то, что мы вас не предупредили, мы извинились: девальвация национальной валюты была вынужденной мерой, но для общей пользы», — подчеркнул Прокопович.
Николай Снопков. «Разумный шаг»
В конце 2011 года на тот момент министр экономики Николай Снопков назвал абсолютно разумным предложение провести в Беларуси очередную деноминацию.
По его словам, экономические власти Беларуси будут над этим думать, но каждому действию должно быть свое время.
«На данный момент необходимо стабилизировать ситуацию в макроэкономике, сбалансировать и уж только потом думать о деноминации», — сказал министр.
Надежда Ермакова. «Если зарплаты станут большими»
В мае 2012 года новый глава Национального банка Надежда Ермакова заявила, что деноминацию проведут только в двух случаях: если резко возрастут цены или заработные платы.
Ермакова тогда подчеркнула, что на фоне произошедшей в 2011 году девальвации и при существующем показателе инфляции говорить о проведении деноминации еще очень рано.
В то же время она допустила, что лишние нули могут убрать в случае резкого увеличения заработных плат белорусов, когда купюры просто не смогут поместиться в кошелек.
Александр Лукашенко. «Готов в любой момент»
Деноминацию лучше проводить, «когда будет более или менее стабильная ситуация на валютном рынке», заявил Александр Лукашенко 11 октября 2013 года на пресс-конференции для российских журналистов.
«Мы как-то близко сейчас к этому вопросу не подходили, но провести такую деноминацию мы готовы в любое время, — сказал он. — Если людям надоело (множество нулей на купюрах и ценниках) и это будет возможно с точки зрения валютного рынка, мы проведем. Это же не одномоментная акция или какое-то сущностное явление. Это обычная техническая операция».
«Когда-то мы проводили деноминацию, но мало нулей отбросили. Надо было отбрасывать все-таки, как положено, чтобы, допустим, сегодня доллар не девять тысяч там стоил, а девять рублей. Это в наших силах», — отметил белорусский руководитель.
По его словам, отпечатаны новые деньги и они уже не один год «на складе лежат». «Нужна нормальная соответствующая подготовка и ситуация, чтобы сложилась. Тогда мы объявим об этом людям заранее, подпишем указ и проведем эту деноминацию. Важнее другой вопрос: чтобы у нас стабильность была на валютном рынке. Во многом это зависит от работы экономики, конечно... Но для нас самое главное — это спокойствие и стабильность собственного населения, чтобы они не бегали по этим закоулкам и не пытались перевести национальную валюту в зарубежную», — заявил Лукашенко.
Надежда Ермакова. «Еще рано»
В декабре 2013-го глава Нацбанка Надежда Ермакова заявила, что деноминация в Беларуси планируется, но говорить о сроках ее проведения пока преждевременно.
Ермакова пояснила, что для проведения деноминации нужно, чтобы инфляция за год составляла менее 10%, иначе в силу роста цен снова возникнет необходимость в крупных денежных купюрах.
«Новые денежные знаки уже есть, они отпечатаны, но их вводить еще рано», — отметила глава Нацбанка.
Александр Лукашенко. «Красивые деньги»
Для деноминации в Беларуси все готово, но необходимо выждать подходящее время, заявил 2 апреля 2014 года Александр Лукашенко.
Переход на новые купюры произойдет, когда «придет время». Однако, по словам Лукашенко, они уже отпечатаны: «Придет время, мы это сделаем. Я уже вам честно говорил, что эта валюта у нас отпечатана относительно давно — красивая, на евро похожая».
Он отметил, что нужен момент, чтобы экономика начала работать, чтобы была определенная стабильность. По словам Лукашенко, введение новых денежных купюр — это более сложный процесс, чем кажется. Он также считает, что «миллионы носить в кошельках тяжело».
«У нас думают, что это технический вопрос: эти деньги заменим на другие, с ценами разберемся — и в течение года меняется валюта. Мы это сделаем, но пока потерпите с этими деньгами», — продолжил глава государства.
Надежда Ермакова: «Говорить о деноминации преждевременно»
29 октября 2014 года Надежда Ермакова вновь заявила, что говорить о деноминации в Беларуси преждевременно.
«Проводить деноминацию целесообразно только в том случае, если уровень инфляции в стране стабильно низкий и находится на отметке менее 10%. Исходя из ситуации, которая складывается в текущем году, и прогнозов по инфляции на следующий год, говорить о том, что в ближайшее время мы проведем деноминацию, преждевременно», — заявила она.
Ирина Новикова. «Дорогостоящая операция»
Ситуация в экономике Беларуси крайне нестабильная, поэтому проводить деноминацию преждевременно, заявила в феврале 2015 года заведующая кафедрой экономической теории Академии управления при президенте доктор экономических наук Ирина Новикова.
«Ситуация у нас крайне нестабильная, мы видим это по всем параметрам: и по внешнеэкономическому обороту, и по общей экономической ситуации в республике, поэтому проводить деноминацию преждевременно», — сказала Новикова.
Она отметила, что «деноминация — чисто техническая операция». «Вместо шести нулей будет один ноль. Но это достаточно дорогостоящая операция. Можно ее провести, но если экономика находится в нестабильном состоянии, то, соответственно, через какой-то период мы снова будем дописывать нули», — сказала доктор экономических наук.
Очередной этап обрезания нулей и на экспертном, и на бытовом уровне обсуждается уже давно. Однако власти долго не решались на этот шаг. Вспомним, как они объясняли...