Беларусь сегодня ведет активные переговоры по вопросу получения новых кредитов. В конце октября в Минске находилась миссия Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР), а в ноябре белорусскую столицу посетит миссия Международного валютного фонда. На каких условиях кредиторы готовы предоставить Беларуси новые заимствования? Когда в Беларусь может поступить финансирование? Какой эффект получит белорусская экономика в случае реализации новой кредитной программы?
На эти и другие вопросы в интервью БелаПАН в рамках X Международной конференции по вопросам евразийской экономической интеграции ответил Дмитрий Панкин — председатель правления Евразийского банка развития, управляющего средствами Евразийского фонда стабилизации и развития.
— Дмитрий Владимирович, белорусская сторона с весны обсуждает с вами возможность получения нового кредита. При каких условиях Евразийский банк развития как управляющий средствами евразийского фонда готов одобрить программу, в рамках которой Беларуси может быть предоставлен новый кредит?
— Матрица мер, которую мы обсуждаем с белорусскими коллегами, предполагает согласование мер денежно-кредитной политики и структурных реформ — вопросов, которые являются условием выделения кредита. При этом окончательное решение о предоставлении займа будет рассматриваться на уровне Совета фонда, куда входят представители правительств стран Евразийского экономического союза.
— Когда Совет фонда может рассмотреть вопрос о предоставлении кредита Беларуси?
— Мы ожидаем, что вопрос по кредиту Республике Беларусь будет рассмотрен в первой декаде декабря этого года.
— Евразийский фонд стабилизации и развития располагает сегодня достаточными финансовыми ресурсами, чтобы предоставить Беларуси новый кредит?
— Средств у фонда достаточно. Капитал фонда составляет 8,5 млрд долларов. На сегодняшний день одобренный кредитный портфель — 3,2 млрд долларов. Обязательства акционеров перед фондом, крупнейшими из которых являются Россия и Казахстан, являются международными обязательствами.
— В чем суть, идеология новой кредитной программы, которую вы сегодня обсуждаете с белорусской стороной?
— Наша позиция состоит в том, что стабилизационный кредит, который запросила Беларусь, должен использоваться не на стимулирование внутреннего спроса (поддержание определенного уровня зарплат, кредитную экспансию), а для того, чтобы экономика стала более сбалансированной и вышла на более высокий уровень своей конкурентоспособности.
Все последние годы одной из основных проблем белорусской экономики являлся постоянный дефицит счета текущих операций, то есть, по сути, рост экономики обеспечивался за счет привлечения внешнего финансирования. Как только возможности привлекать новые заимствования у страны сужались — возникали серьезные проблемы.
Наши рекомендации направлены на то, чтобы экономика Беларуси могла самостоятельно генерировать необходимый денежный поток и в постоянных заимствованиях не было потребности.
— Какие ключевые элементы вы предлагаете включить в матрицу мер, которых должна будет придерживаться Беларусь в рамках новой кредитной программы?
— Наши рекомендации как управляющего средствами ЕФСР направлены на изменение макроэкономической модели Беларуси.
До последнего времени модель включала несколько элементов: централизованное финансирование госпредприятий, поддержание зарплат на относительно высоком уровне, административное управление обменным курсом. На управление валютным курсом тратились значительные средства, которые поступали в состав золотовалютных резервов Беларуси, несмотря на существенное изменение фундаментальных факторов экономического развития, включая внешние
Идеология новой кредитной программы, которую мы сегодня обсуждаем с белорусской стороной, состоит в том, что нужно перестраиваться и сокращать субсидирование госпредприятий. Они должны привлекать кредитные ресурсы на рыночных условиях.
Понятно, что без господдержки выживут отнюдь не все субъекты хозяйствования, поскольку ее получают, в том числе и неэффективные предприятия. Это приведет к тому, что потребуется реструктуризация, а может быть и ликвидация неэффективных предприятий. Естественно, выход из этой ситуации будет непростой и болезненный, но он необходим для повышения эффективности белорусской экономики.
Мы также говорим сегодня о реформе тарифов на платные услуги в Беларуси, их необходимо выводить на тот уровень, когда население полностью покрывает стоимость жилищно-коммунальных и транспортных услуг. Вечно государство не может субсидировать эти тарифы, поскольку возможности белорусского бюджета ограниченны. При этом программа предусматривает их постепенное повышение.
— Тема курсовой политики, уровня золотовалютных резервов в переговорах с белорусскими властями обсуждалась?
— Да, безусловно. Наши эксперты считают, что в рамках кредитной программы золотовалютные резервы Беларуси должны быть увеличены до уровня, который эквивалентен 2,5 месяца импорта, и это условие вызывало определенные дискуссии.
Также мы считаем, что искусственно поддерживать валютный курс нельзя, поскольку такая практика истощает резервы и не соответствует принципам рыночного курсообразования.
Понимание с белорусской стороны по всем вопросам, которые мы поднимаем в рамках кредитной программы, присутствует. Можно сказать, что ключевые позиции по новой кредитной программе согласованы.
— В рамках прошлой кредитной программы с фондом, которая была реализована в 2011-2013 гг., Беларусь не выполнила ряд своих обязательств, и в результате шестой транш кредита не получила. Какие механизмы на этот раз вы предлагаете задействовать, чтобы новая кредитная программа все-таки была полностью реализована?
— Для успешной реализации новой кредитной программы мы предложили пакет мер корректирующей экономической политики. Эти меры будут применяться при необходимости. Их основная цель — добиться сбалансированности внутреннего спроса.
— Дмитрий Владимирович, вы занимались вопросом кредитования Беларуси еще в 2000-е годы, когда являлись заместителем министра финансов России. Впоследствии финансирование Беларуси выделялось из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС, который в этом году был переименован в ЕФСР. На ваш взгляд, насколько эффективно Беларусь распоряжалась кредитными ресурсами, которые республика привлекала в последние семь-восемь лет?
— На мой взгляд, значительная часть ресурсов была направлена на государственное стимулирование белорусской экономики. Особенность ее модели состоит в том, что экономика чрезмерно огосударствлена и получаемые ресурсы использовались на господдержку предприятий, валютного курса, темпов экономического роста, доходов населения.
Такая практика требовала постоянных заимствований, что, в конечном счете, вело к накоплению государственного долга. В то же время структурные реформы, которые позволили бы сбалансировать экономику, эффективно использовать внутренние ресурсы, не проводились. Поэтому перед Беларусью стоит задача масштабной перестройки экономики.
— То есть, на ваш взгляд, необходимо масштабное реформирование модели белорусской экономики?
— Да, именно модели. Речь идет не о какой-то модернизации, которая сводится к строительству новых заводов. Стоит задача сформировать другую экономическую модель, которая могла бы эффективно использовать имеющиеся ресурсы и, в том числе, была направлена на развитие малого и среднего бизнеса.
— Белорусское правительство с весны этого года также ведет переговоры о получении нового кредита МВФ, с западным кредитором обсуждается «дорожная карта» по структурному реформированию экономики. МВФ, насколько нам известно, придерживается мнения, что основные реформы в Беларуси можно реализовать в течение 12-18 месяцев, и растягивать их на пять лет нет смысла. Какова ваша позиция по этому вопросу?
— Принципиальных расхождений между нами и МВФ по набору мер для Беларуси нет. На наш взгляд, основные реформы, в которых нуждается ваша экономика, могут быть реализованы в течение одного-двух лет. В пакете наших рекомендаций нет шагов, которые требуют пятилетнего периода реализации.
Следует признать, что некоторые меры являются чувствительными для населения, но эти вопросы решаются за счет механизмов адресной социальной поддержки.
— Начиная с 2012 года, когда Беларусь в целях обеспечения макроэкономической стабильности ограничила внутренний спрос, рост ВВП в стране не превышал 1,7%. МВФ в этом году заявлял, что в случае реализации реформ ВВП Беларуси может устойчиво расти на 5-7%. Какой эффект от реформ, по вашим оценкам, может получить Беларусь?
— В среднесрочной перспективе реформы приведут к ускорению темпов экономического роста Беларуси, а в краткосрочной перспективе реформы практически всегда ведут к проблемам, и в этой связи может произойти даже снижение ВВП.
Не исключаю, в текущем году падение ВВП в Беларуси может быть даже больше, чем в России. Россия за счет резервов может как-то стимулировать внутренний спрос, в Беларуси такие возможности более ограничены. Однако если республика пойдет на реформы, в среднесрочной перспективе можно рассчитывать на устойчивый экономический рост.
Беларусь сегодня ведет активные переговоры по вопросу получения новых кредитов. В конце октября в Минске находилась миссия Евразийского фонда стабилизации и...