Отдав дань риторике о правах человека (да-да, изучим вопрос смертной казни), белорусское руководство стало обхаживать людей, отвечающих в Европе за деньги. 17 марта Александр Лукашенко встретился в Минске с вице-президентом Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Аланом Пию. Днем ранее с ним беседовал глава дипломатии Владимир Макей.
Александр Лукашенко и Алан Пию
К слову, Беларусь неплохо сотрудничала с ЕБРР даже в самые мрачные времена отношений с ЕС, когда была под санкциями и называлась «последней диктатурой Европы». Диктатура диктатурой, а общий объем инвестиций банка с 1992 года составил около 1,8 млрд евро.
Теперь, когда Брюссель снял санкции, вроде как вообще — гуляй, Вася! Но есть другая, причем более серьезная закавыка. И объем, и эффективность инвестиций будут ограничиваться консерватизмом самих белорусских властей, которые охочи до денег, но отвергают реформы, без которых деньги, во-первых, не потекут широким потоком, а во-вторых, не смогут в полной мере работать.
Деньги без реформ не заработают
Лукашенко поспешил уверить человека из ЕБРР, что «мы абсолютно не против частного бизнеса — ответственного бизнеса, который радеет в том числе за государство, а не только пытается заработать в свой карман».
Возможно, эта фраза косвенно комментировала скандал с задержанием на днях ранее близкого к президенту крупного бизнесмена Юрия Чижа. К слову, по одной из версий, за этим арестом может стоять и конкуренция неких больших людей за западные деньги, приток которых ожидается в связи со снятием с Беларуси в феврале санкций ЕС.
Чем хорош ЕБРР? Тем, что может дать нам инвестиции, которые, понятно, выгоднее кредитов (тем более когда их уже и так нахватали выше крыши).
Белорусский президент предлагает ЕБРР инвестировать прежде всего в модернизацию предприятий. Вроде логично, но сразу всплывает печальный пример, когда власти много лет, вбрасывая огромные средства, пытались модернизировать деревообработку, а в итоге оказались у разбитого корыта.
Белорусский опыт показывает, что модернизация оказывается неэффективной при огосударствленной экономике с ручным управлением (помните, модернизацию деревообработки сопровождал скандальный «указ о крепостном праве», практически запретивший работникам отрасли увольняться). А идти на структурные реформы, подразумевающие, в частности, рост частного сектора, руководство страны не хочет.
В долговой ловушке
Так или иначе, Беларуси сегодня не обойтись без новых внешних заимствований. Более того, если не удастся договориться об очередных кредитах, может произойти еще более глубокая девальвация белорусского рубля, отмечают эксперты центра социально-экономических исследований CASE Belarus.
Таким образом, страна попала в долговую ловушку. Экономика сжимается, а одалживать между тем надо снова и снова. Причем ожидаемых кредитов может не хватить даже на латание разрывов платежного баланса.
От Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Минск в лучшем случае сможет получить в нынешнем году 1,1 млрд долларов. Да и это пока лишь чаяния белорусской стороны, Москва хранит ледяное молчание, если не считать заявления посла Александра Сурикова, что деньги придут. Но деньгами заведует не посол.
Если же повезет договориться еще и с МВФ (переговоры возобновятся в апреле), то он из трехмиллиардного кредита в нынешнем году выделит, скорее всего, только 1 млрд.
Итак, в сумме набежит 2,1 млрд. Между тем для погашения внешних обязательств в 2016 году Беларуси требуется, по оценкам экспертов, около 3,2 млрд долларов. Все равно свести концы с концами проблематично.
Граждан все равно обдерут
Да и эти поступления от кредиторов еще вилами по воде писаны. Во всяком случае, важный для них вопрос, когда белорусы станут платить 100% себестоимости коммуналки, окончательно запутался.
В 2014 году просачивались сведения, что правительство планирует выйти на полное возмещение населением стоимости ЖКУ в 2017-м. В прошлом месяце министр экономики Владимир Зиновский заявил на президиуме Совмина, что переход на полное возмещение этих тарифов населением планируется осуществить к концу 2018 года.
Но 14 марта на совещании по вопросам оплаты ЖКУ руководитель государства устроил правительству холодный душ: «Мы говорим, что когда-то население будет платить 100% за эти услуги. Только не надо людям говорить, что это будет в 2018 году. Я такого не говорил. Это может быть и в 2020-м, и в 2025-м. Это будет зависеть от того, как люди будут жить».
Жить белорусы в обозримой перспективе будут, судя по всему, только хуже. ВВП продолжает падать (за январь — февраль сократился на 4% по сравнению с показателем за аналогичный период 2015 года), реальные доходы — тоже (в январе снизились на 5,7%), и конца кризису не видно.
Так что все равно придется прижимать народ дорогой коммуналкой, и не только коммуналкой, вопрос лишь в том, насколько отдадут дань популизму, ресурс которого сжимается. Ни одна публичная открутка цен и тарифов в эпоху Лукашенко не давала эффекта в долговременной перспективе.
Можно спрогнозировать, что население выведут на 100% возмещения коммуналки не тогда, когда оно достаточно разбогатеет, а тогда, когда государственные финансы во весь голос запоют романсы.
Ну и, наконец, кредиторов водить за нос — дело рискованное. Стоит напомнить, что в конце 2013 года Антикризисный фонд ЕврАзЭС (ныне это ЕФСР) подвесил последний транш (440 миллионов долларов) займа именно из-за срыва Минском ряда параметров кредитной программы, включая повышение коммунальных тарифов. Этих денег Беларусь не увидела и по сей день.
Глава государства логично требует снизить себестоимость ЖКУ, чтобы бремя для населения оказалось хоть чуть легче. Но главный метод при этом — приказ надеть наручники на нерадивых чиновников.
Да, за счет их страха можно получить некий копеечный эффект. Однако затратная модель белорусской экономики остается в неприкосновенности. И оплачивать эту затратность, обусловленную реликтовой природой самой модели, все равно придется гражданам.