На этой неделе президент снял с должности главу администрации китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Проект, который изначально был призван принести стране миллиарды долларов инвестиций, пока явно не справляется с возложенной миссией. Почему?
Так лучезарно начинавшийся проект явно пробуксовывает и не вызывает интереса крупных инвесторов
Правительство сожалеет, но надеется
Администрация китайско-белорусского парка была создана еще в августе 2012 года. Предполагалось, что на тысячах гектарах земли, которые власти отвели под создание парка, будет создана инфраструктура для размещения высокотехнологичных производств.
Однако вместо конкретных результатов этого проекта пока все видят лишь недовольство президента. Во время недавнего выступления в парламенте Александр Лукашенко в очередной раз констатировал, что работа по созданию парка «идет из рук вон плохо» и анонсировал в связи с этим принятие «жесточайших мер, в том числе и кадровых».
На этой неделе глава администрации китайско-белорусского индустриального парка Андрей Галь был снят со своей должности с формулировкой за «однократное грубое нарушение трудовых обязанностей».
Вице-премьер Владимир Семашко, отвечая в минувшую среду в кулуарах Белорусского промышленного форума на вопросы БелаПАН, сообщил журналистам некоторые подробности случившегося.
«Администрация парка будет меняться. Были разногласия между руководством администрации парка и учредителями (правительствами Беларуси и Китая. — БелаПАН), было недопонимание. Это даже явилось предметом рассмотрения данной темы на президиуме Совмина», — констатировал Семашко.
По его словам, директор администрации парка не согласился с решением президиума Совмина, «поэтому подал заявление и ушел, вместо него будет другой человек, уже кандидатура есть».
Вице-премьер констатировал, что пока цели, ради которой создавался китайско-белорусский парк, достичь не удалось.
«Парк создавался для того, чтобы туда пришли новейшие технологии, производства пятого, шестого, седьмого технологических укладов. К сожалению, те, кто туда заявился, это не совсем то, что нужно», — отметил Владимир Семашко.
При этом он выразил надежду, что новой дирекции парка удастся привлечь значительные инвестиции.
«Я думаю, что процесс пойдет нормально. Были пока разговоры, сегодня уже есть дела, когда завершаются подготовительные работы, создается инфраструктура парка. Потенциальные инвесторы будут видеть, что существуют все условия для создания производств», — отметил Владимир Семашко.
Какова вероятность того, что благие пожелания сбудутся? В чем основная причина прошлых неудач китайско-белорусского индустриального парка? Позволят ли налоговые преференции, которые установлены для резидентов парка, заманить в страну крупных инвесторов и привлечь тем самым миллиарды инвестиций, на которые изначально рассчитывало государство?
Самая большая опасность для инвесторов
По мнению белорусских властей, китайско-белорусский парк может стать привлекательной площадкой для инвесторов, которые хотят создавать новые производства.
Инвесторам, которые готовы прийти в парк, власти обещают льготный режим налогообложения (в течение 20 лет для резидентов парка будет действовать льгота по уплате налога на прибыль). Возможность свободного перемещение товаров на территории стран Евразийского экономического союза также, по мнению властей, может мотивировать инвесторов размещать проекты в китайско-белорусском парке.
Вместе с тем, сравнение преференциальных режимов, которыми страны Евразийского экономического союза стараются привлечь инвестиции, наглядно показывает, что далеко не только Беларусь предлагает сегодня инвесторам налоговые и иные льготы.
Так, например, в Казахстане, Армении и России резидентам экономических зон, на территории которых действуют льготные режимы хозяйствования, инвесторам также предлагаются существенные льготы по уплате налога на прибыль (вплоть до обнуления ставки) на длительный срок. Учитывая, что упомянутые страны также являются членами ЕАЭС, Беларуси придется конкурировать с ними за привлечение инвестиций в регион.
По мнению экономистов, один из важнейших вопросов, от решения которого будет зависеть приход инвесторов в китайско-белорусский парк, касается условий доступа к инфраструктуре.
«Страны сегодня активно конкурируют за деньги инвесторов, и один из принципиальных моментов касается условий доступа инвесторов к инфраструктуре. Это очень важный вопрос, который влияет на скорость прихода инвестиций», — считает научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.
Вместе с тем, по словам наблюдателей, как раз в этом отношении китайско-белорусский индустриальный парк проигрывает преференциальным режимам, которые действуют в других странах ЕАЭС. Инфраструктуру (здания, сети) китайско-белорусского парка строит управляющая компания. Предполагается, что стоимость инфраструктуры в будущем компенсируют инвесторы, покупая землю.
В то же время в упоминавшемся Казахстане инфраструктура создается за счет государства, а участок с инфраструктурой предоставляется инвесторам бесплатно в аренду на весь срок существования действующих там экономических зон.
По словам наблюдателей, проигрывает китайско-белорусский парк в этом отношении и российским экономическим зонам.
«Создание инфраструктуры, которая предлагается инвесторам, в России практически полностью субсидируется за счет бюджета. В Беларуси речь идет о том, чтобы инвесторы за собственный счет практически полностью покрывали стоимость созданной инфраструктуры», — рассказал БелаПАН эксперт, знакомый с условиями, которые предлагаются инвесторам индустриального парка.
Кроме этого, как отмечают наблюдатели, привлечению инвестиций в парк мешает тот факт, что у представителей различных государственных ведомств возникает разное понимание того, какие инвестиционные проекты могут размещаться на территории парка, а какие нет.
«Самая большая опасность для инвесторов заключается в том, что сегодня им разрешают заниматься производственной деятельностью, а завтра — нет. Поэтому должны быть единые подходы по отношению к инвесторам и доброе отношение к ним на всех уровнях, тогда можно рассчитывать на привлечение инвестиций», — отмечает эксперт БелаПАН в финансовых кругах.
По мнению наблюдателей, Беларуси стоило бы перенять опыт Казахстана, который на государственном уровне создал достаточно благоприятную среду для коммуникаций инвесторов с властью.
«В Беларуси, как и Казахстане, должен существовать институт лоббистов, представители которого уполномочены защищать интересы инвесторов и в целом бизнеса на официальном уровне», — считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Вместе с тем, по наблюдениям многих экспертов, в Беларуси госслужащие боятся отстаивать, а тем более публично защищать интересы инвесторов. Многочисленные проверки, подозрения в коррупции, регулярные задержания топ-чиновников формирует в среде госслужащих страх, который часто парализует любую инициативу. Даже когда дело касается такой важной для страны темы как привлечение инвестиций.