Эпикриз: "Ресурсное проклятие" как тяжелое заболевание экономики, правительств и обществ
24.05.2016 15:28
—
Новости Экономики
|
Последние события в ![]() Однако далеко не все страны, лидирующие в «Ресурсное проклятие»Время после начала XXI века ознаменовалось бурным экономическим ростом и высокими ценами на все виды сырья: металлы, минералы, сельскохозяйственные продукты и, конечно, нефть и газ. Разница между себестоимостью и ценой на рынке энергоносителей была наиболее велика. Так, в 2014 году, при цене около 120 долларов за баррель и себестоимости добычи в 5−10 (в Саудовской Аравии) прибыль могла достигать ошеломительных 1000%. Ни один другой бизнес такую прибыль не обеспечит. Однако, высокие цены не вечны, и с падением цен на все ресурсы и энергоносители в частности, стали проявляться последствия богатой жизни в начале века. Тогда-то и пошли, вернее, возобновились, разговоры о « Некоторые последние исследования, кстати, утверждают, что такого явления как «ресурсное проклятие» Принцип действия «проклятия» в экономике![]() Ничего нового в механизме действия «ресурсного проклятия» нет. Это — грабли. На которые человечество наступает многие тысячи лет. От его последствий С ростом цены на ресурс на мировых рынках резко вырастает приток валюты в страну. В связи с этим возникает эффект « От переоценки национальной валюты страдают национальные производители, которым становится сложнее поставлять свои товары на экспорт. Часть предприятий разоряется. Часть вынуждена поднимать цены на внутреннем рынке. И тогда выясняется, что многие товары гораздо дешевле купить за рубежом: там цены на них ниже, иногда значительно, а проблем с валютой в стране нет. Рост импорта приводит к разорению еще части национального бизнеса. И так далее, и так далее — по кругу. В самой запущенной версии заболевания экономика оказывается в ситуации, когда в стране не производится ничего, кроме нефти и продуктов ее переработки. Все остальное — импортируется за вырученную от их продажи валюту. Этот процесс некоторые эксперты называют «дедиверсификацией» экономики, хотя название «сжатие» звучало бы проще и логичнее. Население в массе своей покидает сектора экономики, не связанные с высокими доходами. В основном наиболее прибыльные отрасли экономики в этом случае — производство, переработка полезных ископаемых, сфера торговли (ничего не производится, все импортируется и продается), а также госуправление (там делится прибыль от продажи ресурсов за рубеж). Эти сектора экономики оказываются гипертрофированы, пока остальные тихо умирают. Такие дисбалансы приводят к падению производительности труда, падению предпринимательской инициативы и общей экономической апатии населения. Значительно возрастает имущественное неравенство и разрыв в доходах между самыми богатыми и самыми бедными. Однако на фоне роста доходов особого массового недовольства это не вызывает. Однако описанное — всего лишь экономический эффект «голландской болезни». А ведь экономика — основа существования обществ и политических систем. И надо отметить, что любые экономические изменения всегда, без исключения, отражаются на обществе и государственном устройстве. «Проклятие» в политике и правительственной сфере![]() То, к чему приводит «ресурсное проклятие» политику и работу госорганов в пораженных им странах, историк и социолог Александр Эткинд называет « Вкратце суть демодернизации государства можно описать следующим образом: высокие доходы от продажи ресурсов не являются заработанными. Для их получения не надо предпринимать особых усилий, применять изобретательность или практиковать разумное и мудрое управление. Каким бы ни было управление государством и экономикой, деньги от продажи, скажем, нефти, все равно будут поступать в казну. Однако если в обычной ситуации перед правительством стоит проблема поиска средств и сбора налогов, и в той же обычной ситуации любое правительство заинтересовано в получении гражданами и предприятиями страны высоких доходов, что расширит налогооблагаемую базу, то в случае с ресурсно-ориентированным государством, уровень доходов в стране большого значения не играет. Самым важным вопросом становится контроль за основным ресурсом. Как правило, правительство пытается монополизировать этот контроль, избавившись от иностранных инвесторов и владельцев-сограждан. В такой ситуации максимально важны не знания и умения чиновников, а их интегрированность в «вертикаль». Преданность важнее профессионализма. Соответственно, серьезно падает качество государственного управления. Впрочем, падение качества госуправления в ресурсозависимых странах не всегда сразу заметно: цена на ресурсы зависит от ситуации не внутри страны, а от состояния внешних рынков. Так что, как бы плохо страна ни управлялась, деньги от торговли и сборы в бюджет будут продолжать поступать. Таким образом, правительство ресурсозависимых стран всегда успешно, пока позволяют цены на биржах. Что бы оно ни делало, и как бы плохо ни управляло, уровень доходов становится все выше. Само собой разумеется, что высокие доходы бюджета позволяют производить высокие социальные выплаты. Соответственно, у населения особенных поводов быть недовольным нет. Негативные эффекты от получения страной фактически незаработанных, а полученных благодаря высоким ценам на сырье денег проявляются не сразу, а накапливаются для того, чтобы проявиться впоследствии. Правительство, которое занято не улучшением ситуации в стране, а распределением кажущихся неистощимыми ресурсов, постепенно теряет навыки разумного управления. Чаще всего правительство не желает уходить в отставку: зачем, ведь доходы растут, страна развивается и вполне логично приписать эти заслуги не ценовой конъюнктуре, а себе. Именно поэтому ресурсозависимые страны — чемпионы по длительности работы несменяемых руководств. Более того, несменяемость и фактическое отсутствие конкуренции становится повсеместной практикой: то есть те же процессы происходят не только в руководящей команде, но и среди оппозиции. Не менее неприятные вещи происходят в области бизнеса. Как уже говорилось выше, местные производства, как правило, деградируют и разоряются, так как большинство товаров проще и дешевле импортировать. А вот компании оптовой и розничной торговли, транспортно-логистические В общем, если вкратце подвести итог, то получается, что ресурсозависимые страны лишаются конкурентной политики, конкуренции в бизнесе, конкуренции среди элит. Постепенно во всех этих сферах образуются «вертикали», кланы и группы, контролирующие те или иные виды получения дохода. Подобная система гниет изнутри и обречена на развал в любом случае — упадут ли когда-нибудь цены на основной ресурс, или продолжат расти. Когда-нибудь экономическая неэффективность так или иначе приведет к краху. «Проклятие» в обществе![]() Однако самый разрушительный эффект «ресурсное проклятие» оказывает на общество. Рано или поздно любое правительство ресурсозависимой страны вынуждено «делиться» частью ренты от продажи сырья с населением, хотя бы просто для того, чтобы нивелировать эффект от значительного роста разницы в уровнях доходов между богатейшими и беднейшими слоями населения. Наряду с деградирующей экономикой и сокращением вариантов для занятости это приводит к весьма неприятному эффекту. Большинство населения так или иначе становятся «бюджетниками», В обычном государстве граждане платят налоги и вправе контролировать их расходы. В случае с ресурсозависимыми странами большая часть доходов бюджета формируется за счет ренты, а не за счет налогов. Правительство не чувствует зависимость от населения. Напротив, население ощущает зависимость от правительства. Упоминавшийся выше Александр Эткинд утверждает, что в наиболее запущенной форме болезнь ресурсной зависимости может привести к тому, что государственная машина основной своей целью начинает видеть не разумное управление обществом и экономикой, а максимизацию ренты. То есть, в случае с нефтезависимыми государствами (petro-states) — увеличение добычи и продажи нефти и газа. По сути, страна превращается в нефтяную корпорацию. А население территории, по сути, становится обузой: его надо кормить, тратя на него ресурсы, которые можно было бы использовать иным, более приятным или полезным способом. У нефтезависимых государств есть еще одна особенность: в современном энергетическом бизнесе очень большую роль играют вопросы безопасности. Непосредственно добыча нефти не так затратна, как добыча угля. Основные затраты идут на транспортировку (танкеры, трубопроводы, инфраструктура), а также обеспечение безопасности. Причем последнее — безопасность — приобретает все большую и большую важность. А так как нефтяной бизнес практически сливается с госуправлением, то вопросы безопасности начинают играть все более важную роль и в управлении государством. Неудивительно, что в нефтезависимых государствах чрезвычайно раздуты службы безопасности, армия и полицейские органы. Подведем итог: население ограничено в возможностях выбора способов заработать на жизнь, причем «бюджетная занятость» и зависимость от государства так или иначе доминируют на рынке, политическая конкуренция отсутствует и чаще всего страной длительный срок управляет одна и та же команда. Общество находится под пристальным контролем многочисленных и хорошо оснащенных служб безопасности. При этом, если учесть, что базовые потребности населения правительством все же удовлетворяются, неизбежно получается так, что большая часть граждан становится апатична, теряет интерес не только к личностному росту, но и к вопросам экономики, политики, развития общества Когда падают ценыРано или поздно происходит неизбежное: дефицитный ранее на внешних рынках ресурс становится не востребован или падает в цене из-за роста предложения или появления альтернатив. Так, в случае с нефтью имел место набор факторов: снижение спроса и рост предложения одновременно. Валютные поступления в экономику заметно падают, в то время как болезнь «ресурсного проклятия» находится чаще всего в запущенной фазе: правительство не управляет, экономика деградировала, население находится в апатии и не готово, да и не имеет возможности заниматься полноценной экономической активностью. И политической тоже. Альтернативы руководству страны к этому моменту, как правило, отсутствуют в принципе, либо не пользуются поддержкой населения. Правительство стремится поддерживать не только достигнутый ранее уровень жизни населения, но и уровень доходов элит. Так как сделать это становится все сложнее, руководству приходится поднимать налоги, сборы или просто выдавливать деньги из всего, что еще живо в экономике. Понятно, что к улучшению ситуации это привести никак не может, а только ускоряет процессы распада экономики и деградации общества. Вплоть до абсолютно неизбежного коллапса. Однако самое неприятно заключается в том, что многие из наступивших в годы «проклятых» ресурсных лет изменения — необратимы или почти необратимы. Культура политической и экономической конкуренции умирает буквально за десятилетие, а вот чтобы создать ее заново, потребуется намного больше времени. Реформирование экономики невозможно даже в случае появления некоей политической силы, готовой взять на себя риски потери популярности буквально через год-два реформ: население, отвыкшее от условий реальной экономики и требующее лишь стабильности и продолжения социальных выплат, снова приведет к власти тех, кто будет обещать найти новые источники пополнения бюджета за счет новых ресурсов. Российский экономист и публицист Андрей Мовчан Есть ли выход?Судя по тому, что далеко не все страны-экспортеры нефти и других дефицитных ресурсов живут от кризиса к кризису, несомненно, решение проблемы существует. Наиболее очевидное — доходы от экспорта ресурсов не должны составлять подавляющую и даже значительную часть доходов бюджета и ВВП. По статистике, которую приводит А. Мовчан, при уровне доходов от продажи сырья в 5−6% валового продукта страны, опасность конфликтов и социальных взрывов составляет 7%, а уже при 12% ВВП она поднимается до 37%. Соответственно, чем более развита и диверсифицирована экономика государства, тем менее страшно для него «ресурсное проклятие». Чрезвычайную важность имеют устоявшиеся и, главное, соблюдающиеся законы, а также регулярная смена власти. Верховенство права не позволит правительству, опьяненному шальными не заработанными деньгами, легко менять правила игры в экономике. А смена власти не даст приписать все блага от поступления легких денег только одной команде политиков. Ну и, наконец, в разумной политической системе, ориентированной на развитие общества, а не на контроль распределения ресурсов, будут найдены способы купировать проявления болезни «ресурсного проклятия». На сегодняшний день существует несколько рецептов лечения: создание резервных фондов, распределение ренты строго в соответствии с законодательством между всеми гражданами страны (это поднимает уровень благосостояния и помогает развивать национальную экономику), либо заключение долгосрочных контрактов на развитие инфраструктуры (дороги, строительство, коммуникации). В последнем случае даже когда закончатся шальные доходы, останутся оплаченные вперед контракты, что позволит сохранить занятость, а также сами результаты вложений, которые можно эксплуатировать с прибылью. Если же говорить о возможностях решения проблем для ресурсо-зависимых стран, вступивших в рецессию в последние годы, то легкого варианта выхода из ситуации для них нет и не предвидится. К сожалению, существует выбор между плохим и очень плохим вариантами: либо сохранять статус-кво и многие десятилетия жить от дефолта к дефолту, от одного клептократического правительства к другому, либо через трудности, боль и слезы заниматься излечением не симптомов «ресурсного проклятия», а самой болезни. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ресурсозависимые страны лишаются конкурентной политики, конкуренции в бизнесе, конкуренции среди элит. Подобная система гниет изнутри и обречена на развал в...
|
|