Уже через полгода нынешние белорусские рубли будут выведены из обращения и потеряют свою платежную способность, но останутся ли они ценными для коллекционирования? И вообще, есть ли у кладбища белорусских денег какая-то ценность? Какие купюры самые редкие?
Об этом Naviny.by поговорили с бонистом Валерием Блоцким.
Валерий коллекционирует банкноты с 2012 года, но, говорит он, без фанатизма. Ему больше нравится вести таблицы, в которых содержится вся информация о редких белорусских банкнотах: когда появились, сколько за них предлагали на аукционах и за сколько в итоге продали. Работа объемная и сложная — вот такое хобби.
Просмотр всех купюр в обиходе у него уже вошел в привычку. Дома у Валерия есть ультрафиолетовая лампа, чтобы видеть ультрафиолетовую защиту банкноты или проверить, обрабатывалась ли она, например, химикатами.
Начинаем разговор с названия белорусских денег. Это не рубли и не купюры или банкноты, как мы привыкли называть, а билеты — на них, кстати, так и написано. У каждого билета есть серия и номер. Коллекционеры собирают билеты в основном по сериям.
С 1992 по 1999 годы было выпущено 274 серии всех ходивших тогда денег, но при этом даже в одной серии может быть две разновидности банкноты, которые могут отличаться, например, рисунком водяного знака. Всего в 1992-1999 годах было выпущено 300 разновидностей банкнот.
Коллекционеров чаще интересуют купюры образца 2000 года — их было выпущено 393 серии, а с учетом разновидностей — 430.
Для коллекционирования важно иметь хотя бы один экземпляр из каждой серии, причем бонисты стремятся заполучить этот экземпляр в идеальном состоянии.
Ценятся «последние» серии, образцы и красивые номера
Ценность банкнот зависит от их количества (на аукционах, в обращении) и состояния. Наиболее ценными считаются последние серии. Что значит последняя? Предположим, Беларусь заказывает печать 30 млн банкнот, их печатают, разделив на три серии по 10 млн экземпляров. Но поскольку при печати возможен брак, а выпустить оговоренный тираж нужно полностью, выпускается дополнительная четвертая серия, где добирается недостающее количество — это и есть последняя серия, в которой, естественно, будет меньше 10 млн экземпляров.
Особую ценность имеют образцы купюр — это большая редкость, потому что они практически не выходят за пределы банков. Из-за своей редкости образец может стоить порядка 1000 долларов.
«В Приднестровье, например, можно свободно купить образцы, а у нас они чисто для служебных целей. Они лежат в банковских отделениях, доступ к ним имеет только начальник отделения. Но случаются и занятные случаи. Когда-то во время экскурсии иностранной делегации в Национальном банке по просьбе одного из этих представителей один высокопоставленный сотрудник Национального банка принес четыре образца белорусских банкнот и подарил их этому человеку. Благодаря этому они попали на рынок», — рассказывает Валерий.
В 2014 году в Беларуси нашумела новость о рекордной продаже купюры номиналом 5000 рублей редкой серии АГ, причем сообщалось, что она была продана дважды, якобы первый покупатель впоследствии ее перепродал за бо́льшую цену.
На самом деле, рассказывает Валерий, купюра была продана только однажды. В первый раз покупатель ее не выкупил, хотя выиграл аукцион на ay.by, предложив 1580 долларов. Позже купюру разместили на российском аукционе «Молоток», с которого она ушла за 2092 доллара.
«Это, конечно, дикость», — говорит Валерий. По его мнению, купюра того не стоила. Тем более что на момент продажи она была единственной известной банкнотой из серии АГ, но после истории с громкой продажей нашлись и другие экземпляры — сейчас известно 8 таких купюр. Их пытались продавать, но безуспешно. За одну банкноту предлагали 1396 долларов, но так и не выкупили, рассказывает бонист.
«Люди, которые нашли их, думают, что это супер-раритет и они уйму денег срубят, — говорит он. — На самом деле они существенно преувеличивают их ценность, ставят минимальную цену 1000 долларов, но уже никто таких денег за них больше не даст, поэтому и нормальных проходов нет. Если бы сделали начальную ставку с 1000 рублей и без минимальной цены, то после нашумевшего аукциона был бы зафиксирован реальный проход, но я думаю, цена была бы не больше 100 долларов».
Помимо серии, большое значение имеет состояние банкноты — оно должно быть идеальным. Малейший дефект на порядок удешевляет лот. Но обычный человек и коллекционер воспринимают идеальное состояние по-разному. Приведенная ниже 50-тысячная купюра кажется новой и идеальной, но это не так.
Если присмотреться, то можно увидеть перегиб, чуть потемневший уголок и другие мелкие изъяны, которые «убивают» коллекционную ценность банкноты.
Банкноты серии 50000 мС в идеальном состоянии встречаются редко, недавно такую продали на аукционе за 450 тысяч рублей.
«Например, у меня ее нет. Она впервые была обнаружена в 2011 году, а эта банкнота (на фото выше. — Naviny.by) снята два дня назад в банкомате (разговор проходил в середине июня. — Naviny.by) . Это удивительно, потому что в принципе они давно должны были исчезнуть, а она была снята в идеальном состоянии, но, к сожалению, была повреждена, потому что не я снимал — я бы ее сохранил в первозданном виде», — говорит Валерий.
Ценятся также купюры с красивыми номерами — одинаковые цифры в номере, круглые номера или самые первые купюры в серии (с номером 0000001). Недавно банкнота в 5000 рублей серии ЕБ с первым номером была продана за 127 долларов, даже несмотря на то, что была мятой.
Первые номера и номера 0123456 считаются самыми редкими, дальше идут номера с одинаковыми цифрами, а потом номера, заканчивающиеся на нули, например, 8000000.
Особая находка — номер 0000000, который обычно присваивается образцам.
«Известны две банкноты 1000 ВА и 1000 ВБ, которые введены в оборот со всеми нулями, но без надписи «ОБРАЗЕЦ». Это брак, потому что такого не должно быть», — объясняет бонист.
Круче всех нулей могут быть только все девятки — 9999999, однако таких банкнот пока никто не видел. Считается, что их изымают, как и банкноты со всем нулями.
Брак и ошибки
Банкноты с браком — отдельная категория редкостей, они ценятся даже в неидеальном состоянии.
«Они очень ценные, потому что такого в принципе не должно быть — столько людей, столько глаз все это просматривают, изымают и уничтожают. Белорусские деньги считались одними из самых надежных по количеству брака, но благодаря шумихе после 5000 АГ люди стали обращать внимание, и было найдено огромное количество брака. Уже нельзя говорить, что белорусские деньги отличаются малым количеством бракованных банкнот».
На фото ниже — изюминка коллекции Валерия. Во время печати купюра порвалась и загнулась, в итоге на одной стороне отпечатался фрагмент рисунка другой стороны. В Беларуси известны только две купюры с таким браком.
Иногда купюры заламываются так, что отдельные полоски не пропечатываются вовсе, иногда не пропечатывается один слой рисунка, у купюр также могут быть разные оттенки.
Показывая бракованные банкноты, Валерий фактически загадывает загадки и просит найти брак на той или ной купюре. Неподготовленному человеку сделать это сложно, особенно когда нужно найти то, чего нет: например, отсутствие серии и номера на банкноте.
Иногда на номере может соскочить одна цифра или весь номер пропечатается дважды, или сползет вниз купюры, или на одной банкноте могут быть указаны два разных номера.
Также в купюре может отсутствовать защитная полоска, или водяной знак сползает под рисунок, хотя должен находиться на белом фоне. Известен случай, когда на защитной нити осталось красное покрытие, которое снимается во время печати.
Иногда на аукционах можно встретить и халтуру, говорит Валерий. Некоторые купюры портят специально, переснимая утюгом часть рисунка с одной банкноты на другую, чтобы было похоже на брак, и продают неопытным коллекционерам.
Часто людям попадают в руки бракованные купюры, но они не обращают на них внимания либо повреждают, просто положив в кошелек.
«Обыватель посмотрит: какая-то дырка или не пропечатано, странно, но потом подумает, что ему хлеб надо купить, и отдаст ее в магазине. А на самом деле это ценность, которую нужно показать на форуме либо опытному коллекционеру. При любом раскладе ее нужно сохранить. Чем больше людей будет обращать на это внимание, тем лучше», — считает Валерий.
Встречаются также банкноты с ошибками, но, поскольку их очень много, ценности они не представляют.
Одной из известных банкнот с ошибками является 10-рублевая купюра серии БИ — с буквой, которой нет в белорусском алфавите.
На 50 тысячной купюре есть ошибка в микротексте «МИРСКІ ЗАМАК», на 100-тысячной купюре на Несвижском замке были нарисованы православные кресты вместо радзивилловских орлов.
Что будет цениться после деноминации?
Банкноты, выпущенные с 2011 года, скорее всего, уже никогда не будут представлять существенной ценности, за исключением шести серий из 115 — 20000 Гх, 50000 нС и гП, 100000 св и 200000 бе и гэ, считает Валерий.
«Люди стали более внимательными, число интересующихся увеличивается, и люди отложили в огромном количестве даже редкие серии — не корешками, а пачками (по 10 корешков)», — пояснил он.
Как только появляется много банкнот одной, пусть и редкой серии, цена на них сразу существенно падает.
«Поэтому вкладываться нужно очень осторожно. Например, есть банкнота 500 рублей Чэ, которая сейчас стоит около 150 долларов, можно купить их две штуки, а потом еще 10 штук появится, человек начнет постепенно продавать их на аукционе, и цена опустится до 50, а то и меньше».
Найти что-то стоящее в кошельке, по мнению бониста, маловероятно, так как там, скорее всего, будут уже неидеальные экземпляры. Лучше обращать внимание на купюры из банкомата, т.к. там больше шансов получить новую, идеальную купюру. Также банкноты в идеальном состоянии вводятся через обменные пункты, почтовые и банковские отделения. Однако вероятность снять в банкомате редкую серию все же меньше, чем найти интересную бракованную, говорит Валерий.
После деноминации, по его мнению, коллекционеры продолжат собирать старые деньги, потому что у новых будет очень большой номинал.
«Хотя, может, это только на начальном этапе, — рассуждает бонист. — Кто-нибудь может отложить 500 рублей, а потом через полгода произойдет трехкратная девальвация — скорее всего, ему будет очень обидно».
Сам Валерий намерен все же собрать коллекцию новых банкнот сразу и не ждать момента, когда деньги обесценятся.
Собирать редкие монеты, тем более покупать за большие деньги, по его мнению, смысла нет, потому что «китайцы напечатают любую» и выбросят на рынок, обесценив все остальные. Именно по этой причине он стал меньше внимания уделять коллекционированию монет и впоследствии переключился на банкноты.