"Должно быть и дорого, и много". Как меняется белорусский общепит
02.07.2016 10:26
—
Новости Экономики
|
Реальные доходы белорусов «Фастфуд чувствует себя хорошо»«Фастфуд чувствует себя хорошо. В рублях выручка вырастает, а в долларах, соответственно, просела. Среди кафе и ресторанов идет борьба. Все старые форматы, куда не зайди, плохо себя чувствуют. Однако молодежь у нас амбициозная, появились заведения Mai Thai, „Банки-бутылки“. Они на первое время привлекут внимание, а потом снова будет борьба, потому что инвестиции большие, а отклик очень маленький», — без большого оптимизма описывает общую ситуацию на рынке Андрей Алешкин. По его оценкам, основную массу посетителей заведений «амбициозной молодежи» составляют IT-шники, а на среднего потребителя ни одно из подобных мест не заточено. Бизнес по-прежнему ходит в Bistro de Luxe и Café de Paris. Основную часть новых точек общепита, продолжает Алешкин, составляют нишевые заведения, привлекающие клиентов оригинальностью подачи блюд или оформлением, к примеру, ресторан Spoon. Эксперт отмечает, что в Москве до кризиса практически каждый год рестораны закрывались для смены формата, чтобы посетителям не приедалась одна и та же атмосфера. Среди новых принципов работы ресторанов и кафе — маленькие порции уходят на второй план. «Должно быть и дорого, и много. Если рассматривать бюджетные варианты, то остается только фастфуд либо столовые», — объясняет Алешкин. Денис Курьян рассказывает, что выбор им бюджетного формата заведений был не случаен — именно рестораны быстрого питания стабильны в период кризиса. «Средний класс, по нашим наблюдениям, меньше теперь ходит в кафе с посадочным залом и официантами, но потребность есть вне дома у многих минчан остается. Просто на это не готовы тратить столько, сколько раньше. Поэтому у заведений бюджетного сегмента больше шансов расти в кризис», — отмечает он. Сегодня сеть блинных Дениса Курьяна включает 5 заведений: 2 на фудкортах в ТЦ «МОМО» и «Галилео», в течение 3−4 недель открывается кафе с посадочным залом возле ГУМа и в ТЦ Galleria Minsk и ТЦ «Дана Молл» начинается ремонт. Средний чек в «МамаДома» составляет около 60 000 рублей. По словам учредителя сети, фудкорты очень помогают заведениям его формата: «Фудкорты — на мой взгляд, спасение бюджетного общепита, так как позволяют арендаторам „скидываться“ на общий посадочный зал, а потребителю — быстрее выбирать. Но пока их в Минске катастрофически мало, наверное, 5−7. В Москве — более 300». Эксперты отмечают, что пока ресторанная и барная культура в Беларуси только развивается. Причем, предполагает Алешкин, именно фастфуд возложил на себя роль воспитания у белорусов моды на отдых и общение в точках общепита: «Не одно десятилетие должно пройти, чтобы народ привык кушать не дома, а где-нибудь в другом месте. Во-вторых, как ни крути, взаимосвязь со средней зарплатой есть: люди экономят, сидят дома, не выходят никуда и боятся потратить деньги. Поэтому фастфуд, который все больше и больше заходит на наш рынок, приучает людей выходить». По мнению Дениса Курьяна, в Беларуси барной культуры и вовсе еще нет. «Весь центр города по пятницам и субботам должен превращаться в одну большую Зыбицкую, чтобы мы заговорили об этом, как о тренде. Европейцы, по моим наблюдениям, спокойно это совмещают — в рабочие будни перекусывают в фастфуде, а пятница-суббота — бар или ресторан», — отмечает он. «Франшизы будут испытывать трудности»Алешкин считает, что зарубежные игроки продолжат приходить на белорусский рынок. «Зарубежные бренды типа Starbucks или Subway ждать стоит, потому что эти франшизы будут брать люди с деньгами, у которых глаза горят. Вопрос заключается в том, будет ли доходным этот бизнес», — размышляет он. Курьян сомневается в финансовой стабильности крупных франшиз, но оценивает потенциал столичного рынка как «высокий». «Полагаю, что те, у кого высока в затратах импортная составляющая, а это многие франшизы, в условиях колебаний курса национальной валюты будут испытывать трудности. Пока потенциал рынка очень высокий. Мировые сети фастфуда заплатили консалтинговым компаниям большие деньги, чтобы в этом убедиться», считает эксперт. Владелец франшизы Papa John’s и Cinnabon в Беларуси Евгений Студент, напротив, утверждает, что франшиза минимизирует риски, а готовая модель компании делает бизнес еще более устойчивым. «Тот, кто учиться на чужих ошибках, приходит к успеху быстрее. Изобретение чего-то нового, конечно, — интересный творческий процесс. Но, с огромной долей вероятности, придуманное вами уже не только разработано другими, но и внедрено, улучшено, отработано до мелочей. К тому же есть вероятность, что „изобретенный велосипед“ окажется нежизнеспособным. Приобретая франшизу, вы покупаете опыт международной компании, которая уже прошла свой путь успеха ни в одной стране», — рассказывал Студент в Евгений уверен, что сети общепита благополучны даже в период всеобщей финансовой нестабильности, так как «во времена кризиса люди со средним достатком и выше начинают отказываться от излишеств в целях сокращения расходов». «И в этой ситуации рестораны, ориентирующиеся на премиум-сегмент, ощущают отток потребителей, которые уходят в средний сегмент. А сетевой общепит как раз ориентируется на потребителя со средним достатком. Бренд, работающий в среднем сегменте, остается доступным для широкого круга», — полагает он. Жизнь за МКАДПо словам Алешкина, приход в регионы планируют только новые точки фастфуда, а остальным столичным игрокам не просто будет пробиться на областные рынки. «В Брест иногда пробуют пробиться, но Витебск или Гомель — тяжелые регионы. Возможно, сказывается отрицательный опыт McDonalds. Однако недавно пришедшие точки фастфуда собираются проникать в областные центры. Что касается кафе, то у всех местных свои сети развиты: работают на местных продуктах, знают специфику, знают людей и чувствуют себя нормально», — считает партнер Colliers International. Курьян отмечает, что успех или провал любого бренда в том числе в регионе зависит от его расположения. «Думаю, происхождение тут значения не имеет. Важно найти в регионах места с хорошим траффиком. Мы, прежде всего, обращаем внимание на торговые центры, ищем места, где могли бы иметь 200−300 чеков в сутки. Возможно, дорогим ресторанам достаточно и 20 клиентов в день. Но наша модель работает, только когда есть постоянный поток, — рассказывает он. — Объектов с проходимостью уровня минского „Галилео“ в областных городах нет. Но, девелоперы работают, возможно, появятся. Ведь в общепите все очень сильно зависит от конкретного места». Цены повысились — посещаемость не измениласьПятничным днем мы решили пройтись по центральным заведениям столицы. Несмотря на не самое ходовое время, рестораны и кафе имели неплохую заполняемость и вообще не жаловались на поток посетителей в последние месяцы. У большинства точек общепита повышение цен было преимущественно в феврале и как раз в то же время произошел спад в численности клиентуры. Но с наступлением весны дела стали налаживаться, даже несмотря на изменение прайса. К примеру, в марте этого года кафе Enzo провело ребрендинг, однако цены подкорректировали незначительно: повышение составило лишь 5−15 тыс. рублей (неденоминированных) по некоторым позициям. Закусочная «Закон бутерброда» также менялась этой весной, но, как нам сказал администратор заведения, цены вообще не повысились, только появилось несколько новых бургеров, а посещаемость «с полной посадкой». «Гранд кафе» и Bistro de luxe свою клиентуру не потеряли, правда, вторым пришлось повысить прайс с начала года на 20%. Pinky Bandinsky и ресторация «Контрабас» подняли цены на вторые блюда на 30 и 50 тысяч неденоминированных рублей соответственно, но, как они сами говорят, посещаемость у них даже выросла. Самой стабильной оказалась кафе-пекарня Cinnabon, где за два года с момента открытия цены выросли лишь на 5 тысяч (50 копеек), а основной рост стоимости пришелся на дополнительную продукцию типа напитков — 5%. Посещаемость, по словам руководства пекарни, не изменилась. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В прошлом году ресторанный бизнес пережил массовую распродажу и падение среднего чека в два раза. Как белорусский общепит приспосабливается к продолжению... |
|