Как "Элиз" списывает курсовые разницы, отшивает сорочки для поляков и заполняет магазины. 21.by

Как "Элиз" списывает курсовые разницы, отшивает сорочки для поляков и заполняет магазины

05.07.2016 08:10 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Дзержинская швейная фабрика «Элиз» пытается диверсифицировать свои экспортные потоки на Запад и расширить ассортимент продукции в надежде повысить доходность бизнеса. Об этом TUT.BY рассказал директор и акционер фабрики Андрей Жук.


Фото: Александр Корсаков, TUT.BY

Напомним, в конце 2012 года компании «Белтопэнерго» и «Нованет», участие в которых принимают Василий Ворфоломеев и Андрей Жук соответственно, выкупили контрольный пакет акций фабрики.

Андрей Жук раньше не был связан с легпромом. В разное время он имел собственную юридическую практику и был руководителем юрфирм. После приобретения фабрики и безуспешного поиска нового руководителя большинство акционеров решило, что он должен стать руководителем «Элиза».

— Мы видели, что белорусский рынок [одежды] не сформировался, много свободного места. Если ты сделаешь все правильно, то будешь выглядеть привлекательно на фоне других, — объясняет Жук мотивы прихода инвесторов на фабрику. — В той же Польше или Литве уже сформировался профессиональный рынок. Там высокая конкуренция. Они конкурируют в нюансах, которые могут быть непонятны обычным потребителям. Например, они спорят, какой должна быть музыка и запах в магазине, как это влияет на продажи. И так далее. Мы только к этому приходим.

После прихода на фабрику новые акционеры занялись ее модернизацией: обновили оборудование, запустили автоматизацию бизнес-процессов, занялись расширением сети фирменных магазинов. На эти цели потратили «миллиарды рублей».

По данным Минфина, по итогам 2015 года выручка на «Элизе» составила 147 млрд неденоминированных рублей, чистая прибыль — 1,7 млрд рублей. Долгосрочные обязательства — 21,6 млрд рублей. «Небольшая чистая прибыль — это на самом деле не так уж и плохо, учитывая сложности в экономике. Балансовая прибыль составила 24 млрд рублей. Но у нас курсовые разницы съели 14 млрд рублей. Хотя нам и разрешили переносить их на этот год, мы все покрыли, нет никаких хвостов. Наша позиция в том, что мы должны все отрабатывать в текущем периоде. Были еще проценты по кредитам. На обслуживание кредитов идет около 3% валовой выручки. Для нас это примерно два фонда заработной платы», — говорит Жук.

Стратегическая задача «Элиза» — занимать лидирующие позиции на белорусском рынке. Ранее проходила информация, что Василий Ворфоломеев якобы выкупил мозырскую швейную фабрику «Надэкс», по сути получив контроль над двумя ведущими производителями мужских сорочек в Беларуси. Андрей Жук опровергает информацию о том, что акционеры «Элиза» контролирует и «Надэкс»: «Мы никогда не имели отношения к „Надэксу“ и никогда им не управляли. В свое время была идея купить акции „Надэкса“. Мы начали процесс. Но увидели, что кто-то также активен в этом. В итоге приняли решение продать пакет акций, чтобы не повторилась ситуация двоевластия на БЧК (Брестском чулочном комбинате. — Прим. TUT.BY)».

На внутренний рынок «Элиз» отгружает 60% продукции, на экспорт — 40%. Большая часть уходит в Россию. Но девальвация российского рубля вынудила искать клиентов на Западе. Уже почти год «Элиз» плотно сотрудничает с известной польской компанией Próchnik.

— Конкуренты «Прухника» начали завозить одежду из Бангладеш, в Польше стало дорого все отшивать. Поэтому они перенесли заказы к нам. Теперь все сорочки «Прухника» отшиваются в Беларуси. Для нас это 7−8% в объеме производства, — рассказывает директор «Элиза». — Поляки приезжают к нам и удивляются, почему белорусы ездят в Польшу за одеждой. Они говорят, что качество пошива в Беларуси на высоком уровне. И цены приемлемые.

Недавно «Роскачество» похвалил сшитые на «Элизе» рубашки Greg. Мало кто знает, что их дзержинская фабрика отшивает по заказу смоленской компании «Текстильные технологии». Насколько выгодно производство на давальческой основе?

— С поляками нам интересно сотрудничество, потому что замещает потери части экспорта на российском рынке. Во-вторых, страхует от разных проблем на рынках России и Беларуси, — комментирует Жук. — Но мы не стремимся иметь большие контракты. Больше 5% в объеме производства — это уже рисковый клиент. Сегодня мы для них - это хорошо, а завтра им кто-то предложит дешевле и они уйдут, а ты останешься ни с чем. Чем больше мелких клиентов, тем лучше.

По словам директора «Элиза», компания ориентирована и на множество каналов сбыта: «лучше развивать с оптом и свою розницу. Плюс интернет-магазин». Поэтому акционеры поставили задачу «построить свой хороший фирменный магазин». «Раньше у нас были магазины неприглядного вида», — не скрывает Жук.

Сейчас у «Элиза» 18 фирменных магазинов. В столице находится 5 из них.

— Учитывая непростые экономические условия в стране и не самые сладкие времена у предприятий для инвестирования, мы все же планируем расширять розницу. Мы видим потенциал для роста, — говорит директор «Элиза». — Но и мы находимся в заложниках у арендодателей: где мы хотим открыть торговую точку, владельцы не могут открыть сам торговый центр. Поэтому до конца этого года надеемся открыть еще 1−2 магазина. Мы сейчас больше работаем над увеличением доходности существующих магазинов, над улучшением того, что есть: это работа с затратами, своей продукцией.

Продажи «элизовской» мужской сорочки в фирменных магазинах составляют 50%, а «все остальное мы где-то берем и продаем». Перед руководством фабрики «стоит задача довести долю своей продукции до 100%». «Для этого мы расширили ассортимент, сейчас делаем куртки, костюмы, пиджаки, поло, брюки и так далее. По цене мы вполне конкурентоспособны с турецкими брендами, которые представлены в белорусских торговых центрах», — утверждает Андрей Жук.

Сырье на «Элизе» — ткани — используются импортные. «Это Австрия, Голландия, Турция, Китай и другие. Если нам в Беларуси предложат ткани для условных брюк по адекватной цене, то мы с удовольствием на это среагируем. Но тут нам пока предлагают купить ткани, которые они сами купили где-то. Мы работаем напрямую с иностранными поставщиками. С белорусскими посредниками работаем в исключительных случаях (очень срочно надо либо это небольшой объем)», — отмечает руководитель дзержинской фабрики. «Сырье занимает около 40% в себестоимости продукции. В принципе на этом рынке все конкуренты находятся в равных условиях. Потому что закупаем сырье у одних и тех же производителей. Но за счет того, что у нас труд дешевле, мы смотримся более выигрышно», — добавляет он.

Недавно «Элиз» подписал соглашение с Европейским банком реконструкции и развития в рамках его программы поддержки малого и среднего бизнеса. ЕБРР помог швейной фабрике привлечь международных консультантов для развития экспорта, автоматизации управления складом, развития розничной торговли, внедрения виртуального мерчандайзинга и так далее. Общая стоимость проекта консультационной поддержки белорусского бренда составит порядка 60 тысяч евро.

 — Мы не знали, что у нас лежит на складе в онлайн-режиме. Под одним артикулом могло выходить несколько цветов. Но аналитика в разбивке по цветам, ростам, размерам не существовала в принципе. Усеченная база была для целей шрихкодирования. И когда клиент просил показать наши остатки, то людям надо было пойти физически на склад, найти нужный артикул и потом разбить по цветам и размерам. Несколько человек занимались этим неделю или даже 10 дней. Это ужасно, — вспоминает Жук. — Из-за того, что изначально неправильно было сделано, тратилось много времени. Но это проблема не только нашей фабрики, но и многих предприятий белорусского легпрома. Мы начали автоматизацию фабрики, как только стали акционерами. Сейчас этот процесс уже выходит на финишную прямую. С помощью консультантов надеемся его довести до ума. Что раньше делалось руками неделю, теперь на это будет уходить 5 минут.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Дзержинская швейная фабрика "Элиз" пытается диверсифицировать свои экспортные потоки на Запад и расширить ассортимент продукции в надежде повысить доходность...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика