Когда экономика упирается в политику. Почему ЕАЭС не будет приносить прибыль до 2025 года. 21.by

Когда экономика упирается в политику. Почему ЕАЭС не будет приносить прибыль до 2025 года

27.01.2017 13:46 — Новости Экономики |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Пока страны не перестанут защищать исключительно свои интересы, никакого серьезного эффекта от Евразийского экономического союза не будет. Это главный вывод, к которому пришли эксперты белорусско-российского круглого стола о перспективах ЕАЭС. «С экономической точки зрения, сегодня все заявленное при объединении — это больше мечта, чем реальность», — сказал профессор БНТУ Сергей Солодовников. TUT.BY разобрался, почему огромный внутренний рынок начнет приносить прибыль не раньше 2025 года.


Фото с сайта sb.by

Торговать без барьеров внутри союза у стран получается хуже, чем с другими государствами. Эксперт приводит статистику, что по разным позициям совокупный экспорт на внешние рынки у пятерки в 10−15 раз больше, чем внутри ЕАЭС. Причем, показатели экспорта-импорта с каждым годом снижаются.

Происходит так потому, что заявленные при создании союза экономические перспективы упираются в политическую волю самого сильного участника ЕАЭС. Как бы сильно не жила в нас национальная идея, задает правила игры здесь Россия. А Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан все-таки подстраиваются.

— Мы все очень зависимы от воли российского руководства. От того, что ей сейчас важнее: долгосрочная интеграция или получение дивидендов в конкретный момент, — считает Сергей Солодовников.

Пока баланса не будет найдено, серьезного эффекта эксперты советуют не ждать.

— То, что объединяются разные по силе и экономике страны — это нормально. Так всегда происходит. Два равных государства могут быть только друзьями и партнерами — им это не нужно, — сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимателей объясняет Виктор Маргелов.

Иначе возможно построить только империю, но никак не союз. По мнению белорусских экспертов, в любом объединении сильный должен поддерживать слабого. Россияне на приписанную им роль «дойной коровы» не согласны. А на кооперацию — только с защитой своих интересов.

Свой сценарий того, как надо, предложил доктор политических наук Сергей Кизима. Как пример, на которой стоит ориентироваться — ЕС. Перед тем, как сделать союзницами  25 стран, было создано Объединение угля и стали. До этого Германия и Франция лишь делили сферы влияния и боролись за лидерство в регионе.

— Они начали с того, что объединили природные ресурсы, сделали так, чтобы у все члены покупали их по одним и тем же ценам, что и остальные, — напомнил Сергей Кизима. — В наших планах это произойдет не раньше 2025 года. Но нужно разогревать этот потенциально это очень перспективный проект. Может, пойти революционным путем и нам. До этого ничего не произойдет.


Пока энергоресурсы во всех странах не будут стоить одинаково, говорить о равной конкуренции нет смысла, уверены эксперты. Еще один политический момент, в который упирается бизнес — разные законы в каждой из стран. Их должны были привести к общему знаменателю. Но это не удалось сделать ни в ЕАЭС за два года, ни даже в Союзном государстве за 20 лет.

Равный и равнее

Белорусский парламент все новые документы проверяет на соответствие международным нормам. В России такой практики нет — в случае противоречий действуют местные нормы. К чему это приводит, хорошо видно по так называемым торговым войнам Беларуси и России. Взять ту же «молочку». Сначала ее проверяют в Беларуси. Потом перепроверяет Россельхознадзор уже по своим параметрам. И часто их результаты не совпадают.

— Все субъекты хозяйствования хотели бы, чтобы была возможность получить сертификат в аккредитованной лаборатории, который признавался бы всеми странами. Нужно их создавать. Все лишние перепроверки — это увеличение издержек предприятий. И чем меньше здесь посредников, тем более конкурентоспособной получается продукция, — объяснила депутат Ольга Политико.

В итоге спор предприятия и контролера превращается в политическое противостояние. И о поставках мяса и молока приходится договариваться президентам двух стран. Эксперты считают, что для этого есть другие методы — антимонопольные органы и суды. Но пока туда никто не обращался. То ли нет доверия, то ли бизнесу проще по привычке воспользоваться административным ресурсом в решении своих проблем.


На высшем уровне Россия официально пригласила белорусские компании участвовать в программах импортозамещения. Это дало предприятиям возможность участия в тендерах на госзакупки на льготных условиях. Но то, что решено на бумаге, на практике работает не всегда. Но своим производителям российское правительство предоставляет субсидии. В такой конкуренции белорусы проигрывают, как минимум, по цене.

— Обеспечен якобы равный доступ. Россияне могут участвовать в белорусских не только в бюджетных госзакупках, но и в коммерческих тендерах. Но у соседей рынок госкорпораций в разы больше, чем рынок госзакопук. А туда на льготных условиях может войти только тот, кто имеет свое представительство в России. А это увеличение цены и снижение конкурентоспособности. Принципиальные решения приняты, но когда спускаешься к исполнению, не всегда все гладко, — объясняет Ольга Политико.

Это подтверждает и генеральный директор «Евразийского агентства международного сотрудничества» Сергей Ольшевский.

— Иногда белорусская техника расценивается как иностранная. И распространяются некоторые ограничения. В то же время, за счет некоторой локализации, китайская пользуется преференциями, — говорит Сергей Ольшевский. — Но здесь есть и проблема с маркетинговой активностью белорусских предприятий. Нужно работать с потребителем.

С тем, что белорусы часто работают по старинке согласны и наши эксперты. Некоторые предприятия не подстраиваются под потребителя, а пытаются продать то, что выпустили. Это приводит к переполненности складов и большим долгам. Получается, что государство поддерживает то, на что падает спрос. На остальное денег не остается.

— Если мы и дальше будем плодить убытки, то на кого нам обижаться?! Россия здесь не при чем, — говорит сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимателей Виктор Маргелов.

Он предлагает отказаться от дотаций неэффективных машиностроительных гигантов. А отложенные на них деньги отдать среднему бизнесу, который предлагает продукцию с высокой добавленной стоимостью.

— Тракторный завод — это не предприятие с высокой добавленной стоимостью, потому что с каждой машины страна имеет всего 300 долларов прибыли. Сегодня это предприятие обеспечивает только занятость населения. МАЗ еще в 90-е производил тысячи грузовиков, сейчас несколько сотен. А дотирование получает, как и раньше. Здесь нужно принимать смелые решения, — уверен Виктор Маргелов.


Налоговый вопрос

Большая проблема белорусского бизнеса в ЕАЭС — это налог на добавленную стоимость. Часто предприятиям приходится платить его дважды — сначала в РФ, а потом и в Беларуси. Заниматься оформлением экспортных документов российские компании соглашаются не всегда.

— Вы купили станок, запчасти для которого продаются, например, в Москве. У вас что-то сломалось, вы поехали туда, купили. Но российские друзья говорят, что экспортную сделку не будут оформлять, потому что это занимает у них много времени и ресурсов. Поэтому или бери, или не бери, — объясняет проблему на конкретном примере сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимателей Виктор Маргелов. — А потом в Беларуси у контролеров эта сделка еще и вызывает вопросы — откуда ты взял валюту.

Депутат Ольга Политико, которая в Палату представителей пришла с Барановичского станкостроительного завода признается: чтобы упростить себе жизнь предприятие закупало более дорогое сырье, чтобы не ждать возврата налога на добавленную стоимости.

— Чем ждать, когда вернется НДС, иногда проще купить по более высокой цене, продать продукцию и пустить деньги в оборот. И это притом, что на законодательном уровне все урегулировано, — рассказывает Ольга Политико.

В том, что при обсуждении правил работы в ЕАЭС не обращают внимание на Беларусь часто виноваты наши чиновники, отмечают эксперты. В то время как Казахстан за государственный счет содержит в Москве 350 экспертов, которые которые вырабатывают позицию страны в переговорах, белорусские «ипэшники» сбрасываются, чтобы отправить своего представителя на обсуждение требований техрегламентов. Профильные чиновники иногда заседания попросту игнорируют.

— Нам нужно не усиливать конкуренцию друг с другом, а выходить вместе на рынке третьих стран и с товарами под маркой «Сделано в ЕАЭС», — предложила депутат Ольга Политико.

Но сегодня это лишь мечты, которые, по мнению экспертов, не начнут приносить деньги до тех, пока интересы бизнеса будут противоречить внутренним интересам каждой из стран.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пока страны не перестанут защищать исключительно свои интересы, никакого серьезного эффекта от Евразийского экономического союза не будет. Это главный вывод, к...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Экономики)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика