Белорусско-китайский парк «Великий камень» — один из самых громких и масштабных проектов нашей страны. Однако у многих еще остаются вопросы по поводу назначения и особенностей возводящегося под Минском индустриального комплекса. Сегодня мы рассказываем о самых важных деталях проекта в простых и понятных карточках.
Что такое Белорусско-китайский парк?
Если совсем коротко, то это попытка Беларуси использовать новый подход по привлечению инвестиций. А еще это крупнейший индустриальный парк в Европе и самый крупный проект Китая за рубежом по оценке Минкоммерции КНР.
Идея создать новую площадку для стимулирования высокотехнологичных производств появилась в 2010 году. За основу взяли успешный опыт Китая в сфере создания индустриальных парков, в частности, Сингапурско-Китайского индустриального парка в Сучжоу — сейчас это шестимиллионный город с быстрорастущей экономикой.
Полностью парк планируют построить к 2030 году. Сейчас подходит к концу первый этап создания (построены дороги и инженерная инфраструктура, а на площади более 800 га возводят корпуса заводов) и начато планирование второго этапа (около 3,5 тысяч га). Всего освоят территорию в 112 квадратных километров — это сравнимо с Могилевом и больше территории Парижа или Копенгагена.
После завершения прямо под Минском вблизи аэропорта появится современный интернациональный город, в котором будут размещены высокотехнологичные производства, научные и исследовательские центры, а также жилье.
Получается, китайцы строят для себя в Беларуси производственные мощности и жилье?
Нет, это не так. При строительстве «Великого камня» Беларусь использует опыт Китая в создании индустриальных парков. В частности, применяют аналогичные механизмы управления, подходы к территориальному планированию и функциональному зонированию, аналогично проектируют этапы развития парка.
В то же время само строительство лишь частично ведут компании из КНР. Генеральный подряд на создание инфраструктуры принадлежит китайской корпорации САМСЕ. Однако строительные работы в «Великом камне» на 60−65 процентов выполняют белорусские фирмы, в основном стройтресты Минска и Минской области.
Это означает, что вложенные инвестиции (более 420 миллионов долларов) формируют доход в первую очередь белорусских компаний. Кроме строителей, выгоду от развития парка уже получили наши производители строительных материалов, сопутствующих услуг, и, конечно, белорусские работники, которые трудятся на действующих предприятиях.
То, что в парке будут только китайские компании, — в корне не верно. «Великий камень» — интернациональный проект. Его участниками на равных условиях становятся представители разных стран. Сейчас зарегистрированы резиденты с капиталом из Беларуси, Китая, США, Австрии, Германии, Израиля, Литвы. Есть компании со 100-процентным капиталом одной страны, но много и совместных проектов.
Зачем вообще строить целый индустриальный город?
Опыт развития свободных экономических зон и малых индустриальных зон показывает, что инвесторов практически сразу интересует вопрос поиска и привлечения квалифицированных работников. А им, в свою очередь, важно знать, где они будут жить и как добираться на работу, куда пойдут учиться их дети, в какой поликлинике они будут обслуживаться. Именно поэтому в «Великом камне» уже сейчас развивают жилую и социальную инфраструктуру, строят коммерческий район. Первый дом начали возводить в прошлом году. В этом году его планируют сдать и разместить на первом этаже почту, отделение милиции, аптеку и прочее. Также разработана документация по строительству поликлиники.
Кроме того, в парке все предприятия будут находиться близко друг от друга и смогут взаимодействовать в работе. Даже на этапе строительства и впоследствии в производстве это позволяет легко обмениваться опытом, находить лучших поставщиков товаров или услуг.
То есть это будет что-то вроде второго ПВТ?
ПВТ и «Великий камень» очень схожи по некоторым видам льгот. Однако их основа разная. Механизм ПВТ могут применить разработчики программного обеспечения, но он не распространяется на производителей реальных товаров. То есть компания, производящая компьютерную технику, не сможет стать его резидентом.
Механизм белорусско-китайского парка, наоборот, работает в отношении конкретных товаров и не может быть распространен на программное обеспечение.
Разницу легко показать на примере производства роботов, АСУ или smart-систем. Оно включают в себя две составляющие: создание программ и физической оболочки (датчиков, панелей управления, системы приводов и другого). Если компания разрабатывает только ПО, но не самих роботов, то тогда ПВТ — лучший выбор для реализации проекта. А если она производит прототипы или вышла на уровень промышленного производства роботов, то тогда «Великий камень» — лучший вариант для максимального использования льгот.
Здесь уже есть инженерно-транспортная инфраструктура. Компании могут купить или арендовать землю, куда уже подведены дорога, газ, вода, электричество, оптоволокно. А можно просто арендовать готовые помещения для быстрого старта инвестиционных проектов. Рядом находится Минск с высоким научно-техническим потенциалом и кадровыми ресурсами. Недалеко проходят международные трассы M1 (Москва — Берлин) и M4, Национальный аэропорт "Минск", железнодорожная ветка. Есть своя логистическая система (функционируют склады, работает таможня). Парк обеспечивает льготы и преференции при уплате налогов, таможенном администрировании, валютном, трудовом, строительном, земельном регулировании.
Одно из основных преимуществ парка — работа по принципу «одной станции». Резидент может обратиться в администрацию для решения любых вопросов, таких как регистрация компании, получение различных разрешений и так далее.
Хорошо, для компаний-резидентов пользу вижу. А что это дает Беларуси?
Новые производства. Только в 2020 году их должно быть не менее 70. Все предприятия ориентированы на экспорт, хотя такого жесткого требования к резидентам нет.
В «Великий камень» допускаются только наукоемкие и высокотехнологичные производства. Это не только престиж страны, но и более высокая зарплата для работников, возможность самореализации в крупных мировых корпорациях.
Еще один момент — налоговые поступления. Льготы предоставляются резидентам «Великого камня» и стимулируют их инвестировать в производство. Однако эти инвестиции являются доходами сторонних компаний и через налоги поступают в бюджет. Через такое косвенное налогообложение в бюджет от парка уже поступило около 40 миллионов долларов.
А для обычных людей есть какие-то плюсы?
Конечно. Только на первом этапе развития «Великого камня» в нем будет работать 10−12 тысяч человек. Практически все — с более высокими зарплатами, чем в среднем по стране.
Также уже сегодня в парке востребованы сопутствующие услуги (появляются кафе и рестораны, магазины, страховые бюро, парикмахерские, химчистки, транспортные и экспедиторские компании), а по мере развития социальной инфраструктуры потребуются работники сферы здравоохранения и образования.
Это все новые рабочие места с хорошим заработком. А вообще, в парке будет трудоустроено около 150−200 тысяч человек.
И сколько компаний там уже работает?
Резидентами парка стали уже 43 компании, среди них 34 в сфере производства и 9 — в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Это, к примеру, производители специальных роботов, беспилотных автомобилей, лазерного оборудования, промышленных систем вентиляции и кондиционирования, солнечных панелей, LED-продукции, энергоэффективного стекла для транспорта, двигателей, медицинских изделий и многого другого.
Получается, если у меня есть своя компания, я могу стать резидентом и получить все преференции?
Нет, к компаниям есть два основных требования. Их утверждает президент своими указами, и они могут меняться по мере развития самого парка.
Первое — соответствие проекта приоритетным видам деятельности парка. Сегодня к ним относятся производства и НИОКР в сфере машиностроения, электроники и телекоммуникаций, тонкой химии, биофармацевтики, новых материалов, обработки больших объемов данных (Big Data), электронной коммерции, комплексной логистики, социально-культурных объектов. Предприятия традиционных отраслей по производству продуктов питания, деревообработке, легкой промышленности не могут быть резидентами.
Второе — стоимость. Для производств объем инвестиций должен составлять не менее 5 млн долларов, либо 0,5 млн долларов с условием их вложения в течение трех лет. Для НИОКР объем инвестиций должен быть не меньше 0,5 млн долларов.
Хорошо, а что нужно, чтобы разместить там свое производство?
Нужно проделать несколько шагов.
Первый. Создать юридическое лицо с местом нахождения в «Великом камне», а если оно уже создано, изменить адрес на белорусско-китайский парк. Разрешается указывать адрес без привязки к конкретным улице и дому.
Второй.Подготовить и направить в администрацию для рассмотрения упрощенное обоснование своего проекта. Для этого есть примерная форма.
Третий. Заключить два договора:
с администрацией парка, где прописываются основные этапы реализации проекта и обязательства по инвестированию;
с Компанией по развитию индустриального парка, которая предоставляет землю или помещения для реализации проекта.
Эти документы, как правило, готовятся одновременно. Сразу после подписания договора с администрацией парка компания становится его резидентом и получает свидетельство.
На бумаге все хорошо. Но ведь любое производство — это нагрузка на экологию?
«Великий камень» — экологически чистый проект. Например, допустимый размер санитарно-защитной зоны, то есть расстояние от одного промышленного объекта до другого, в промышленной зоне составляет 50, 100 и 300 м. Это означает, что никакое вредное производство в «Великом камне» не может даже планироваться.
Но на самом деле, все проекты в парке строятся даже с более жесткими требованиями. Они проектируются таким образом, чтобы санитарно-защитная зона была минимальна, а в лучшем случае — вообще не выходила за пределы предоставленного под строительство участка. Проектировщики изначально закладывают дополнительные мероприятия по защите окружающей среды. С одной стороны, это делает строительство в парке дороже. С другой стороны, это позволяет размещать разные виды производств рядом, не переживая за безопасность и чистоту продукции и безопасные условия труда людей на соседних производствах.
Коме того, в парке на все объекты подается только чистая вода из подземных источников. Она важна не только для жителей, но и для многих видов производств: оптики, фармацевтики, электроники и других. После отработки все стоки первоначально очищаются до степени, пригодной для рыбо-хозяйственного потребления, и только после этого сбрасываются в реку Уша.
Парк ежегодно подтверждает свою экологическую безопасность. В 2018 году был подтвержден сертификат EMAS (Eco-Management and Audit Scheme, «Схема экологического менеджмента и аудита»), полученный в 2017 году. Этот документ выдается независимой европейской организацией по результатам комплексной экспертизы всех работ в парке на протяжении года.
Партнер проекта:
Подать заявку на регистрацию в индустриальном парке «Великий камень» можно по ссылке.
Одна из главных строек республиканского масштаба - белорусско-китайский парк «Великий камень» - все еще остается загадкой для многих белорусов. Сегодня пробуем...