Белорусская медицина — поле битвы врача и пациента. 21.by

Белорусская медицина — поле битвы врача и пациента

25.09.2010 15:42 — Новости Здоровья |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Эксперты констатируют, что в Беларуси существует проблема незащищенности как врача, так и пациента. В результате в медицинском сообществе в момент столкновения интересов практикуется корпоративная солидарность, порой вопреки справедливости. А среди пациентов — потребительский экстремизм.

Жалуются в Беларуси на медиков много

Юрист общественного объединения «Защита прав потребителя» Екатерина Орловская констатирует незащищенность потребителя медицинских услуг. Количество жалоб с каждым годом увеличивается. Большинство из них приходится на стоматологию. Половина тех, кто доходит до суда, дела выигрывает. Около 40% жалоб исходят от людей, которые пользовались услугами государственной медицины. Однако в обществах защиты потребителей ими, как правило, не занимаются. Все же госмедицина не совсем их сфера. В результате пациенты часто остаются один на один со своей проблемой и начинают писать по инстанциям.

Ежегодно количество жалоб в Минздрав, рассказал врач-эксперт Андрей Фоменко, увеличивается. За последние четыре года их количество возросло более чем на тысячу и составляет ежегодно более 5 600. Количество судебных экспертиз, назначаемых правоохранительными органами по делам о ненадлежащем оказании медпомощи, ежегодно возрастает на 15-20%.

На что жалуются пациенты?

В Беларуси в целом — патерналистская модель медицины (от «патер» — отец), то есть во взаимоотношениях врача и пациента только врач решает, как и чем лечить. Пациент же в своем лечении не принимает никакого участия. Такая система часто лишает пациента права выбора.

Андрей Фоменко констатирует, что пациенты недовольны нарушением этики и деонтологии. Жалуются на недоступность медицинской помощи и отказах в ней по надуманным предлогам. Люди недовольны очередями, отсутствием необходимых специалистов, проблемами с нехваткой оборудования в поликлиниках и стационарах, невнимательным уходом за больными. И список претензий этим далеко не ограничивается.

Экстремизм пациентов доводит врачей до ручки

Как отметила Екатерина Орловская, часть претензий пациентов на платную медицину доходит до суда, но там судебные иски, связанные с медициной не любят.

«В судах есть, так сказать, козлы отпущения, которым поручают подобные сложные дела, требующие знания не только юридических аспектов проблемы, но и определенных медицинских познаний, — рассказывает юрист «Защиты прав потребителя». — Для медицинской организации обращение в суд означает проверки, которые, как правило, находят те или иные нарушения. Судебные разбирательства длятся от полугода до двух лет. В течение этого срока осуществляются различные экспертизы, работают адвокаты. Между тем за все издержки в случае победы пациента приходится платить как раз медицинскому учреждению».

В результате значительная часть жалоб не доходит до суда, а решается полюбовно. Заведению (речь чаще всего идет о коммерческих центрах) проще вернуть пациенту потраченные на процедуру или лечение сумму, чем гарантированно получить кучу неприятностей в случае судебного разбирательства.

Причем мирное соглашение может быть заключено уже и тогда, когда дело передано в суд. Такая практика, подчеркивает Екатерина Орловская, привела к тому, что появились «пациенты», зарабатывающие на медцентрах. И медицинская общественность знает своих героев в лицо.

«Существуют, так сказать, нелегальные черные списки пациентов, которые предпринимают определенные меры для того, чтобы лечиться бесплатно. Они постоянно жалуются, иногда доводят дело до суда и пытаются заработать на моральной компенсации. При этом заявляют исковое требование чуть ли не сотню миллионов рублей. На моей памяти максимальная компенсация выражалась в сумме 1,5 миллиона рублей», — рассказывает Екатерина Орловская.

Между тем, отмечает юрист, если конфликты между врачом и пациентом решаются в форме мирового соглашения, часто пациентам перепадает значительно большая сумма, чем они могут получить по суду.

Часто пишут жалобы и даже выигрывают суды, говорит она, не совсем адекватные люди. Например, в ее практике была пожилая женщина, которая подала иск сразу на несколько медицинских центров: «Она писала в своих жалобах, что ей залили в горло формалин и повредили позвоночник, вырезали восемь сантиметров кости челюсти и так далее». По словам Е.Орловской, женщине, несмотря на абсурдность претензий, удалось выиграть часть судов.

По мнению эксперта, белорусские врачи из-за своего социального положения и условий работы часто не могут качественно выполнять свои служебные обязанности. Им вменяется слишком много служебной переписки, необходимость делать подробные записи. При том, что врачи этим недовольны, именно правильно сделанные записи порой и спасают медиков от судебных разбирательств.

Как сообщила председатель общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Анна Суша, в момент столкновения интересов врачей и пациентов во время проведения экспертиз порой практикуется корпоративная солидарность и дело решается в пользу врача даже вопреки справедливости. Так медики защищают свое сообщество и противостоят, как могут, экстремизму пациентов.

Что же делать?

В Беларуси при достаточно развитой законодательной базе существует проблема исполнения законов в части защиты прав пациентов, подчеркивают эксперты.

Врач-эксперт Андрей Фоменко констатирует низкую информированность пациентов и медиков о существовании и содержании законодательно утвержденных прав одних и других. Существует проблема слабости механизмов досудебного урегулирования конфликтов и низкая активность общественных объединений в вопросах защиты прав пациентов.

Было бы хорошо, если бы в поликлиниках и больницах работали независимые специалисты, к которым можно было обратиться в случае недовольства оказанной медицинской помощью. Здесь впору говорить об институте омбудсмена — человека, имеющего дело с жалобами и пытающегося найти взаимоприемлемые решения.

Однако у белорусской медицине на повестке дня стоят совсем другие проблемы. Главная из которых — острая нехватка кадров.

В 2010 году в организациях здравоохранения Беларуси не хватало около 4,5 тысячи врачей. Годом ранее потребность во врачах оценивалась в 5,5 тысячи человек, а пик нехватки медицинских кадров пришелся на 2008 год.

Главная причина дефицита рабочих рук — текучесть кадров. Ежегодно из организаций Минздрава увольняется более трех тысяч человек. Столько белорусские медицинские вузы даже не набирают.



Елена СПАСЮК
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В медицинском сообществе практикуется корпоративная солидарность, порой вопреки справедливости. А среди пациентов — потребительский экстремизм...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Здоровья)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика