Вам в жизни повезло или достались трудные родители с большими амбициями, нереализованными мечтами и желанием «сделать из вас человека»? «Слушай, что тебе говорят. Не возражай. Потом еще спасибо скажешь», — звучало это всякий раз даже при малейшей попытке сопротивления? Кто станет спорить: они всегда хотели как лучше. Желали для вас признания и достатка, любви окружающих и славы. А еще, конечно, мечтали гордиться вами. Но подавление авторитетом приносило иные плоды. У кого–то сломано здоровье, у кого–то — вся жизнь.
Благие намерения
Ребенок — не кукла и не родительский слуга. Мудрому взрослому объяснять это излишне. Трудный примется рисовать на детской индивидуальности свой личный портрет. Ведь мама «лучше знает», кем должен стать ее сын. Продюсером, успешным спортсменом, а может, ученым или артистом балета? План уже продуман, возможно, еще до рождения малыша. Психолог, автор множества книг по психологии Леонид Левит объясняет причину этого феномена:
— Когда взрослые считают, что их жизнь по каким–то причинам не удалась — из–за отсутствия в прошлом денег, собственного жилья, образования, — пытаются любым способом дать ребенку то, чего сами не получили. Взять тяжелый пример голодного детства. У тех, кто его пережил, дети, как правило, перекормлены — они с лишним весом, а то и с ожирением. Как ни странно звучит, но взрослые таким образом подсознательно заботятся о самих себе. Этот психологический механизм называют реверсией. Со стороны же все выглядит как некий альтруистический мотив: «Я хочу тебе блага и сделаю все для того, чтобы ты был счастлив».
Вот родители и начинают активно развивать детей в том направлении, к которому те не имеют ни склонности, ни интереса. По принципу «как мы с тобой мечтали, но так и не смогли». Или же для сына и дочери выбирают на сей момент какое–то престижное занятие. «Имплантируют» в ребенка то, что должно спустя годы хорошо окупиться. При этом настоящий дар не только не пытаются раскрыть, но всячески подавляют, ведь надо заниматься «важным» делом. Значит, долой уроки рисования и вперед на корт с ракеткой!
Слезы и стоны
Любящий и мудрый родитель чувствует: его задача — помочь ребенку отыскать занятие, которое вызовет у него восторг и воодушевление. Значит, даст возможность пробовать все, что открывает поле для развития. Ведь одаренность не всегда может проявить себя сразу. Пока вы не услышите музыку, не поймете, что вас к ней влечет. Маленький человек должен искать то, чем его природа одарила. И часто таланты проявляются случайно: играя, ребенок находит занятие, от которого не в силах оторваться. Это как короткое замыкание: раз — и заискрило.
Как правило, у амбициозных родителей две крайности. Они чуть не ставят условие: или ты работаешь до самозабвения в той области, которую мы для тебя определили, или попадешь на улицу, свяжешься с дурной компанией, наркотиками и алкоголем. В общем, деградируешь и пропадешь. При этом свой выбор родители с амбициями делают спонтанно. Увидели, допустим, шоу скалолазов. Головокружительное во все смыслах. Тут же для себя решили: все — мой точно будет покорителем гор. И тащат кроху 5 — 6 лет на испытания. А ведь это высокий риск падения с серьезными травмами, в конце концов, реальная угроза смерти. Скалолазание — мучительный вид спорта, где всегда детские всхлипы, стоны и слезы, постоянная борьба и напряжение. Все это неголословно: Леонид Левит много лет занимается таким экстремальным видом спорта и, кстати, на личном опыте знает, что такое родительские ожидания и прогнозы:
— Когда–то у отца было страстное желание сделать из меня музыканта. Он сожалел, что не посвятил себя серьезной музыке. И вот в семье было принято решение в 6 лет отдать меня в музыкальную школу. Оказалось, есть способности: за месяц я «со свистом» сдал программу полугодичного обучения. Фортепиано же при этом ненавидел как девчоночье занятие. Потому на пении специально старался петь «басом», выбиваясь из общей гармонии, но прослыть смутьяном не удалось. Оставался только разговор с отцом. Я так и заявил ему: надоело — бросаю. Удалось как–то уцелеть...
Везде поспел
Родительскую настойчивость еще можно было бы оправдать, когда, к примеру, свершилось чудо, явился пророк и сказал: «Ваш ребенок станет чемпионом мира по фигурному катанию. При этом вы должны заставлять его заниматься по 10 часов в сутки. Он будет сопротивляться, плакать — душите свои родительские чувства». Но реально на чем основана уверенность родителей? Ведь это только их мечта, игра воображения. Занимаются спортом тысячи, чемпионом становится один.
И еще один сложный вопрос. Если ребенок хватается за все и сразу? Танцует, лепит из пластилина, играет в шахматы, гоняет в футбол и сам не может определиться, что для него интереснее. Ничего страшного, пусть пробует многое. Пройдет время — он обязательно найдет что–то свое. И вот здесь, нащупав тропинку, стоит проложить широкий путь к тому, чтобы совершенствоваться дальше. Обязанность родителей в этом случае — брать на себя определенную степень принуждения, добиваться регулярности занятий. Ведь самоконтроль, характерный для взрослого, у него еще не развит, так же как пока мало упорства, веры в себя. Ребенок — еще не личность и не способен осмыслить свою одаренность, что нуждается в многолетней шлифовке. По словам Леонида Левита, любой талант требует не менее 10 лет напряженной работы. Откуда взялась цифра? Этот временной промежуток в эквиваленте равен 10.000 часов. Ученые определили: будь ты хоть трижды гением, но если не отдашь это время выбранному поприщу, не только не добьешься выдающихся результатов, но даже не приблизишься к достойному.
Модный сынок
Обрекая ребенка заниматься чем–то модным, родители, скорее всего, гробят его собственный талант, которой не столь престижен, но приносил бы удовлетворение всю жизнь. Возможно, в будущем он не станет миллионером, зато будет востребован и обеспечен. Зарабатывал бы любимым делом.
Однако родителям с амбициями важно загибать друг перед другом пальцы: «А мой на гастроли за границу поехал», «А моя три языка учит» и пр. Что при этом чувствует ребенок? Он живет поперек себя, какой–то невротической жизнью. Со стороны кажется успешным, на самом же деле чувствует себя затурканным и несамостоятельным, потому как всегда удовлетворял не свой, а «встроенный» чужой интерес. Будет ли такому в жизни просто? Сомнительно. Ему и в дальнейшем, как незрячему, потребуется поводырь.
Занятие же любимым делом никогда не станет тяжким непосильным грузом. Удивительно, мы смотрим на человека, работающего по призванию, и думаем: как он справляется, ведь пашет день и ночь? На самом деле в его душе поет муза. Он в упоении и даже времени не замечает. Что тут сказать, счастливый...
Кстати
Случается, истинное предназначение человека заявляет о себе вовсе не в детстве, а — не удивляйтесь! — ближе к 50 годам. Вызревает оно долго, но плоды дает удивительные. Некоторые люди в таком возрасте ощущают настоящий взрыв способностей, понимают, чему готовы посвящать свое время. И тут возникает страстное желание реализовывать этот интерес. Компромиссы — бросить основную работу или как–то совмещать ее с проснувшимся призванием — каждый находит самостоятельно.