В последние десятилетия диабет заставил кардинально переписать медицинскую «табель о рангах». Ведь каждый год в мире им заболевают 6 млн. человек, и к 2025–му, по прогнозам экспертов, этот диагноз будет фактом минимум для 500 миллионов землян. Но реальные цифры всегда больше предполагаемых... Пятый год борьбу с диабетом ведут под эгидой уже даже не ВОЗ, а ООН. И пациенты эндокринологов, а их только у нас почти 230 тысяч человек, смотрят на науку с надеждой. Успехи есть, поиск новых решений не останавливается ни на минуту, и отрадно, что здесь мы вполне в русле общемировых тенденций. Каких же новаций ждать в самом ближайшем будущем и какие уже пришли к нам, рассказала «СБ» главный внештатный эндокринолог Минздрава кандидат медицинских наук Алла Шепелькевич.
Большая надежда
Напомним: диабет 1–го типа — «примета» молодых. Тогда собственный иммунитет начинает борьбу против «островков» поджелудочной железы, которая вырабатывает инсулин. «Диабет № 2» — проблема людей зрелого возраста. У них клетки «не слышат и не понимают» производимый гормон.
Первый тип заболевания требует ежедневного введения инсулина; второй — пересмотра образа жизни и приема сахароснижающих препаратов. А как же вакцина против диабета? «Не исключено, что появится шанс коррекции иммунного ответа организма на неприятие собственного инсулина. Перспективным направлением в этом стала разработка средств антицитокиновой терапии, успешно используемых в лечении других аутоиммунных заболеваний, — с увлечением рассказывает мне об инновации Алла Шепелькевич. — Но пока говорить о применении таких средств преждевременно — сейчас в разных странах мира они проходят третью стадию клинических испытаний».
Желание людей с диабетом стать «свободными от иглы» вдохновляет ученых на разработку новых форм введения инсулина. Так, в некоторых странах Европы и Северной Америки зарегистрированы ингаляционные формы гормона, который можно принять вдыхая...
Появляются новости о порой удивительных альтернативах: введение инсулина посредством ультразвука, с использованием накожного пластыря, специальных глазных капель или гелевых капсул и др. «В каждом методе лечения главное — доказательность и безопасность. Например, один из обсуждаемых вопросов — ингаляционные формы введения гормона. Но они ограничены в применении. Людям с патологией дыхательной системы, даже с гриппом и ОРЗ, инсулиновый ингалятор не помощник, — мнение главного внештатного эндокринолога Минздрава. — Если же говорить о привычном способе подачи гормона посредством инъекций, у врачей нет сомнений — подходит он абсолютно для всех».
Срочная помощь
Что касается радикальных методик борьбы с осложнениями диабета, то здесь нашим врачам есть чем гордиться. В 2009 году была проведена одна из самых редких и сложных в мире полиорганных операций — одновременная пересадка поджелудочной железы и почки. Впервые такую трансплантацию выполнили врачи 9–й клинической больницы Минска и 4–й клиники им. Н.Е.Савченко во главе с руководителем Республиканского центра нефрологии и почечно–заместительной терапии Олегом Калачиком.
Кроме того, у нас никого не удивишь операцией по пересадке почки у пациентов с сахарным диабетом. Когда болезнь вызывает серьезное осложнение — терминальную стадию нефропатии — почечную недостаточность, это вмешательство буквально спасает жизнь.
Под контролем
Относительной новинкой, которая облегчает жизнь людей со сложным диагнозом, стала возможность введения инсулина при помощи помпы. Небольшой электронный аппарат, похожий на пейджер, «занят» тем, что в течение дня вводит микродозы инсулина в том объеме, что и здоровая поджелудочная железа. Это естественно, физиологично.
Поступление гормона возможно в двух режимах — непрерывной подачи и рассчитанным на прием пищи, когда заметно повышается уровень глюкозы в крови. Использование помпы — это большая свобода и уверенность для людей с сахарным диабетом 1–го типа. Но помпа — это не искусственная поджелудочная железа, которая работает сама по себе, а технология, которой нужно управлять. Пациент должен уметь понимать прибор, подсчитывать количество хлебных единиц (ХЕ) при каждом приеме пищи, продумывать свое поведение при физической нагрузке и многих других ситуациях.
У нас инсулиновые помпы используются для определенного контингента — детей, подростков и беременных женщин. Тех, у кого уровень сахара так нестабилен, что подбор инсулинотерапии «вручную» становится сложной проблемой. В медучреждениях помпы выдают на определенный период. Пока их количество невелико. Однако по Программе демографической безопасности на 2011 — 2015 годы планируется обеспечить этими приборами все эндокринологические диспансеры и отделения страны. Прежде всего — детские эндокринологические отделения. В свободной продаже пациенты могут приобрести такие приборы сами. Но вот цена, вероятно, смутит: стоит помпа 3 — 5 тысяч долларов.
Сахарный режим
Система суточного мониторирования уровня глюкозы — еще одно важное новшество. По принципу работы оно схоже с диагностикой в кардиологии — холтеровским наблюдением. В течение трех суток пациент носит специальный портативный прибор, который определяет и фиксирует уровень сахара в крови каждые пять минут. После полученную информацию анализируют при помощи компьютерной программы. Это дает возможность определить: есть ли у человека скрытые гипогликемии (в том числе ночные) — критически низок уровень сахара в крови. И конечно, метод суточного контроля помогает эффективно провести коррекцию лечения. Каждый год он становится все более доступным.
Три уровня защиты
Уже в 1990–х годах в мире стали использовать инновационные лекарственные средства, снижающие уровень сахара в крови при диабете 2–го типа. Это инкретины. У нас в стране зарегистрированы несколько препаратов этой группы. Эффект от их применения оценивают как положительный. Кроме «прямой обязанности» — снижения уровня сахара, они защищают сосуды и сердце, которые становятся мишенями при тяжелом диабете. Немалый плюс инкретинов — исключение риска гипогликемии, влияние на пищевое поведение, подавление аппетита. Поэтому, ко всему прочему, они вносят свой вклад в снижение избыточного веса — одной из главных причин диабета под «номером 2».
И еще хорошая новость. По словам Аллы Шепелькевич, ведутся переговоры с кубинскими коллегами по внедрению у нас инновационного лекарственного средства на основе эпителиального фактора роста. Во всем мире такие препараты используют для лечения трофических язв при диабете, чтобы не допустить развития тяжелых проявлений синдрома диабетической стопы — в частности, гангрены, ведущей к ампутации. Это средство — продукт генной инженерии...
Цифра «СБ»
На начало года в Беларуси зарегистрировано 229.790 пациентов с диабетом. Ежегодно к общему числу прибавляется около 20 тысяч человек.