Я уже несколько лет не ем колбасу. Категорически. Однако и вегетарианцем не являюсь. Иногда покупаю сыровяленое мясо одного известного отечественного производителя. С некоторых пор оно поступает в продажу густо обсыпанным мелкой желтоватой стружкой. Так выглядит глутамат натрия. Компонент многих продуктов современности, от чипсов и сухариков до бульонных кубиков и «быстро–супов», имеет второе официальное имя — Е 621. Вреден ли он? Если да, то почему так популярен у производителей?
Как известно, к пищевым добавкам относятся любые природные или синтезированные вещества, которые не имеют пищевой ценности и не употребляются сами по себе, но улучшают какие–либо свойства продуктов. К некоторым мы давно привыкли и нисколько их не боимся — например, соль, сахар, ванилин, уксус, желатин, сода. Однако пищевики все чаще используют искусственно полученные добавки. Одни безопасны для нашего здоровья. Другие — условно безвредны или безвредны в небольших количествах. Третьи признаны опасными. И вот глутамат натрия, будучи синтетическим, а не натуральным усилителем вкуса, с позиции медицины, не приносит никакой пользы. Более того, вызывает быстрое привыкание к очень калорийной еде. И хотя в свое время производители назвали его «душой вкуса», вся поэтичность скоро сошла на нет. Ведь отказаться от еды с такой приправой на деле не так–то просто. Даже маститые знатоки кулинарных изысков считают, что мясо с добавлением глутамата натрия более вкусное и сочное, чем без него. Что уж говорить о ежедневной, часто весьма быстрой трапезе среднестатистического человека?
Много этого вещества содержится в блюдах модной нынче восточной кухни. Отсюда и пошло понятие «синдром китайского ресторана». Так врачи называют характерное недомогание после еды, приправленной глутаматом натрия. Спрашивается: зачем он нужен? А так профессиональные повара восстанавливают вкусовые качества мяса, если оно относится к низким сортам либо было предварительно заморожено. Или придают мясной вкус соевым продуктам. Тогда возникает второй естественный вопрос: если мясо качественное, зачем ему усилитель вкуса? А если оно отдает тухлятиной, то к чему его продавать? Вопросов этих пищевики слышать не хотят. Могу лишь порекомендовать есть поменьше продуктов замороженных, консервов, кетчупа, майонеза — в общем, читайте этикетку. Особенно осторожны должны быть астматики, у которых «душа вкуса» может вызвать типичный приступ удушья, а также те, у кого повышенная возбудимость нервной системы. Причем проявить бдительность стоит, даже если прямого указания на упаковке нет. Коварный глутамат может спрятаться за расплывчатую формулировку «вкусовая добавка», «ароматизатор» или «усилитель вкуса».
Вообще, Е–эпидемия, с моей точки зрения, превышает уже все разумные пределы. Как бы ни скрывал производитель чужеродные добавки за мелким шрифтом и заумными словами–синонимами, суть от этого не меняется. Объяснить с позиций здравого смысла этот процесс не удается. Для чего, например, в продукты известного рыбного брэнда добавляют по 5 — 6 добавок Е? А в любимый с детства зефир —
Е 102, или тартразин? Для красоты! Потому что по своей природе этот краситель и используется пищевиками для придания приятной желтой окраски мороженому, желе, пюре, супам, йогуртам, горчице и газированным напиткам. В большинстве стран, к слову, использование пищевой добавки Е 102 в продуктах строго нормировано из–за возможных аллергических на нее реакций. Обычно устанавливается такой предел: 100 — 150 мг красителя на килограмм готового изделия. Но сколько тартразина в лежащих у нас на полках продуктах — неизвестно, об этом на упаковке ни слова ни полслова. Только и остается, что каждый раз заново решать для себя вопрос: что лучше — настороженность или доверие к красочной упаковке? Польза или красота? Здоровье или потворство вкусовым рецепторам?