Термин «аутизм» (от греческого «autos» – сам) был впервые введен известным швейцарским психиатром Э. Блейлером в 1912 году. В своей книге «Аутистическое мышление» он трактовал аутизм как симптом и форму психических заболеваний, при которых мышление человека и его аффективная сфера регулируются преимущественно внутренними эмоциональными потребностями и мало зависят от реальной действительности. Аутизм, таким образом, рассматривался как болезненная форма психологической самоизоляции, как уход от внешнего мира в автономный мир внутренних переживаний.
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу комплексных дезинтегративных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, коммуникации, стереотипностью поведения, приводящим к социальной дезадаптации. Для пациентов характерны фобии, возбуждение, пищевое поведение и другие неспецифические симптомы.
По оценкам экспертов, различным формам аутизма подвержено до 1% населения. Соотношение встречаемости РАС у мальчиков и девочек находится в пределах 2,6:1 до 4:1.
На сегодня общепринятой концепции этиологии РАС в мире не существует. Имеют место различные гипотезы этиологии РАС, психологические, биологические и даже экологические. Однако ни одна из существующих теорий не может объяснить природу данного расстройства.
Для того чтобы понять, что происходит с таким ребёнком, представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете, увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар — останется незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится в мелодию. Сложно представить такое, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются им иначе. Но как это «иначе», мы можем только догадываться.
У детей с РАС отмечаются выраженные трудности во взаимодействии с другими людьми и с окружающим миром в целом, нарушены эмоциональные связи даже с самыми близкими людьми. Одни дети с аутизмом могут вообще не пользоваться речью, а другие выдают развёрнутые взрослые монологи, цитируют фразы из книжек и мультфильмов. Что же касается интеллектуальных способностей, то здесь такая же картина: ребёнок с РАС может решать сложные математические задачи и быть не способным завязать шнурки или сходить в магазин. Игра заключается в манипулировании какими-то часто не игровыми предметами: переливание воды, любование бликами, выкладывание палочек в ряды. При этом попытки вмешаться, изменить или остановить игру вызывают бурный протест.
Аутизм — одно из тех заболеваний, которое, кроме нарушений психического здоровья, имеет ряд социально значимых последствий: проблемы социальной адаптации; проблемы обучения; профессиональной подготовки; значительное снижение качества жизни; высокий уровень инвалидности; наличие серьезного стресс-фактора (установление диагноза) для семьи и ближайшего окружения пациента.
В настоящее время становится всё более понятным, что детский аутизм не является проблемой одного только детского возраста. Трудности коммуникации и социальной адаптации меняют форму, но не уходят с годами, и помощь и поддержка должны сопровождать человека, страдающего РАС, всю жизнь.
Виктория ОЛЕЙНИК, врач-психиатр-нарколог