Финансовая отчетность операторов мобильной связи Беларуси демонстрирует неуклонный рост выручки. Для увеличения своих доходов участники рынка тратят немалые маркетинговые бюджеты, внедряют новые услуги, инвестируют средства в развитие бизнеса. «Белорусские новости» рассказывают, что именно приносит доход операторам мобильной связи Беларуси и почему на этом рынке идет острая конкуренция.
Финансовый рост
На минувшей неделе мобильный оператор life:) объявил о том, что в первом квартале 2010 года его выручка увеличившись в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составила в эквиваленте 10,4 млн. долларов.
Ранее стало известно, что валютная выручка компании «Велком» в первом квартале 2010 года составила 296,1 млрд. рублей, увеличившись в рублях на 12,5% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Еще один крупный участник рынка мобильной связи Беларуси компания МТС к настоящему времени не обнародовала финансовые результаты своей работы в первом квартале. Однако можно обратить внимание на имеющуюся статистику за 2009 год. В прошлом году компании удалось увеличить выручку на 195 млрд. рублей по сравнению с 2008-м, что свидетельствует о способности оператора мобильной связи наращивать денежный поток.
Откуда деньги?
По состоянию на 1 апреля, абонентами трех ведущих мобильных операторов Беларуси являлись почти 10 млн. человек. Абонентская база компании МТС составляла 4,57 млн. человек, в сети «Велком» насчитывалось 4,11 млн. абонентов, у мобильного оператора life :) — 1,2 млн. абонентов.
Структуру денежного потока, получаемого от абонентов, операторы предпочитают не раскрывать. Однако основным источником поступлений, признают участники рынка, пока продолжает оставаться голосовая связь.
«Пока большую часть поступлений на белорусском рынке приносят голосовые услуги, но доля поступлений от передачи данных и других дополнительных услуг в корзине оператора существенно увеличивается. Если ранее на поступления от передачи данных и других дополнительных услуг приходилось 8-10% в общей корзин» оператора, то к настоящему времени эта доля увеличилась до 20-25%», — сообщил «Белорусским новостям» начальник управления маркетинга life:) Андрей Таляр.
Рост доли дополнительных услуг связан во многом с внедрением технологии 3G, которая позволяет мобильным операторам оказывать услуги беспроводного высокоскоростного интернета. Оператор life:) внедрил технологию 3G в коммерческую эксплуатацию в ноябре 2009 года. В настоящее время услугами компании, оказываемыми на базе технологии 3G, пользуются более 200 тыс. абонентов. Следом за life:) сеть 3G ввели в коммерческую эксплуатацию другие участники рынка — «Велком» (в марте) и МТС (в мае).
В последнее время наметился еще один тренд в поведении мобильных операторов — они стали предлагать абонентам новые, более функциональные аппараты — смартфоны. В феврале поколение смартфонов с возможностью доступа в интернет стала предлагать абонентам компания «Велком», а 27 мая уже мобильный оператор life:) анонсировал вывод Android-смартфонов на белорусский рынок.
По мнению аналитика телекоммуникационного портала Connected.byАндрея Манкевича, действия операторов в этом направлении абсолютно прагматичны.
«Стремление мобильных операторов вывести на рынок смартфоны напрямую связано с желанием участников рынка увеличить свою выручку. Операторы мобильной связи, предлагая абонентам смартфоны, хотят увеличить объемы потребления трафика. Для достижения этой цели новые устройства, предлагаемые операторами, подходят идеально: опыт других стран доказывает, что пользователи смартфонов потребляют огромный объем трафика и тем самым приносят немалый дополнительный доход операторам», — констатирует Андрей Манкевич.
Активность за кадром
Выручка, получаемая мобильными операторами, в год исчисляется в сотнях миллионов долларов. И чтобы она оставалась на высоком уровне, участники рынка проводят разного рода маркетинговые мероприятия.
Ниже мы приводим перечень маркетинговых услуг, которые чаще всего заказывают мобильные операторы: производство и размещение рекламы на ТВ и в прессе; размещение наружной рекламы; мониторинг и анализ рекламной активности конкурентов; организация и проведение PR-мероприятий, акций по стимулированию сбыта.
На маркетинговую активность мобильные операторы тратят немалые суммы. По данным маркетинговых измерений, ежемесячно каждый из мобильных операторов Беларуси выкупают на телевидении объем рекламного времени, прейскурантная стоимость которого (без учета предоставляемой скидки) составляет 1,5 млн. долларов. По данным измерений на рынке наружной рекламы, операторы мобильной связи являются также ключевыми рекламодателями и в этом сегменте.
Порой маркетинговая активность мобильных операторов имеет очень агрессивный характер. «Белорусским новостям» известны случаи, когда к подрядчику от мобильного оператора Беларуси поступало прямое поручение — девальвировать новый имидж конкурента, задействовав серию PR-мероприятий. Правда, несмотря на случаи недобросовестной конкуренции, все ключевые мобильные операторы Беларуси живы и здоровы. Потому что умеют своевременно находить новые источники увеличения выручки.