Замдиректора НИРУП "ИППС": важно перевести курс на информатизацию общества с социальным эффектом
28.09.2010 12:15
—
Новости Hi-Tech
|
Сегодня в гостях у IT.TUT.BY – Сергей Шавров, заместитель директора НИРУП
Что же мешает Беларуси внедрить e-Правительства? Когда белорусы получат единый и актуальный список всех государственных электронных услуг? Так ли нужны государству и людям все те реестры, которые ведет "ИППС"? Все эти вопросы мы не преминули задать Сергею Шаврову. – Сергей Алексеевич, чем занимается ваш институт? – Институт входит в структуру Министерства связи и информатизации. В его работе можно выделить три основных направления. Первое – это развитие или создание больших государственных информационных систем для государственных органов. Это система для Министерства юстиции – Единый государственный регистр юридических лиц и предпринимателей, информационные системы для Министерства по налогам и сборам, для Фонда социальной защиты, для Департамента по ценным бумагам Минфина и др. Все это делается на основе продуктов Oracle для систем управления базами данных. Вторая большая и, я думаю, самая перспективная область деятельности института – это общегосударственная автоматизированная информационная система (ОАИС). Фактически, это ядро инфраструктуры электронного правительства Беларуси. Третье направление связано с двумя административными процедурами: государственной регистрацией информационных ресурсов и государственной регистрацией информационных систем. Министерство связи определило институт оператором этих двух систем. Таким образом, мы занимаемся тремя направлениями: "большие системы", общегосударственная автоматизированная информационная система и [выступаем в качестве] оператора двух регистров. Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. – Какие интернет-услуги могут упростить взаимодействие человека с государством? Система ОАИС уже работает. Какие услуги через нее может получить простой пользователь? – Зачем вообще нужны информационные технологии гражданам сегодня? Если предыдущий период был направлен на автоматизацию производства, то сегодня техника и развитие общества достигло такого уровня, что услуги могут получать граждане и бизнес, и эти услуги должны быть намного быстрее, намного дешевле, чем те услуги, которые мы привыкли получать от государства. При этом люди не должны знать об устройстве государства, они должны знать о своих жизненных событиях: вот у него брак, вот организация бизнеса, вот у него имущественные отношения – он должен получить доступ к услугам государства и решить свои жизненные проблемы. И это необязательно может быть в интернете, потому что часть услуг можно получать через другие корпоративные сети – интранет. Кстати, интернет и интранет можно рассматривать как основу дальнейшего развития информационного общества, при котором граждане и бизнес могут получить доступ к государственным услугам, не выходя из комнаты. – Какие решения уже внедрены? Я знаю, что в отдельные поликлиники можно записаться на прием, записаться на регистрацию брака через интернет. Есть еще небольшое количество услуг, которые упрощают жизнь. Но все знают, что даже если в госоргане вас обслужат очень быстро, придется все-таки узнать, куда надо идти, постараться выбраться туда в свое рабочее время, отстоять очередь, пусть даже небольшую, – все это время, затраты, усилия. Совсем другое дело – ввести в своем браузере адрес, и через сайт получить какие-то услуги. Какие услуги сейчас работают и какие планируются к введению в ближайшем будущем? – Хочу сказать про два документа. Первый документ – это постановление правительства N1174 от 9 августа 2010 года. Этим решением правительства одобрена стратегия развития информационного общества, и разделом там является создание электронного правительства. То есть, стратегия только одобрена: это значит, что мы находимся в самом начале пути. Кроме того, есть поручение президента Беларуси, отраженное в протоколе №13 от 21 мая 2010, которым предусматривается создание "единой точки входа во все государственные услуги через интернет". Эта единая точка входа в поручении называется Единым порталом государственных электронных услуг для граждан и организаций. Аналоги в мире уже есть: например, сайт Получается, основа только что создана. При этом сегодня нельзя сказать, что услуги не предоставляются. Вы сами сказали: можно записаться к врачу, можно записаться в загс, можно получить сведения о кадастровой стоимости земельного участка – анонимно и бесплатно, кстати. И в чем проблема? Проблема в том, что этого мало! Еще одна проблема заключается в том, что все эти услуги – не административные процедуры, то есть документ вы не получаете. Проблема развития этой индустрии государственных электронных услуг: [нужно] чтобы вы либо получили электронный документ, либо получили внешнюю копию электронного документа, и как можно проще. Это ответ на ваш вопрос: кое-что есть, хоть и мало, но есть документ, по которому все это должно получить развитие. – Когда? – Сама программа направлена на следующую пятилетку. Реализация поручения Президента начнется в этом году и продолжится в следующем. Наш институт и Министерство связи делают определенные попытки решить или сделать хотя бы один пилотный проект в этом году, чтобы хоть одна административная процедура (вообще их планируется десять) реализовывалась не в сроки, которые установлены для бумажных технологий, то есть за 7-10 дней, а за 20-40 секунд. При этом человек должен получить и электронный документ, и его внешнюю копию, чтобы показать эту выписку для решения вопроса, например, о выделении земельного участка. Пилотный проект мы уже делаем, в перспективе планируется целая программа в Беларуси. Мы сами заинтересованы всячески ускорить этот момент: мы чувствуем, что чем лучше и быстрее мы это сделаем, тем больше к нам будет интерес. – О каких десяти услугах вы говорили? – Об услугах ничего не скажу. Скажу лишь только, что лежат они в сфере имущественных отношений. – Мы знаем о стоящей перед вами задаче к 1 октября реализовать реестр электронных госуслуг, которые мы сейчас пытались перебрать на пальцах. Я так понимаю, что это – предварительный шаг к созданию единого портала госуслуг? – Это так. Но ведь цель – не сделать портал, а создать услуги! Во-первых, в связи с реестром государственных услуг нужно сказать, что его у нас никогда не было. Это совершенно инновационный проект. Как в любом инновационном проекте, в нем могут быть ошибки, но его надо начать делать как можно быстрее. Вы – образованный человек, работаете в системе TUT.BY, у вас есть компьютер, и вы более-менее часто просматриваете интернет. А у меня жена, например, этого не умеет делать, и она не будет часами сидеть в интернете и изучать, как получить какую-то услугу. Значит, первая задача – информировать людей. Причем, они должны быть информированы в одной точке, чтобы по сети больше не искать. Это не значит, что точка входа в эту услугу не может находиться на TUT.BY или на другом портале, но они должны получить навигацию. Кроме того, процедуры и услуги все время меняются. Одни исчезают, вторые появляются, и что, все время перепрограммировать портал? Портал должен управляться этим реестром, машинами – это называется семантическим вебом. Этот регистр должен управлять человеком, с одной стороны, а с другой – машинами. Таким образом, организуется взаимодействие человека, который находит услугу, и машины, которая этой услугой управляет, используя общегосударственную автоматизированную систему. То есть это получается своеобразная прослойка, некий интерфейс между человеком и машиной, который понимает и человек, и машина. Это целое направление, развитое в рамках программы Европейского союза, которое называется "Антология государственных услуг и семантические вебы". Эти технологии мы хотим внедрить в рамках общегосударственной автоматизированной системы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Что же мешает Беларуси внедрить e-Правительства? Когда белорусы получат единый и актуальный список всех государственных электронных услуг? Так ли нужны...
|
|