Социальные сети — важная и неотъемлемая часть жизни современного офиса. Но отношение работодателей к пользованию сотрудниками соцсетей в рабочее время по-прежнему неоднозначное. Где-то доступ к соцсетям блокируется на корню, где-то начальство смотрит на эту проблему сквозь пальцы.
Согласно данным опроса, проведенного проектом RABOTA.TUT.BY, социальными сетями пользуется большая часть респодентов (77%). Еще три-четыре года назад доступ к некоторым социальным сетям в офисах активно запрещался, чтобы у работников не было соблазна тратить свое рабочее время на общение с друзьями и просмотр фотографий, например, в «Одноклассниках». По словам 16% опрошенных работников компаний Беларуси, и теперь у них нет доступа к социальным сетям на рабочем месте. При этом особого дискомфорта по этому поводу большинство из них (62%) не испытывают. (Кстати, по данным исследований HeadHunter, в России доступ к социальным сетям закрыт у каждого третьего сотрудника.)
У трети опрошенных, пользующихся социальными сетями на работе в Беларуси, такое времяпрепровождение в офисе не одобряется начальством, а 45% опрошенных чувствуют себя достаточно свободно, заходя в социальные сети с рабочего компьютера, так как это разрешено руководством.
Самым популярным занятием в социальных сетях является чтение новостной ленты. Второе место занимает общение с друзьями. Новый тренд — 10% респондентов стали использовать социальные сети в своей работе.
Почему вы заходите в социальные сети на работе?, %
Для большинства опрошенных серфинг в соцсетях — это хороший способ отвлечься от работы (34%), либо убить появившееся свободное время (22%). Только 3% респондентов признались, что у них появилась психологическая зависимость от социальных сетей.
Помогают ли социальные сети переключиться и отдохнуть для дальнейшей эффективной работы?
55% принявших участие в опросе сотрудников компаний утверждают, что даже если доступ к социальным сетям закроют, они будут продолжать работать так же, как и раньше. Только 3% ответили, что эффективность их труда снизится. 56% не будут ничего предпринимать, если доступ будет закрыт. 32% респондентов будут входить в социальные сети с собственных устройств.
Будете ли вы что-то предпринимать, если работодатель примет решение ограничить доступ к социальным сетям?, %
Ответы участников опроса коррелируются с данными социологического исследования, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации президента (ИАЦ) в прошлом году. Согласно результатам опроса, социальные сети и блоги по частоте посещений среди белорусских пользователей уступают только поисковикам — 49% против 59%.
Лидируют в списке самых посещаемых в Беларуси ресурсов социальные сети и согласно данным исследования онлайн-аудитории gemiusAudience.
Многие наниматели к использованию сотрудниками соцсетей в рабочее время относятся как к неизбежному злу, но не меньшим злом считают и практику ограничений, полагаясь на чувство меры и ответственности своих работников.
Например, частное предприятие «Тридакта», которым руководит председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, использует систему контроля, позволяющую при необходимости отслеживать, какие ресурсы посещают сотрудники. При этом доступ ко всем ресурсам открыт. Если использование интернета, в том числе социальных сетей, в личных целях находится в разумных пределах, руководство в процесс не вмешивается. Однако перегибы пресекаются без промедления.
«Однажды нам пришлось заниматься проблемой, когда в рабочее время сотрудник скачал огромное количество информации. С ним пришлось серьезно поговорить. Больше этого не повторялось. Грань между частым посещением соцсетей и жизнью там вместо работы достаточно тонкая», — считает Виктор Маргелов.
По его мнению, многое зависит и от личной заинтересованности сотрудников в результатах своего труда. Мотивированные не будут тратить рабочее время на переписку в «Фейсбуке». «Нам приходится проводить большую работу среди начинающих сотрудников по правильному формированию отношения к труду», — отметил Виктор Маргелов.
Корпоративная этика представительства немецкого концерна Uzin Utz в Беларуси не запрещает сотрудникам на работе пользоваться социальными сетями.
«У нас нет жесткой регламентации, мы довольно гибко относимся к тому, что делает сотрудник в интернете, — отметил глава представительства Иван Рак. — Более того, концерн приветствует работу в «Фейсбуке», «Твиттере». Сейчас это модно. Мы являемся инновационной компанией и заинтересованы в продвижении компании в интернете».
Иван Рак отмечает, что сотрудники организации мотивированы, и каждый понимает, что он должен дать результат: «У нас работают высокообразованные специалисты, которых мы набираем по большому конкурсу. Эти люди не станут убивать рабочее время на бесполезные мероприятия. А представить, что наш сотрудник будет играть в игры во время рабочего дня, просто невозможно. В любом случае, выборочный мониторинг страниц, посещаемых сотрудниками, мы проводим».