Вопросы свободы слова в интернете обсуждали недавно в Вене участники конференции ОБСЕ. Выступал там и представитель Оперативно-аналитического центра при президенте (ОАЦ) Владимир Рябоволов, который старался убедить общественность, что Беларусь уверенно движется по пути либерализации интернета. Однако эксперты полагают, что страна в лучшем случае робко ползет в этом направлении.
14-15 февраля в австрийской столице прошла международная конференция ОБСЕ «Интернет-2013: выстраивание политики по продвижению свободы СМИ». Первый заместитель начальника ОАЦ Владимир Рябоволов в своем выступлении старался убедить аудиторию, что интернет-сфера в Беларуси последовательно либерализуется, а государство при этом активно сотрудничает как с бизнес-кругами, так и гражданским обществом.
ОАЦ: мы откручиваем ржавую гайку
По словам Рябоволова, Беларусь внимательно изучила как негативный, так и позитивный опыт других стран в том, что касается проведения реформ в этой сфере.
«Мы определили для себя, что реформы с такой исторической традицией (как в Беларуси. — Т.К.) легко не даются. Они проходят сложно и часто болезненно, — подчеркнул представитель ОАЦ. — Если необходимо открутить ржавую гайку, основные усилия придется приложить, чтобы эту гайку с мертвой точки сдвинуть. Потом гайка будет уже со скрипом либо без скрипа, но значительно легче крутиться. Так вот мы сейчас находимся на этапе, когда необходимо с мертвой точки наш процесс реформирования начать проводить».
Он также отметил, что по мере либерализации ИКТ в Беларуси степень государственного регулирования будет сокращаться, а роль гражданского общества и бизнес-сообщества станет повышаться. А одним из важных достижений либерализации Рябоволов назвал отмену идентификации пользователей интернет-кафе по паспортам.
Отвечая на вопрос о черных списках сайтов, он отметил, что в соответствии с законодательством в Беларуси предусмотрена добровольная фильтрация, когда каждый пользователь может заключить договор и «ограничить доступ к определенным сайтам для своих детей, для себя лично, как угодно».
Кроме того, признал чиновник, есть обязательное ограничение доступа — например, на государственных предприятиях. «Государство, как любой работодатель, имеет право устанавливать свои правила, условия труда. Я думаю, на работе надо работать, а не смотреть сайты. Это ни в коем случае не исключает права каждого человека тут же взять планшет, телефон и тут же на рабочем месте во время обеда зайти на «Хартию-97». Никаких проблем», — подчеркнул Рябоволов.
Юрий Зиссер: большого вреда от указа № 60 не видно
В свою очередь, еще один участник этой конференции, владелец крупнейшего белорусского портала TUT.ByЮрий Зиссер в интервью БелаПАН отметил, что особого внимания к белорусскому вопросу там не было.
Отметим, что большую огласку получила перепалка, которая возникла между редактором сайта charter97.orgНатальей Радиной, с одной стороны, и Рябоволовым и Зиссером, с другой (при том, что и Зиссер задавал Рябоволову неудобные вопросы).
В целом же, отмечает Юрий Зиссер, основной конфликт на конференции разгорелся между американской и европейской точками зрения на регулирование интернета.
«Американцы считают, что в интернете все можно и ничего не надо фильтровать. Европейцы же считают, что нужно фильтровать. И обсуждение крутится, по сути, не вокруг того, нужно или не нужно фильтровать, а вокруг того, что фильтровать, а что нет. В Европе, особенно во Франции и Италии, фильтруется множество сайтов, выработаны какие-то общие правила для ЕС», — рассказал собеседник БелаПАН.
Говоря же о ситуации в Беларуси, Юрий Зиссер отметил, что в свое время было много шума и опасений по поводу указа № 60 о мерах по регулированию интернета.
«Но сейчас я не вижу каких-то серьезных негативных последствий от этого указа. Все предусмотренные в нем меры, собственно, достаточно половинчаты. Есть поговорка, что в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения, а у нас — тем, что многие нормы просто спускаются на тормозах», — сказал Юрий Зиссер.
«Индекс цензуры»: власти держат Байнет за горло
Между тем правозащитная организация «Индекс цензуры» в своем январском докладе отмечала, что Беларусь является страной с одним из худших рейтингов свободы прессы и свободы высказывания в мире. Новые цифровые технологии, в первую очередь интернет, предоставили новые возможности для свободы слова, но в то же время они снабдили власти и «новыми инструментами для удушения свободных голосов и отслеживания инакомыслящих», говорилось в документе.
Поскольку интернет становится все более важным источником информации, власти Беларуси используют различные способы для контроля над ним, отмечали эксперты. По их словам, «сохранение жесткого контроля над информационным пространством страны остается основой политики существующего режима, направленной на удержание власти».
В докладе также анализировались основные вызовы свободе слова в интернете в Беларуси. В частности, шла речь о методах, которые власти используют для ограничения свободы высказывания онлайн.
Среди основных проблем были отмечены законодательные ограничения, такие как уголовная ответственность за оскорбления и клевету, уголовное и административное преследование активистов и журналистов, а также ограничение свободы слова при помощи новых технологий, через онлайн-слежку, блокировку и фильтрацию сайтов, кибератаки на независимые веб-ресурсы и манипуляцию контентом.
Эксперт: блогеры чувствуют себя довольно раскованно
Со своей стороны, медиааналитик Павлюк Быковский отмечает, что указ № 60 повлек за собой две важные вещи, которые повлияли скорее на связанный с интернетом бизнес, чем на журналистику и свободу слова.
«Это касается переноса хостинга и обязательного размещения сайтов в национальной белорусской доменной зоне, которое распространяется на субъекты хозяйствования, — сказал Быковский в интервью БелаПАН. — Эта норма указа до сих пор в ряде случаев не выполняется, и пока еще государство не продемонстрировало, что будет всерьез карать тех, кто нарушает ее, но ситуация в любой момент может измениться».
По словам аналитика, переход на белорусский хостинг ударил фактически по всем белорусским хостерам, поскольку ранее они оказывали свои услуги из-за пределов Беларуси.
«Сейчас же они оказались вынужденными арендовать хостинг в Беларуси и, по сути, фактически все арендуют у одного владельца — «Белтелекома». Есть исключения, но их мало. Это привело к некоторому увеличению стоимости обслуживания сайтов, что тоже не способствует бизнесу», — отметил Быковский.
Еще одним важным моментом эксперт назвал предусмотренное указом № 60 обязательное определение абонентских устройств, а в местах коллективного пользования — и самих физических лиц, которые пользуются интернетом. Впрочем, эта норма тоже не в полной мере выполнялась, сказал собеседник.
Кроме того, говорит Быковский, представители ОБСЕ, которые давали оценку указу № 60, обращали внимание на то, что если буквально понимать все его положения, то в Беларуси невозможно обеспечить защиту источников информации, если она передавалась с помощью интернета.
«То есть журналисты могут обещать сохранение в тайне источника информации, но не могут реально это сделать, так как можно установить устройство, с которого передавалась информация, а в местах коллективного пользования — и лицо, которое это сделало. И в этом плане проблемы соблюдения гарантированных прав журналистов, свободы слова проявляются в полной мере», — сказал эксперт.
Он также напомнил, что в Беларуси до сих пор отсутствует юридическое определение понятия «интернет-СМИ».
При этом эксперт обращает внимание и на то, что сам по себе указ № 60 вряд ли сильно повлиял на степень свободы в интернете.
«Как были, так и есть люди, которые довольно свободно высказываются в своих блогах, социальных сетях. Страха, что могут привлечь к ответственности за какую-то запись, насколько я понимаю, у большинства из них все же нет», — отметил Быковский.
По его мнению, многие, возможно, и не слышали, например, о деле гродненского журналиста Андрея Почобута, которого привлекли к уголовной ответственности за запись в блоге.
Пользователи без особого труда обходят запреты
Среди проблем, которые надо бы решить, Быковский называет легализацию интернет-бизнеса в Беларуси. Остается также проблема монополии «Белтелекома» на внешний трафик.
«Юридически этот вопрос вроде бы и снят, так как другим компаниям разрешено выполнять данные функции. Назначался даже тендер, но он так и не состоялся. Я думаю, что тут были какие-то игры чиновников, но не могу никоим образом это доказать. В любой момент может возникнуть новая компания, которая будет обладать правами доступа к внешнему шлюзу, но пока еще этого не случилось», — сказал Быковский.
И, конечно же, остается проблема черных списков сайтов. Впрочем, «если это не государственное предприятие, не организация образования и культуры, на которых указом предусмотрена блокировка нежелательных ресурсов, то на обычных пользователей эти ограничения не распространяются», сказал эксперт.
Кроме того, тотальная блокировка ряда нежелательных сайтов на очень короткое время практикуется во время оппозиционных акций. «При этом «Белтелеком» всегда утверждает, что никаких ограничений и препятствий к доступу на сайты не было», — отметил собеседник.
В принципе, говорит Быковский, белорусские пользователи привыкли к подобному и во время проведения акций, если возникают подобные проблемы, переходят на те ресурсы, которые не подвержены блокировке в данный момент, или используют специальные способы для доступа на заблокированные ресурсы.