Правозащитная организация Freedom House в очередной раз отнесла Беларусь к группе стран с несвободным интернетом. А люди этого даже не заметили, потому что в атмосфере несвободы прессы интернет остается свежим глотком воздуха в нашей стране.
В доклад Freedom House о свободе интернета в 2013 году включены 60 стран. Из них 29 блокировали или фильтровали в интернете информацию политического и социального характера, отмечают правозащитники. На карте видно, что Беларусь является единственной страной в Европе, где свобода интернета ограничивается. Ситуацию в нашей стране, по мнению правозащитников Freedom House, можно сравнивать с Китаем, Суданом, Эфиопией.
Белорусские власти, согласно докладу, для мониторинга и контроля за интернетом используют систему СОРМ, которую также используют в России, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане и Украине.
Индекс свободы интернета в Беларуси составляет 67 баллов. Из стран постсоветского пространства ниже Беларуси в этом списке лишь Узбекистан — 78 баллов. Казахстан получил 59 баллов, Россия — 54, Азербайджан — 52, Кыргызстан — 35, Украина — 28, Грузия — 26.
Наиболее свободными названы Исландия, Эстония, Германия, США и Австрия.
Очевидно, что Freedom House не нашел улучшений по сравнению с тем моментом, когда с подписанием указа № 60 появились ограничения в интернете, так насторожившие общественность в Беларуси и за рубежом, отметил в комментарии для Naviny.by медиаэксперт Павлюк Быковский.
Он напомнил, что в 2010 году, например, появились ограничения доступа к нежелательному контенту по просьбе клиента и в других случаях. «Любые ограничения вызывают определенные опасения, поскольку это порождает возможности для манипуляции с доступом в интернет», — подчеркнул Быковский.
Существует также требование обязательного национального хостинга для резидентов Беларуси, то есть размещения сайтов на территории страны, в результате чего они попадают под действие белорусского законодательства. Когда норма только вступала в действие, отметил Павлюк Быковский, были опасения, что в Беларуси перестанут быть доступными зарубежные ресурсы, но этого не случилось.
В целом, отметил эксперт, в Беларуси есть проблемы со свободой слова как таковой, хотя цензуру, в интернете в том числе, никто не вводит: «Очевидно, что журналистам сложно собирать и распространять информацию. Существует ответственность за содержание постов в социальных сетях и блогах. Тот же пример Почобута, в отношении которого дважды возбуждали уголовные дела за распространение сведений, порочащих президента, тому доказательство. Freedom House реагирует в том числе и на это. Другое дело, что с точки зрения обывателя и бизнеса байнет остается привлекательным».
Обыватель воспринимает интернет как относительно свободную площадку распространения информации в Беларуси. Павлюк Быковский согласен с этой точкой зрения и приводит пример: в Казахстане нет доступа к «Живому журналу», а в Беларуси действительно нет таких явных ограничений, которые распространялись бы на массовые популярные ресурсы.
Другое дело, что тенденции ограничения интернета затрагивают бизнес. Например, декрет о противодействии торговле людьми, в результате выполнения которого попали под запрет объявления о знакомствах: «В результате жители Беларуси стали пользоваться сайтами знакомств в России и других странах, куда и ушли деньги, которые могли бы заработать белорусские компании».
Вместе с тем, отметил Павлюк Быковский, с точки зрения международных компаний наш кусочек интернет-рынка практически не занят, хотя здесь уже работают некоторые крупные игроки (особо активен Яндекс): «В этой сфере все же можно заработать, так как риски невысоки, затраты также. Не нужно, например, строить завод и быть под угрозой все потерять, если что-то в стране изменится».
Павлюк Быковский отметил, что в 2013 году объем рынка рекламы в байнете выходит на второе место после телевидения, которое занимает чуть больше половины рынка всей рекламы в Беларуси: «Это достаточно весомый вклад».
По мнению основателя портала TUT.by — председателя общего собрания акционеров ООО «Тут бай медиа», заместителя председателя ассоциации «Белинфоком» Юрия Зиссера, есть еще большой потенциал роста рынка интернет-рекламы. Сказывается отсутствие конкуренции в стране из-за небольшой доли частного бизнеса, поэтому «рекламный рынок, можно сказать, находится в демо-версии».
В 2012 году его общий объем в Беларуси составил порядка 70 млн. долларов, что составляет меньше 10 долларов на человека в год.
«Это не рынок. Из них 7-8 млн. долларов в прошлом году приходилось на интернет-рекламу. Это тоже не рынок, это в 18,6 раза меньше на душу населения, чем в России. Об абсолютных величинах и говорить нечего. Они в России только в интернете 2 млрд. долларов прокрутили, а у нас 70 млн. долларов — весь рынок рекламы», — отметил Юрий Зиссер.