Поездка от Вильнюса до Каунаса через несколько лет может занимать 15 минут. Так утверждает белорусский ученый Анатолий Юницкий, который изобрел струнный транспорт. Похожий на самолет без крыльев поезд должен двигаться по очень прочной натянутой в воздухе струне, пишет корреспондент Delfi.lt.
С таким проектом Юницкий, учредивший в Литве компанию Rail Skyway Systems Ltd, обивает пороги самоуправлений и госучреждений. Он хочет создать в Литве парк технологий, в котором планирует провести окончательные испытания и сертифицировать свое изобретение.
"Мы предлагаем абсолютно новый транспорт, как братья Райт, родоначальники авиации, Стефенсон, сконструировавший первую железную дорогу, или Форд, собравший первый автомобиль. Наш продукт создаст новый рынок", - сказал ученый.
Он рассказал, что еще в студенческие годы понял, что существующий сейчас транспорт не является оптимальным, из-за него часто гибнут люди, он неэкологичный и вредит природе. И более 30 лет он совершенствовал свою идею. По словам собеседника, струнный транспорт не наносит вреда природе, он экономичен.
Ученый считает, что струнную дорогу можно оборудовать по меньшей мере на 5-метровой высоте, но, в зависимости от потребностей, она может строиться и выше.
Он утверждает, что долго исследовал, как наиболее дешево построить эстакаду, так как это очень дорого. Подсчитывается, что километр стандартной железнодорожной эстакады стоит около 100 млн долларов США. Поэтому ученый изобрел особо прочную дорогу – стальную струну, которая может выдержать большие нагрузки. Такая дорога намного дешевле обычной, так как нужно в 10 раз меньше материала. По подготовленным ученым проектам, спроектированный поезд будет лететь над землей по струне.
"Этот транспорт можно использовать и в городе вместо трамвая или автобуса. Остановки можно оборудовать на крыше многоэтажного дома, а между ними натянуть струнную дорогу", - сказал ученый.
Для такого транспортного средства, рассчитанного на 40 человек, нужно очень мало энергии – 5 кВт•ч. Примерно как для мопеда. Ученый утверждает, что такое транспортное средство стоит в 20 раз дешевле, чем метро. Этой технологией для перевозки грузов интересуются некоторые страны Африки, Америки, Европы, Австралия.
Если удастся купить или взять в аренду участок, в Литве будет совершенствоваться струнный транспорт трех видов: грузовой, скорость которого будет около 100 км/ч, пассажирский, который будет перевозить пассажиров в городе со скоростью 150 км/ч, и скорый пассажирский, со скоростью около 500 км/ч, который сможет перевозить около 200 000 пассажиров в сутки.
На вопрос, почему для этого проекта он выбрал Литву, собеседник ответил: "Россия и Беларусь непривлекательны из-за инвестиционного окружения, а Литва защищает интересы инвесторов. Но если бы мы решили обосноваться в Германии, там у нас был бы сильный конкурент, компания Siemens, во Франции, Японии есть свои скорые поезда. Зачем мы им нужны? Я сам белорус, поэтому Литва мне кажется идеальным местом".
По словам ученого, предприятие денег не просит, а намерено инвестировать в Литве 300 млн долларов. В начале проекта планируется трудоустроить до 500 человек. Работников ищут уже сейчас.
Сейчас Юницкий встречается с главами разных самоуправлений, готовит проект для Министерства транспорта и коммуникаций. По его словам, если за несколько месяцев не удастся найти подходящий участок, предприятие будет искать другую страну.