"В омут с головой". Как создатель "школ робототехники" бросил работу и добился успеха
19.11.2016 13:58
—
Новости Hi-Tech
|
«Наверное, глупо было оставлять хорошую должность и место работы и не иметь уверенности в том, что это будет бизнесом. Интуиция подсказала, что нужно действовать сейчас, потому что завтра будет поздно. Бросился как в омут с головой и, знаете, — не ошибся». Накануне финала Всемирной олимпиады роботов 42.TUT.BY встретился с Игорем Белевичем — создателем сети «Школ робототехники», где сейчас занимается больше двух тысяч детей. Все началось с подарка — на Новый, 2013 год Игорь подарил сыну робоконструктор. А через три месяца уволился с работы из Государственного таможенного комитета, чтобы учить робототехнике детей. — Меня многие отговаривали от этого мероприятия, — вспоминает он сейчас. — На предыдущем месте работы у меня все было отлично, современно, строились крутые системы, администрировались — моя мечта сбылась. Сбылась и все, а мне хотелось чего-то нового, еще более глобального. На столе у Игоря Белевича — программируемый микрокомпьютер EV3 от LEGO, то самое «новое». При помощи специальной программы его можно настроить на автономное выполнение тех или иных действий. В комплекте — моторчики и набор датчиков. Такой робот может ездить, обнаруживать препятствия, двигать предметы, программировать его при этом несложно. — Думал ли, что не окупится? Ну и ничего страшного. Конструкторов на первый класс потребовалось небольшое количество — пять, ноутбуков — шесть. Первая гимназия, в которой мы начинали, — гимназия № 37, полностью поддержала мои начинания, выделила нам красивый современный класс. Мы закупили оборудование, привезли его и создали первую детскую лабораторию робототехники на территории Беларуси. Заранее провели опрос: я выступил на родительском собрании, предложил поучаствовать в платном эксперименте. Все знали, что учебной программы не было. Уже через две недели у нас было 45 желающих начать заниматься робототехникой. Сейчас — три года спустя — в Минске открыто больше 40 «Школ робототехники», в них занимается больше двух тысяч детей. Еще несколько десятков школ готовятся к запуску в Минске, Могилеве, Гомеле и Марьиной Горке. Есть планы на появление филиалов в Гродно, Витебске и Бресте, районных центрах Беларуси и российских городах. «Каждый урок — соревнование»Белевич сам писал учебную программу и сам преподавал. Помогла и специальность «инженер-преподаватель» в дипломе, и, возможно, гены: его мама — учитель начальных классов с более чем 40-летним стажем. — Новый материал я давал в свободной форме. Это больше походило не на общение «учитель — ученик», а «тренер — спортсмен». Учебная программа писалась, по сути, в первый раз и аналогов не имела. Вполне возможно, что она была слишком тяжела для восприятия. Это я понимаю сейчас — спустя несколько лет. Тогда просто хотелось быстрей узнать, работает это или нет, где же есть ошибки и как их исправить. Нас отличало от скучных занятий то, что у нас не было контрольных работ, а каждый урок — соревнование. Дети соревнуются, соревнуются их роботы. Кто выполнит задание точнее или за наименьшее время — тот получает наибольшее количество баллов. Баллы аккумулируются на протяжении определенного периода. Иногда можно получить шесть баллов из пяти. — Оценки у нас ставят не по принципу «все должны написать на контрольной десять примеров и получить за это десять баллов». У нас отметка ученика сравнивается с его предыдущими результатами. Например, ребенок мог вчера знать на «три», но сегодня учитель увидел, что он проделал очень большой пласт работы для своих умений, знаний и навыков, поэтому сегодня он заслуживает оценку «пять» по пятибалльной системе. Мы сравниваем успехи каждого ребенка с его успехами на прошлом занятии. Может быть оценка «3», «4», «5» и «6» по пятибалльной системе. Учитель дает дополнительные баллы за решение каких-то спецзадач, бывает даже «8», «9» или «10». Баллы детей накапливаются, средние баллы подсчитывает сайт и предлагает лучших учеников для выдвижения на соревнования — городские, районные или республиканские. — Учитель может согласиться с сайтом или нет, может предложить свои дополнительные кандидатуры. А уже администратор где-нибудь в центральном офисе может подтвердить участие и тех, кого выбрал сайт, и тех, кого выбрал учитель. Отбор должен быть максимально объективным — не только, что учителю понравился этот парень и вот эта девочка — и они достойны выступать. Мы стараемся просмотреть всю историю обучения и выбрать тех, кто действительно достоин. Ребята из Беларуси дважды ездили на финал «Всемирной олимпиады роботов». В 2015 году одна из белорусских команд Когда школьник — клиентО механизмах работы Игорь рассуждает в терминах бизнеса: учебную программу называет «продукт», ученика — «клиент». Однако, по его словам, коммерческий интерес — не первое, что им движет. — Некоторые родители думали, что это все создано только для того, чтобы дети завлекались какими-то техническими соревнованиями, а мы тут из-под полы будем дополнительно продавать конструкторы LEGO. Но за два года мы принципиально не продали физическим лицам ни одного конструктора, несмотря на то, что представляем LEGO Education на территории нашей страны. Мы помогали организовывать поставки в разные учреждения, но физлицам мы не продавали практически никак. Только тем детям, которые едут на соревнования высокого уровня, чтобы заниматься дома. Бумажной волокиты в работе «Школы» — минимум. — На нашем сайте автоматизировано почти все: и бухгалтерия, и электронный дневник ученика, и биллинговая система. Сайт у нас в автоматическом режиме насчитывает заработную плату учителям, мотивационная часть — полностью на его плечах. Родители видят всю учебную программу того, что ребенок проходит на занятиях. Есть комплекс домашних заданий, комплекс тестовых материалов в электронном виде. Мы можем отследить, после какого занятия клиент перестал посещать «Школу». Стараемся как можно быстрее реагировать на любые замечания. Иногда роботы помогают учить другие предметы. — Урок биологии. Казалось бы, как можно на уроке биологии применить робототехнику? А вот так: можно собрать макрофаг, который будет ездить по организму человека, собирать «плохие» бактерии, их отправлять в мусорное ведро, а «хорошие» — не трогать. Ребенок на всю жизнь запоминает, кто такой макрофаг, что он делает в теле человека. «Нужно заразить детей идеей о том, что они — инженеры»Интересуемся, может ли повториться в реальности сюжет фильма «Терминатор» с восстанием роботов. — А почему бы и нет? Да, он может повториться. Об этом говорили многие — и физик Стивен Хокинг, и инженер Илон Маск. И я в том числе считаю, что это доступно. Сейчас появляются голосовые помощники людей, системы управления «умным домом», ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. «Терминатор» — я считаю, вполне возможный сценарий. Правда, у нас дети добрые, умные, они не будут делать плохие продукты. Игорь Белевич уверен, что специалисты по робототехнике будут востребованы еще как минимум 50 лет. — Сейчас — только самое начало. И очень приятно, что мы можем не только наблюдать за этим, но и участвовать. Надо только дать детям толчок, научить их учиться, создавать продукты и любить это делать. Сейчас много потребителей — телефонов, компьютеров, приложений и всего прочего. Нужно наших детей в срочном порядке заразить идеей, что они — инженеры, что они могут создавать, они умеют создавать сами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
«Наверное, глупо было оставлять хорошую должность и место работы и не иметь уверенности в том, что это будет бизнесом. Интуиция подсказала, что нужно действовать... |
|