4 июня в Гомельском областном суде прошли прения сторон по уголовному делу о жестоком убийстве 22-летней студентки четвертого курса биологического факультета ГГУ им. Ф.Скорины Натальи Емельянчиковой. Государственное обвинение запросило исключительную меру наказания в виде расстрела для обвиняемого в убийстве 25-летнего жителя Гомеля.
Обвиняемый и его жертва
Прокурор в судебном заседании заявила, что любое преступление представляет опасность для общества, никому не дано право лишать человека жизни, а данное убийство шокирует своей жестокостью. Государственный обвинитель высказала мнение, что по делу собрано достаточно объективных и неоспоримых доказательств, и вина обвиняемого доказана полностью.
На судебном заседании в конце мая обвиняемый сделал заявление, что его сожительница также причастна к совершению убийства, и является подстрекательницей и пособницей. Он заявил, что его подруга знала об убийстве, и даже помогала уничтожать следы преступления, в частности, стирала одежду, выбрасывала нож в озеро. На вопрос суда — почему же обвиняемый ранее молчал о роли сожительницы, молодой человек ответил, что недавно, отбывая наказание в СИЗО, узнал, что она ему не была верна, поэтому решил рассказать суду о ее роли в убийстве.
Государственный обвинитель отметил, что факты, изложенные в заявлении обвиняемого о роли его сожительницы в совершенном убийстве, не нашли своего подтверждения, и он заявил об этом из мести, так как подруга рассталась с ним.
Прокурор напомнила, что в 2005 году молодой человек был приговорен к лишению свободы сроком на 8 лет за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть — он до смерти избил сожителя своей матери. То есть на его совести уже жизни двух человек. Убийство студентки Натальи он совершил, пробыв лишь год на свободе после отбытия наказания.
По мнению обвинения, в деле нет смягчающих обстоятельств. «Явка с повинной не может быть признана смягчающим обстоятельством, так как была уже сделана после того, как милиция предложила подозреваемому проехать в отдел, и тогда он уже сознался. Отягощающие обстоятельства — это то, что в момент убийства обвиняемый был в состоянии алкогольного опьянения, и что он имеет непогашенную судимость. Также по месту ареста, в СИЗО, обвиняемый характеризуется отрицательно», — подчеркнула прокурор.
«На скамье обвиняемых человек, который представляет повышенную опасность, и наказание должно быть максимально возможное», — заметила обвинитель.
Мать убитой девушки согласилась с позицией обвинения.
Адвокат обвиняемого, выступая в прениях, заявил, что по делу, кроме явки с повинной, и показаний его подзащитного, нет объективных и неоспоримых доказательств по делу. «А если бы мой подзащитный не признался, если бы не показал, где выбросил нож? Что, искали бы нож по всему городу? Да и нож не содержит никаких следов и отпечатков. Да, согласно экспертизе, жертве нанесено множество ударов, но экспертиза не дает ответ — кто их причинил. В ссоре, которая была до убийства, Наталья его оскорбила, назвав «петухом». Это смертельное оскорбление для лиц, отбывавших наказание. Считаю, что суду нужно было проверить эту информацию по месту отбывания наказания моим подзащитным. А если это не так — никто не вправе никого оскорблять», — высказался защитник.
По его словам, «прошли времена Вышинского, когда считалось, что признание — царица доказательств». Адвокат высказал соболезнования родственникам убитой девушки, но заметил, что нельзя действовать по принципу «око за око, зуб за зуб». «Прошу учесть помощь следствию моим подзащитным, ведь только благодаря ему были добыты доказательства по делу. Он не заслуживает той меры наказания, которое просит обвинение. Прошу назначить более мягкое наказание, лишение свободы, или пожизненное заключение», — подытожил адвокат.
Мать убитой студентки подала иск о компенсации морального вреда в 300 млн. рублей и компенсации материального вреда в 11 млн. рублей, заметив, что никакие деньги не могут компенсировать жизнь человека.
Заседание будет продолжено 12 июня, но будет ли в этот день оглашен приговор — не известно.
Данный судебный процесс, который идет с января, возобновился недавно, после проведения дополнительной психолого-психиатрической экспертизы обвиняемого. По ее результатам парень признан адекватным, способным к самоконтролю, он мог осознавать общественно опасный характер своих деяний и не находился в состоянии аффекта в момент совершения убийства. Зависимостей от алкоголя и наркотиков у обвиняемого не выявлено. Однако он страдает смешанным расстройством личности.
Напомним, трагедия произошла в ночь с 19 на 20 сентября прошлого года. Около полуночи Наталья возвращалась домой, возле подъезда на нее с ножом напал мужчина. Как установила экспертиза, потерпевшая скончалась от массивной кровопотери, ей были нанесены 102 ножевых ранения в голову, грудь, шею, руки и ноги. Были также зафиксированы переломы ребер. Действия обвиняемого квалифицированы как убийство с особой жестокостью из хулиганских побуждений. На заседании суда 4 июня данный квалифицирующий признак «из хулиганских побуждений» был исключен.
Траурное фото Натальи в Гомельском государственном университете им. Скорины
В суде обвиняемый вину признал полностью. Он сообщил, что примерно в июне-июле 2012 года находился с Емельянчиковой в одной компании и она оскорбила его. 19 сентября он ехал вместе с сожительницей и другом в автобусе и встретил Наталью. Он знал, где живет девушка, так как был знаком с ее братом. Обвиняемый вышел из автобуса за одну остановку от дома, где жила потерпевшая, и побежал через дворы. Он дождался девушку у подъезда, а затем набросился на нее с ножом.