У ОТЕЧЕСТВЕННОГО АПК много достижений: давно решен вопрос продовольственной безопасности, экспорт к 2015 году достигнет 7 миллиардов долларов. Однако в последнее время в отрасли стали проявляться негативные тенденции. Они не носят системного характера, но вызывают озабоченность у руководства страны. Прежде всего, речь идет о финансовых проблемах. Они серьезно касаются примерно трети сельхозпредприятий. Поэтому по поручению главы государства была создана Межведомственная рабочая группа по решению проблем в АПК под руководством Премьер-министра Михаила Мясниковича. Она разработала комплекс мер по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций и престижа работы в агропромышленном комплексе.
Но, как не раз заявлял Александр Лукашенко, нельзя мириться с бесхозяйственностью и расточительством, которые еще есть в АПК. Почему одни предприятия бережно относятся к земле, семенам, ГСМ, а другие все это разбазаривают? Межведомственная рабочая группа, контролирующие органы не раз вскрывали подобные факты. Не обходит их стороной и лично Президент.
Во время посещения нынешней весной Слуцкого льнозавода Александр Лукашенко возмутился бесхозяйственностью на предприятии: сырье беспорядочно свалено, немало его сгнило. И это в ситуации, когда перерабатывающие предприятия жалуются на крестьян, что те не могут дать качественной тресты. Дальнейшее изучение состояния дел на заводе показало: это лишь надводная часть айсберга. Истинную бесхозяйственность здесь пытались не только спрятать, но и в буквальном смысле зарыть в землю.
«СГ» сегодня подробно проанализирует случаи бесхозяйственности, и не только на Слуцком льнозаводе. Этой публикацией газета начинает серию материалов о проблемах АПК. На конкретных примерах будут вскрыты недостатки в работе отрасли, названы пути их устранения. Газета ставит целью помочь АПК преодолеть отдельные негативные явления, сделать все его звенья эффективно работающими.
«Эксгумация» льна
Безобразие на Слуцком льнозаводе — не случайный эпизод. Можно без преувеличения сказать, что наплевательское отношение к сырью на предприятии давно стало нормой. Здесь никогда толком не думали о бережном отношении к нему. Льнотресту закладывали на хранение повышенной влажности, к тому же под открытым небом. Неудивительно, что она портилась. Тогда начинали проявлять настоящую изобретательность, чтобы спрятать нерадивое отношение к делу.
— Руководство дало указание работникам закопать в землю сгнившую тресту, — сообщил начальник управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов КГК Минской области Сергей Мацука. — Чтобы установить истинные масштабы этого преступления, пришлось брать экскаватор и проводить «эксгумацию» льна. Из-под земли достали более 76 тонн тресты. Это был урожай не только 2012 года, но и 2008-го. В земле сгнило продукции более чем на 100 миллионов рублей. Причем речь идет лишь о ее себестоимости. Если же учесть утерянную выгоду, которую можно было получить при переработке, сумма значительно возрастет.
В ходе мониторинга установлено, что значительная часть льнотресты в скирдах имеет плесневелый вид. Местами она стала даже разрушаться. Это произошло не случайно. Например, при обследовании одной скирды выявили, что там находилось около 100 тонн льнотресты урожая 2012 года, заложенной с влажностью 31 процент. Еще у 85 тонн этот показатель был даже выше. Специалисты установили, что перерабатывать такое горе-сырье на волокно не имеет смысла. Это добавит к убыткам завода еще 370 миллионов рублей.
Оказалось, что заготовка льнотресты здесь велась в поздние агротехнические сроки — октябре-ноябре, когда ее обильно поливали осенние дожди. Поэтому и влажность была 28—40 процентов при допустимой 23. При складировании не выполнено завершение скирд, обеспечивающее хоть какую-то защиту от осадков.
Впрочем, безобразия на этом не заканчиваются. В ходе осмотра в Копыльском районе сельскохозяйственных угодий ОАО «Суворово-Агро» и ОАО «Преснаки», выделенных предприятию для выращивания льна, в трех скирдах найдены 1050 рулонов тресты общим весом не менее 210 тонн. Удивительно, но это сырье в бухгалтерском учете завода не числилось. Общая стоимость неучтенной льнотресты только по себестоимости составляет 534 миллиона рублей. И так как она хранилась под открытым небом, завод ожидает еще полмиллиарда убытков.
Ничего не сеяли, но все… не взошло
Фактов бесхозяйственности хватает и в Слуцке, и на других льнозаводах Минской области. Проявляется она не только на стадии хранения тресты. Например, в прошлом году из общей посевной площади, предоставленной заводам для выращивания льна, не соответствовали требованиям по кислотности и предшественникам около 5 процентов, удаленности от предприятий — 29. На том же Слуцком льнозаводе 10 процентов земель были полностью непригодны для посева льна, 63 — малопригодны, половина всех площадей находилась на расстоянии свыше 30 километров, а до полей РСУП «Бобовня» и вовсе более 80 километров.
У Воложинского льнокомбината 31 процент земель не подходил по обеспеченности элементами питания (подвижного фосфора и обменного калия), а на 2014 год по этому показателю не соответствовало уже 82 процента площадей. Разве можно ожидать там хорошего урожая?
Регламент требует убирать тресту не позже 25 сентября. А что происходит в реальности? Минувшей осенью в ОАО «Дзержинский лен» это сделали на месяц позже.
Иной раз доходит до абсурда. В прошлом году ОАО «Долгиново» Вилейского района недосеяло треть от запланированной площади льна. Чтобы скрыть этот факт, оформили документы, будто бы посевы погибли.
Несоблюдение требований технологического регламента выращивания льна и низкое качество заготавливаемой льнотресты в значительной мере не позволяет льнозаводам области работать эффективно. В прошлом году ими получено 25 миллиардов рублей убытков, что в 2,7 раза выше 2012-го. Рекордсменами стали ОАО «Красненский льнозавод» — 4,9 миллиарда рублей (рост в 11,2 раза), ОАО «Воложинский льнокомбинат» — 4,3 миллиарда. Рентабельность реализованной продукции льнозаводов составила минус 28,7 процента (в 2012 году — минус 12,5).
Переработаем через три года?
Немало претензий к выращиванию и переработке льна и к предприятиям Гомельской области. Например, на Кормянском льнозаводе до сих пор не переработана льнотреста, заготовленная еще в 2011 году. А ведь здесь действует современная линия по выработке волокна. Но загружена она лишь на две трети из-за срыва ввода котельной. Без теплоэнергии Кормянский льнозавод не производит сушку льнотресты, линия по ее переработке работает неритмично. Помещение для подсушки льнотресты, оборудованное калориферами, по своему прямому назначению не используется. При нормативе влажности льнотресты до 17 процентов фактически она перерабатывается с показателем от 22 до 25, что отрицательно влияет на качество и объемы получаемого льноволокна, загруженность производственных мощностей. Сегодня на предприятии около 4 тысяч тонн сырья прошлых лет. А ведь не за горами уже новый урожай. Судя по всему, ему тоже придется годами ждать переработки.
Витебская область считается самым льноводческим регионом. Однако специалисты отмечают, что отрасль здесь и в самом запущенном состоянии. Ко льну здесь нередко относятся как к второстепенной культуре, выделяя худшие земельные участки. Не соблюдается технология, не в полной мере вносятся удобрения, используются семена четвертой, пятой и даже шестой репродукций.
12 льнозаводов области приступили к активной модернизации, но перерабатываться там будет сырье не лучшего качества. Например, на Ореховский льнозавод куплена бельгийская линия, которая требует льнотресту номера 1,25. А в среднем по области этот показатель за прошлый год недотянул даже до единицы.
Самая дотационная
Льноводство в Беларуси получает самую большую государственную поддержку среди отраслей сельского хозяйства. Два года назад Правительство рекомендовало ОАО «Белагропромбанк» выделить на модернизацию льнозаводов льготные кредиты на общую сумму 450 миллиардов рублей. С их помощью планировалось установить линии по выработке длинного льноволокна в открытых акционерных обществах «Кореличи-Лен», «Ляховичский льнозавод», «Ореховский льнозавод», «Поставский льнозавод», филиалах «Кормянский льнозавод» ОАО «Гомельлен» и «Слуцкий льнозавод». В ОАО «Дворецкий льнозавод» и «Дубровенский льнозавод» будут установлены линии по выработке короткого льноволокна. Считалось, что модернизация приведет к повышению качества льноволокна, увеличению производительности оборудования первичной переработки льна более чем в два раза, снижению затрат на переработке льнотресты, обеспечит выход на устойчивую рентабельную работу льноперерабатывающих организаций.
В этом году Правительство также приняло меры по повышению эффективности льняной отрасли. Предложен экономический механизм, который позволит сделать производство выгодным как для льносеющих организаций, так и для льнозаводов. В следующем году планируется усилить государственную поддержку льняной отрасли. Оказываться она будет по нескольким направлениям. Первое из них — стимулирование объемов производства и качества льняной тресты посредством выплаты за нее надбавок. Планируется выровнять доход в виде прибыли, получаемой с одного гектара при возделывании льна-долгунца, с доходом от сахарной свеклы. Размер надбавок за 1 тонну льнотресты составит от 1 миллиона рублей. На это будет направлено около 149 миллиардов рублей из местных бюджетов. Кроме того, организациям льняной отрасли будут выделены льготные кредиты на строительство, реконструкцию и приобретение технологического оборудования в размере 350 миллиардов.
Как видим, государство едва ли не содержит льноводческую отрасль. Казалось бы, это надо ценить и оправдывать делом. Однако многие предприятия, попросту говоря, разбазаривают государственные деньги.
На старые грабли
Согласно комплексному бизнес-плану развития льняного подкомплекса на 2013—2015 годы, посевная площадь льна-долгунца во всех категориях льносеющих организаций страны должна в 2014 году составить 55 тысяч гектаров. Но в областях эту цифру подкорректировали, и она будет почти на 10 процентов меньшей. Конечно, если все подчинить работе на конечный результат, то и с таких площадей можно получить 50 тысяч тонн волокна. Однако реальные шаги нынешней весны заставляют в этом усомниться.
Например, в ходе сева в почву легло только 87 процентов протравленных семян. Еще ниже этот показатель в Витебской и Гомельской областях — 69 и 79 процентов. Тем самым уже заложен недобор урожая из-за возможных болезней.
Урожай льна во многом зависит от заправки почвы. Однако под посев внесено 95 процентов калия, 83 — фосфора и 85 — азота. По мнению специалистов, если с азотными удобрениями ситуацию можно считать удовлетворительной, то из-за нехватки фосфора и калия льносеющие организации недоберут примерно 16 тысяч тонн тресты, или 4,8 тысячи тонн условного волокна. Финансовые потери при среднем номере тресты 1,0 составят 24 миллиарда рублей.
Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ» НА СНИМКЕ: раскопки тресты, захороненной на Слуцком льнокомбинате. Фото предоставлено КГК Беларуси
У ОТЕЧЕСТВЕННОГО АПК много достижений: давно решен вопрос продовольственной безопасности, экспорт к 2015 году достигнет 7 миллиардов долларов. Однако в последнее...