В белорусском Витебске завершился фестиваль «Славянский базар». К церемонии закрытия в конце минувшей недели съехались Лариса Долина, Тамара Гвердцители, Лайма Вайкуле, Валерий Меладзе, Елена Ваенга и многие другие. И если звезды выступили в основном вполне предсказуемо, то итоги конкурса молодых исполнителей вызвали немало вопросов. Впрочем, это уже тоже становится традицией «Славянского базара».
Конкурс молодых исполнителей в Витебске из года в год кажется поначалу не слишком интересным мероприятием, однако «по ходу пьесы» превращается в самое интригующее. Гран-при в Витебске чаще всего достается представителям Белоруссии или России. Следить за тем, как это происходит, весьма увлекательно. В этом году жребий распорядился так, что россиянка Мари Карне и белоруска Алена Ланская выступали в оба конкурсных дня соответственно первой и второй (всего было 20 конкурсантов). В первый конкурсный день белоруске поставили высшие баллы (десятки) все судьи, кроме одного, а во второй – вообще все без исключения. Таким образом, судьи заранее не дали шанса аж 18 участникам. Отлично выступавшие представители Молдавии, Украины и реальный лидер (он получил приз российской прессы) Алишер Каримов из Казахстана еще до выхода на сцену поняли, что приехали в Белоруссию исключительно как туристы. Ланская – красивая девушка с неплохим голосом – пожалуй, могла бы войти в число лучших, но столь безоговорочная победа, увы, породила очередной скандал (а ведь Александр Лукашенко в своей речи на открытии сказал, что фестиваль славен как раз отсутствием скандалов).
На закрытии Ланская спела песню «Я за тебе молюся, Беларусь». В связи с этим вспомнилось, что в последнее время белорусский лидер стал очень активно покровительствовать патриотическим песнопениям своих подданных. Исполнители о родине довольно быстро продвигаются на здешней эстраде.
Кстати, перед началом конкурса представителя России в жюри Вячеслава Добрынина заменили на композитора Олега Иванова. Правда, произошло это из-за неважного самочувствия Вячеслава Григорьевича. Еще до конкурса у Добрынина в Витебске был «спецконцерт»: «доктор шлягер» стал своеобразным «бригадиром» на одном из «сборников». Это ноу-хау юбилейного «Славянского базара», хотя ничего необычного в такого рода концертной форме нет: в Москве значительная часть поп-концертов проходит как «сборники», разница лишь в том, чья фамилия выведена на афише крупнее. Эдакий «музыкальный паровоз».
В традиционных славянобазаровских пресс-конференциях (тут они называются «Звездными часами» и почему-то намного душевнее и откровеннее московских) в этом году было много ностальгии. Пугачевой на фестивале нет уже несколько лет, но ее дух витал в этом году как-то очень отчетливо. Тот же Добрынин рассказывал журналистам, в частности, о гражданском муже Пугачевой. Не мог без нее обойтись и разговор с руководителем ансамбля «Веселые ребята» Павлом Слободкиным, ведь именно в этом коллективе когда-то начинала юная Алла. Слободкин, впрочем, ничего нового не открыл: она неординарная, она необыкновенная, «вне конвейера» и так далее. Правда, рассказал, что поспорил когда-то с Леонидом Утесовым о том, что Пугачева скоро станет успешной. И спор выиграл. Ну и еще Слободкин подметил немаловажную для нынешних артистов вещь: Алла Борисовна – «глубокая драматическая актриса». О том, что коллектив взрастил таких ярких музыкантов, как Градский, Малежик, Барыкин, Глызин, Матецкий, Буйнов, руководитель ВИА не жалеет. Его больше беспокоит, что в молодости он дал ансамблю название, «не подумав, что буду старым». Сегодня слово «ребята», по мнению Слободкина, не очень сочетается с теми, «кому за 50».
Новый состав «Веселых ребят», однако, выступил в Летнем амфитеатре: все хиты ансамбля («Ой, напрасно, тетя», «Розовые розы Светке Соколовой» и т.д.) – в режиме попурри и, как полагается, под фонограмму. Публика визжала от удовольствия. «Фанеру» здесь объясняют традиционной необходимостью качественной телесъемки. Логика в этом есть: на одном из прошлых фестивалей Ларисе Долиной и еще кому-то захотелось спеть живьем на большом сборном концерте. Спели. Звук не то что гулял – он вырубался. В итоге «живой» артист находится в куда более дурацкой ситуации, чем фонограммщик. Долина смирилась, но у нее случилась теперь другая беда: в песне Time Waits for Nobody, которую она исполняла с солистами белорусской оперы, она не очень хорошо помнила слова, поэтому снова получилось некрасиво. А Лариса Александровна в последнее время и так замыкается в себе и нервничает похлеще Земфиры.
Главным борцом за живой звук выступила в этом году, как ни странно, Елена Ваенга. На репетиции закрытия она по полной программе сражалась за право как следует отрепетировать свой номер: мол, «фанерщики» репетировали много, а на кой им, дайте мне время. Времени не дали, вышел скандал. Но знаменитую «Катюшу» она все-таки спела.
Ваенга предстала перед витебской публикой простой как две копейки. Школа той же Пугачевой, а также Лолиты Милявской. Но при этом артистка выглядела на своем «сольнике» растерянно-несуразной. Ваенга похвалила местную минералку (возможно, даже безвозмездно), а еще, ностальгически вздохнув, прозой спела оду боржоми: «Ах, у вас же есть боржоми…» Она сближалась с публикой так, как не сближался никто, и так как сближаться артисту нельзя в принципе, и забывала слова, а потом вдруг превращалась в эдакого медиума – сообщала, что в зале есть люди, которые ее ненавидят, и «хорошо, что они сейчас встали и ушли». Или вот, например, из-за своего желания выложиться по полной программе она чуть не сорвала следующее мероприятие – в амфитеатре концерт, посвященный столетию хора имени Пятницкого с прямым телеэфиром (кстати, он стал одним из главных событий «Славянского базара» хотя бы потому, что легендарный и профессиональный коллектив вот уже не одно десятилетие попросту не виден за чередой всяческих звездулек). Елена Ваенга чуть не лишила хор единственной возможности показаться на широкой аудитории: ее выгоняли со сцены чем только можно. Когда до эфира осталось меньше часа, а Елена все не уходила за кулисы, побледневшие администраторы за сценой стали креститься.
Впрочем, Ваенга не собрала столько цветов и оваций, сколько собрал Валерий Меладзе. Любит наш народ (в данном случае белорусский народ) поддержать артиста после того, как он сорвется и распустит руки. Валерий Меладзе, конечно, не Филипп Киркоров, куда адекватнее, но тот поток цветов, поцелуев и нашептываний артисту на ушко, который получил на этом «Базаре» Меладзе, может заставить артистов и их пиарщиков крепко призадуматься: а не навалять ли кому-нибудь звездных люлей. Желательно женщине. И желательно ее унизив. Рейтинг-то вон как растет! Поклонников море. Такое ощущение, что любители поп-музыки у нас – эдакие латентные фанаты кикбоксинга в извращенной форме: мужик-артист против подвернувшейся под руку женщины. Болеют исключительно за первого. Меладзе, кстати, отработал концерт со своими музыкантами на высоком уровне: по количеству хитовых песен с ним в поп-секторе шоу-бизнеса по сей день мало кто может сравниться.
«Сайд-программ» на этом «Базаре» было мало. Из настоящих музыкальных откровений в этом году можно выделить разве что шоу барабанов «Боги ритма». Белорусы, поляки и литовцы, специализирующиеся исключительно на ударных инструментах, закатили шоу, завершившееся джем-сейшеном. Кроме этого, отдушиной для интеллектуалов стало выступление Александра Филиппенко, познакомившего в своей неповторимой манере публику с персонажами Гоголя, Зощенко и Довлатова. Правда, без казуса не обошлось. Подвыпившие девушки с бейджиками, которым, очевидно, нужно было закрыть театр после выступления актера, сначала долго и громко интересовались, кто это такой, потом сошлись во мнении, что Филиппенко никому особо не интересен («Все сейчас на Меладзе»), а когда, наконец, уселись, то... включили плейер и, пока Александр Георгиевич рассказывал что-то о Чичикове, с упоением слушали свое. Для бухтящих на тему «Ну и молодежь пошла...» просто картина маслом.