На протяжении многих лет российские дипломаты открыто заявляют, что бывшие советские республики, составляющие Содружество Независимых Государств (СНГ), не являются по-настоящему суверенными странами. Как утверждают российские аналитики, Москва считает политику перезагрузки администрации Обамы признанием того, что СНГ входит в сферу влияния России. До настоящего времени политика перезагрузки терпит заметные неудачи в вопросах продвижения важных американских интересов в Евразии, включая действия, предотвращающие появление на этом континенте державы-гегемона, сохранение равных условий доступа к рынкам и природным ресурсам, а также развитие демократии и свободных рынков на базе законности. С началом перезагрузки президент Обама понизил значимость своих встреч с главами государств на постсоветском пространстве, сигнализируя о снижении американской вовлеченности и интереса к этому региону. Некоторые высокопоставленные американские руководители даже говорят своим подчиненным, чтобы те не докучали им с проблемами Кавказа.
Понятно, что Вашингтону нужен новый подход к внешней политике в Евразии, направленный на недопущение появления российской сферы влияния или иной региональной гегемонии. Соединенные Штаты должны наращивать свою дипломатическую поддержку суверенным государствам, таким как Украина и Грузия, и расширять круг своих реальных обязательств перед регионом. В конкретном плане Вашингтону следует оказывать политическую поддержку строительству трубопроводов с востока на запад и отстаивать суверенитет и территориальную целостность в соответствии с нормами международного права – даже если это будет вызывать недовольство России – в то же время играя активную посредническую роль в спорах в Приднестровье и на юге Кавказа.
В поисках евразийской гегемонии
С тех пор, как Борис Ельцин потребовал в 1993 году предоставить России сферу влияния в СНГ, эта цель является движущей силой российской внешней политики. Для достижения этой цели Россия использует все инструменты своей власти: энергоресурсы, торговлю, инвестиции, связь данных факторов с российской организованной преступностью, политические диверсии, проникновение разведки, а также расширение сети военных баз. Россия грозит, и даже использует военную силу, как было в 2008 году в Грузии. Сегодня Москва оказывает давление на Киргизию, Таджикистан и Украину с тем, чтобы они присоединились к Таможенному союзу, в котором доминирует Россия и состоят Белоруссия и Казахстан.
Россия также контролирует военные базы и ключевые военно-промышленные объекты в Молдавии, на Украине, в Армении, Таджикистане и Киргизии. Она пытается свергнуть грузинское правительство и постоянно использует экономическое давление, чтобы взять под свой контроль газовую компанию и трубопроводы Белоруссии. Политика Москвы по-прежнему состоит в оказании воздействия на страны СНГ с тем, чтобы те отвернулись от Европы, а также в сохранении российского влияния на политику и экономику соседей. Одновременно, вопреки официальным заявлениям об обратном, Москва неутомимо работает над тем, чтобы выдавить Соединенные Штаты из Центральной Азии, хотя страны этого региона помогают США и НАТО в их действиях на территории Афганистана.
Такое враждебное отношение к США, унаследованное от советского прошлого, помогает Москве добиваться того, что политика перезагрузки по сути дела снижает американское влияние в Евразии, а также в Восточной и Центральной Европе. Польза от политики перезагрузки для США ограничивается поддержкой по Афганистану и договором по контролю вооружений СНВ-3, хотя Россия оказывала бы такую поддержку и заключила этот договор и без уступок США в СНГ.
Высокая цена перезагрузки
Поскольку Москва пытается помешать созданию натовской системы ПРО и утверждает, что санкции и давление против Ирана не нужны, политика перезагрузки приводит к неприятным последствиям и нуждается в переоценке. Хотя администрация и НАТО самым похвальным образом осуществили усилия по укреплению обороноспособности прибалтийских государств, их действия в СНГ явно недостаточны. В условиях отсутствия последовательной политики США в СНГ этот обширный регион вполне может пострадать от дестабилизации. Ситуация в Центральной Азии уже крайне нестабильна, и Москва ищет предлог для ввода туда своих войск, одновременно усиливая правящие там автократические режимы.
- На Кавказе Москва открыто работает над свержением правительства Грузии и над дестабилизацией всего региона. После российско-грузинской войны 2008 года Россия продолжает поддерживать «независимость» Абхазии и Южной Осетии, создавая и расширяя там сеть своих военно-воздушных, военно-морских и сухопутных баз.
- Хотя Украина отказалась от своих прозападных позиций после периода «Оранжевой революции» (2004-2010 гг.), попытки Москвы давить на нее с момента подписания российско-украинских соглашений в 2010 году уже привели к устойчивому ухудшению отношений между двумя странами, так как Москва неослабно продолжает свое давление.
- В Молдавии не достигнуто никаких успехов в деле восстановления территориальной целостности страны и вывода остающихся там российских войск. Такая ситуация сохраняется с 1992 года, когда поддержанная Россией армия отделила от Молдавии регион Приднестровье с его преобладающим славянским населением и установила там криминализованную власть.
- Хотя Москва при поддержке США выступает в качестве посредника в Нагорном Карабахе в целях достижения мира между Баку и Ереваном, она также получила базу в армянском Гюмри до 2042 года и обеспечила поставки в Россию из Азербайджана до 2 миллиардов кубометров газа в год. Между тем, недавний провал организованного Россией саммита между Арменией и Азербайджаном открывает дорогу возобновлению боевых действий в Нагорном Карабахе, что подрывает интересы США на Кавказе в целом.
Нужна новая политика по Евразии
В этих обстоятельствах в интересах США выработать связную и последовательную политику в целях укрепления суверенитета и безопасности СНГ.
- Соединенные Штаты должны подчеркивать свою поддержку украинской независимости и суверенитета, активизировать свои усилия в области военной реформы, способствовать увеличению американских инвестиций, открытости в торговле, а также наращиванию иностранных вложений в модернизацию атомной и газовой отрасли, одновременно занимаясь поисками сланцевого газа в этой стране.
- Что касается Грузии, администрация должна разъяснить России, что возобновление войны дорого обойдется Москве. Она должна четко показать, что весьма заметные действия России по подрыву грузинского режима приведут лишь к усилению преданности США Грузии, включая поставки оборонительных вооружений. Администрация должна также отказаться от своих попыток давить на Грузию, чтобы та уступила и позволила России вступить во Всемирную торговую организацию. Грузия в настоящее время занимает непримиримую позицию, добиваясь восстановления существовавшего ранее положения в Абхазии и Южной Осетии. Москве надо дать понять, что она не может создавать закрытые торговые блоки в рамках СНГ и одновременно добиваться членства в ВТО. Иными словами, США должны отстаивать неприкосновенность норм международного права и договоров, даже если это расстроит Россию.
- Кроме того, Вашингтону необходимо проявлять гораздо больший интерес к Азербайджану и проблеме Нагорного Карабаха. Он должен прекратить думать об Азербайджане исключительно как о промежуточной остановке на пути в Афганистан, и ясно дать понять, что США высоко ценят участие своих компаний в проектировании основных экспортных газопроводов. В то же время, Вашингтон должен стать активным посредником, а если понадобится, то и гарантом возможного будущего мирного урегулирования. Если две стороны не предпримут серьезных усилий по восстановлению мира, ситуация в Нагорном Карабахе может существенно ухудшиться.
- И наконец, администрация должна успокоить государства Центральной Азии, поддерживающие действия США в Афганистане и рассчитывающие на Америку в том, что она защитит их от российского и китайского давления. Хотя Соединенные Штаты могут к 2014 году вывести свои войска из Афганистана, Америка оставит в этой стране свои объекты, обеспечивающие подготовку афганских сил к защите от террористических нападений. США необходимо превратить Северную сеть снабжения в постоянно действующий региональный транспортный механизм, обеспечивающий экономическое развитие и сотрудничество с этими государствами. Одновременно Соединенным Штатам надо сформулировать планы не только по двусторонней торговле и инвестициям, но и по общему региональному развитию, помочь в создании прозрачных политических институтов, системы ответственного государственного управления и власти закона.
Инвестиции сейчас, дивиденды позже
Безусловно, первостепенная геополитическая цель США по-прежнему заключается в недопущении возврата евразийской империи и отказа от международного устройства в Евразии, возникшего после окончания холодной войны. Более того, если не инвестировать необходимые ресурсы сейчас, то при возникновении очередного кризиса – спровоцированного исламизмом, имперской экспансией России или жестокостью Китая – издержки на его преодоление будут гарантированно выше, чем те вложения, которые Америка может осуществить в настоящее время. Профилактика всегда обходится дешевле, чем лечение.
Ариэль Коэн - доктор наук, старший научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной энергетической политики Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies), который является подразделением Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде Heritage Foundation. Стивен Бланк – доктор наук, профессор Военного колледжа сухопутных войск США, занимающийся исследованиями по вопросам национальной безопасности.
На протяжении многих лет российские дипломаты открыто заявляют, что бывшие советские республики, составляющие Содружество Независимых Государств (СНГ), не являются по-настоящему суверенными странами. Как утверждают российские аналитики, Москва считает политику перезагрузки администрации Обамы признанием того, что СНГ входит в сферу влияния России.