В Москву возвращается политика и неопределенность ("The Financial Times", Великобритания). 21.by

В Москву возвращается политика и неопределенность ("The Financial Times", Великобритания)

25.01.2012 09:11 — ИноСМИ | ИноСМИ.ru  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала: ИноСМИ.ru

На протяжении 12 лет кремлевская машина «управляемой демократии» работала безотказно. Капризная нижняя палата парламента превратилась в послушный механизм по утверждению кремлевских указов; дерзкие и решительные независимые телеканалы стали угодливыми, государственными и скучными; суды стали поступать так, как им прикажут.

Политика как таковая перестала существовать, превратившись в гигантскую театральную постановку под управление кремлевского ведомства по внутриполитическим операциям.

Но незаметно для людей, сидевших за зубцами кремлевских стен, начало нарастать недовольство. И в декабре наступил прорыв, когда народ вышел на улицы. Непосредственной причиной протестов стали фальсификации на парламентских выборах 4 декабря, однако настоящим «детонатором» кризиса, как считают социологи, был российский средний класс, который впервые потребовал предоставить ему права вдобавок к росту уровня жизни.

За два коротких месяца российская политическая сцена преобразилась.

Сегодня кажется, что дни нахождения Владимира Путина у власти сочтены, хотя раньше существовало стойкое впечатление, что его власть будет ограничена лишь отведенным ему земным сроком, когда в сентябре месяце он весело и беззаботно заявил ликующей толпе делегатов от партии «Единая Россия», что в 2012 году вернется на пост президента. В российскую общественную жизнь вернулись политика и непредсказуемость.

Однако протестное движение вряд ли успеет стать на ноги достаточно быстро, чтобы бросить вызов Путину на мартовских президентских выборах, в результате которых он планирует вернуться на третий срок в качестве президента.

Российская оппозиция сможет выдвинуть достаточно популярного и способного поспорить с Путиным кандидата в президенты «не ранее чем через полтора-два года», написал 6 января в своем блоге бывший министр финансов Алексей Кудрин.

Кудрин и большинство экспертов считают, что победа Путину 4 марта гарантирована. Однако снижение его популярности говорит о том, что это будет совсем другой президент, не тот, каким он был в свои первые два срока с 2000 по 2008 годы.

Самый важный вопрос сегодня состоит в том, как Путин и его окружение смогут остановить медленное снижение его политического влияния. «Это будет определенно гораздо более слабая фигура», - сказал в Москве один высокопоставленный дипломат.

Скорее всего, говорят эксперты, Путин как-то справится с этим. Ослабленный, лишенный мандата мощной популярности, с которым он правил страной с 2000 по 2008 год (а фактически по 2012-й), Путин будет вынужден идти на популистские меры, и ему не удастся осуществить перемены, такие как приватизация и пенсионная реформа, которые, по словам экономистов, просто необходимы.

Кое-кто даже считает, что следующий президентский срок Путина может закончиться кризисом. Его рейтинги, которые в прошлом году упорно и устойчиво снижались, могут попасть на опасную территорию после избирательных баталий. Нечто подобное произошло с его наставником и предшественником Борисом Ельциным в 1996 году, создав необходимость в проведении операции «Преемник», в ходе которой Ельцин передал власть своему помазаннику и наследнику Путину еще до истечения срока своих полномочий.

Если Путин захочет выбрать собственного преемника, он может пойти по такому же пути. «Путин может и не продержаться полный срок», - говорит один высокопоставленный московский банкир.

Также вполне возможно, что Путин, известный своей задиристостью и бескомпромиссностью, начнет подавлять растущие протестные настроения. Его бывший экономический советник Андрей Илларионов считает, что нынешний премьер-министр готовит силы безопасности к «ГКЧП-2», как он это называет. Это сокращение, которым обозначают попытку государственного переворота в 1991 году, предпринятую генералами и сторонниками жесткой политики, чтобы остановить развал СССР.

Правящую элиту при Путине всегда называли непростой и зачастую неуживчивой коалицией либералов и так называемых силовиков, или бывших разведчиков и людей из спецслужб. Олицетворением последних стал Игорь Сечин, руководящий энергетическим комплексом страны, а также глава администрации президента Дмитрия Медведева Сергей Иванов. А либералов возглавляет экс-министр финансов Алексей Кудрин и сам Медведев.

Но сейчас Кудрина в правительстве нет; Медведев превратился в политический труп, когда объявил о решении добровольно проткнуть себя мечом и согласиться с возвращением Путина на пост президента; а либералы все больше отдаляются от власти, примыкая к протестам. В этих условиях непонятно, как поступит Путин: начнет двигаться в направлении либералов, чтобы кооптировать их и присоединить к себе, или окопается на своих позициях, полагаясь на силовиков.

Уже появились первые признаки того, что он пытается задобрить силовые структуры. Начиная с января, правительство увеличило денежное довольствие полицейским и военнослужащим. Путин пообещал потратить за 10 лет 19 триллионов рублей (614,5 миллиарда долларов) на закупки вооружений, в связи с чем военные расходы России станут одними из самых крупных в мире по отношению к объему ВВП.

В своем видении будущего Путин также демонстрирует авторитарные тенденции. В октябре он написал величественную статью о будущем России в составе «Евразийского союза» бывших советских государств, начав процесс с Казахстана и Белоруссии.

Он утверждает, что этот союз, который должен возникнуть уже в 2013 году, является исключительно торговым, создаваемым по образцу Европейского Союза.

Однако параллели с СССР совершенно понятны.

«Евразийский союз отражает умонастроения путинской команды. Он на самом деле не думает о перезагрузке отношений с США. Это квази-советский альянс авторитарных государств», - говорит политолог из Московского центра Карнеги Лилия Шевцова. 

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На протяжении 12 лет кремлевская машина «управляемой демократии» работала безотказно. Капризная нижняя палата парламента превратилась в послушный механизм по утверждению кремлевских указов; дерзкие и решительные независимые телеканалы стали угодливыми, государственными и скучными; суды стали поступать так, как им прикажут.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (ИноСМИ)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика