Белоруссия развалит Евразийский союз?
01.02.2012 11:51
—
ИноСМИ
| lragir.am
Источник материала: lragir.am В 1997 году «пророссийские» политические группы в Армении затеяли бессмысленную игру с присоединением Армении к так называемому «союзному» государству Россия – Белоруссия, и затеяли совершенно постыдный общественный референдум, со сбором подписей, за которые платили немалые деньги. В тот период автору удалось побывать в Москве и Минске, встретиться не только с инициативной группой, в которую входили сомнительные деятели предыдущей эпохи, но и с актуальными политиками и высокопоставленными функционерами. Все предположения подтвердились, и было выяснено, что ни в Москве, ни в Минске никто Армению не ожидает, а инициатива в Ереване использовалась в Москве исключительно в пропагандистских целях. Однако, проблема «союзного государства» заключалась в том, что уже тогда и в Москве, и в Минске никто всерьез не рассматривал данную перспективу как предметную и содержательную. По существу, под прикрытием данного иллюзорного проекта была осуществлена прекрасная политическая разработка, которая позволила тогда выяснить многие приоритеты и намерения России, договоренности непубличного характера, которые имелись и состоялись в будущем между ведущими политическими и предпринимательскими группировками в этой стране. С тех пор, прошло немало времени, которое было наполнено различными помпезными, торжественными мероприятиями эпатажного значения, а также сомнительными и скандальными событиями при участии президентов и прочих лиц обеих государств. В настоящее время А.Лукашенко стал лидером «новой» Белоруссии, которая, наряду с Грузией, постепенно превращается во враждебное России государство, которое все более абсорбируется Западным сообществом. Разведывательные службы западных стран, в координационном режиме, пытаются включить Белоруссию в анти-российский пакт государств Центральной и Восточной Европы, что уже не скрывается в респектабельной прессе Европы и США. Нужно сказать, что, по иронии судьбы, сама Москва создала ситуацию, когда Белоруссия стала дистанцироваться от России, когда команда Д.Медведева решила продемонстрировать Западу готовность демонтировать правящий режим в Белоруссии. Несмотря на то, что часть людей В.Путина дезертировали и переметнулись к команде Д.Медведева, позиции премьер-министра все еще сильны, и, пожалуй, в отношении А.Лукашенко в Москве сложилось более-менее солидарное решение. В любом случае, «путинцы» дают возможность Д.Медведеву «расправить плечи» и проявить себя в полной мере в роли партнера американцев и европейцев, в надежде на крупный провал в этой «модернистской» политике, в сущности, растерявшихся политиков. Проблема России в отношении Белоруссии заключается даже не в личности А.Лукашенко, а в той продолжающей политической стилистике, которую предпочитает Россия в отношении окружающих государств СНГ. Данная стилистика заключается в поддержке совершенно неадекватных политиков, которые даже не в состоянии осуществлять политику партнерства. Хотя, Россию интересует вовсе и не партнерство, а полное и безусловное подчинение Москве, что рано или поздно приходит в жесткое противоречие с национальными интересами данных стран. Длительное время А.Лукашенко был вне критики и демонстрировался чуть ли не как идеал славянского политика широкого масштаба. Сейчас Россия спекулятивным образом апеллирует к белорусскому народу, пытаясь дистанцировать сам народ от президента страны. Вместе с тем, геополитические интересы и закономерности предполагают определенный формат отношений, включающий некие постоянные параметры, независимые от политико-идеологических предпочтений и приоритетов. Россия попыталась сыграть в американскую игру, так как русским политикам и вообще истеблишменту очень хочется жить и функционировать по правилам американского общества, вообще по-американски. В результате, попытки сменить правящий режим в Белоруссии привели к заинтересованности этой страны в проведении многовекторной политики. При этом, эти решения А.Лукашенко, несомненно, заинтересовали некоторые политические группы, бизнес-круги и общество, в целом. Видимо, сам А.Лукашенко стал понимать, что невозможно оставаться в изоляционизме, что представляется ущербным и угрожает, прежде всего, его личной власти и политической перспективе. Нынешняя Белоруссия стала представлять больший интерес, как арена проведения крупного эксперимента, коррекции политики авторитарного режима, традиционно тесно связанного с Россией. Данный интерес еще более усиливается в условиях, когда Украина переживает многие проблемы, и потрясения все еще не завершены. Украина предложила свою модель внешнеполитических отношений, причем, есть уверенность, что прагматизм В.Януковича и Ю.Тимошенко имеют одну и ту же общественно-политическую природу. Украинская модель далека от московской мечты поставить Украину под полный контроль. Перед Украиной встал вопрос - либо укрепить государство в условиях сильного авторитарного режима, либо предстать перед угрозой национальной катастрофы, то есть, территориально-политического раскола страны. Поэтому, Западное сообщество, несмотря на некоторую индифферентность по отношению к Восточной Европе, так или иначе, поддержит В.Януковича, так же, как и поддержало бы Ю.Тимошенко. Запад «культурно избавился» от неадекватного В.Ющенко и весьма доволен нынешней умеренной политикой президента-прагматика. Скорее всего, А.Лукашенко хорошо понимает ситуацию в Украине и пытается пойти по «украинскому пути», что предполагает многовекторную внешнюю политику, внешнеэкономический прагматизм, разумное, ответственное отношение к вопросам безопасности. При этом, следует отметить, что В.Янукович и А.Лукашенко - весьма разные люди и политики, совершенно различным образом выстраивающие свою политическую карьеру, и это не может не отразиться на результатах реализации данной, весьма условной модели. В настоящее время, даже несмотря на скандальные отношения между Москвой и Минском, А.Лукашенко все еще подчеркнуто лоялен военному сотрудничеству, прежде всего, в отношении ОДКБ. Скорее всего, в ближайшее время Белоруссия будет сохранять свои обязательства в отношении военного альянса и не станет искусственным образом подрывать ОДКБ и вообще оборонное сотрудничество с Россией, пока не выяснятся в достаточной мере, каким образом будут строиться отношения с НАТО, ЕвроСоюзом и США, а также с соседними государствами – Польшей и Литвой, от сотрудничества с которыми зависят отношения с Евро-Атлантическим сообществом. Вполне возможно, что дистанция между Белоруссией и Россией может возникнуть гораздо раньше, чем может предполагать консервативно настроенный наблюдатель. Можно допустить и то, что Белоруссия изберет тот путь, которому пытается следовать В.Янукович в оборонной сфере, то есть, сотрудничая с НАТО и Россией, оставаться, по существу, нейтральным государством. Если А.Лукашенко предложит Западу, а конкретнее США и НАТО такую модель отношений, ему простятся все его грехи, в том числе, нераскрытые преступления. Наступила эпоха, когда господствует «реальная политика», демократические принципы утратили значение, а приоритетной стала безопасность. Перевербовка Белоруссии Западом приведет к краху всей системы геополитических приоритетов России, которые она выстраивала столько лет, при столь больших затратах и усилиях. Россия утратит последнего союзника в Европе, оставшись в компании азиатских государств, вот тогда и подтвердится давнее предположение, которое оспаривали с большими обидами русские евразийцы, о том, что из Евразийской державы Россия превратится в Азиатскую. В Москве очень хорошо понимают это, и наступило время, когда ведущие политические силы России пытаются объединиться, чтобы не допустить выпадения Белоруссии из орбиты российской политики. При этом, левые силы и отчасти правые обвиняют исполнительную власть в допущении этой катастрофической ситуации, которая сложилась в отношениях с Белоруссией. Сейчас стало очевидным, что Москва достаточно давно проводила подготовку как альтернативного претендента на пост белорусского президента, так и возможной новой команды для Минска. Вполне возможно, что именно это обстоятельство и стало главной причиной бунтарства А.Лукашенко, который не мог не понимать, что «новая политика» России, предполагающая урегулирование отношений с США и создание политического альянса с ведущими европейскими государствами, вмещает как обязательное решение смещение правителя Белоруссии. Геополитическое положение Белоруссии традиционно рассматривалось как бездарное, неинтересное, но эта точка зрения была, скорее, обусловлена ее отношениями с Россией, что изолировало ее и блокировало возможности. Проводя более открытую и разностороннюю внешнюю политику, Белоруссия способна участвовать в политических процессах в Балтии, и вообще в бассейне Балтийского моря, непосредственно, в западном направлении, где может обрести в качестве партнеров не только Польшу, но и другие славянские государства Центральной Европы, а также, Германию. Надежды России на то, что Германия согласится блокировать движение Белоруссии в западном направлении, в угоду Москве, совершенно не оправданы. Германия, все более делающая свою игру в Восточной Европе, не заинтересована в трансформации Белоруссии и Украины в барьер в части ее сотрудничества с Россией, в этом не заинтересована и Франция, но надеяться на некие договоренности в рамках сотрудничества России – Германии – Франции по отношению к Центральной и Восточной Европы вовсе не предопределено и, скорее всего, невозможно. Нужно принять во внимание, что любые шаги А.Лукашенко в направлении Запада - это всего лишь игра на собственную персону и собственные интересы, и, так или иначе, приведут к формированию в Минске совершенно иного, более открытого и прозрачного режима, конечно же, более сопряженного с США. Белоруссия - не страна туризма, и она вообще остается не очень известной внешнему миру, в особенности не известна белорусская провинция. Даже в советские времена ни Минск, ни другие города страны не могли вполне считаться восточнославянскими по культуре и образу жизни. Белоруссия настолько же восточноевропейская, насколько и центрально-европейская, при довольно сильных католических традициях. «Польскость» не до конца выдавлена из Белоруссии, и, перефразируя известное выражение, можно сказать, что «потрешь» белоруса – покажется поляк. Не учитывать эту этно-конфессиональную содержательность означало бы не понимать сути этой довольно разнообразной страны. Одновременно, великорусская культура во многом узурпировала белорусов и многое из того, что принадлежит белорусской культуре и традиции. Например, в русской историографии в полней мере обезличены такие государственные образования на территории Белоруссии, как Полоцкое, Витебское и Турово-Пинское княжества. Не из болот ли Белоруссии и не от католической мистики ли происходит литературный и философский гений Ф.Достоевского. Игнорировать белорусов как гордый, своеобразный народ, способный сказать свое слово в Европе, было бы ошибочным. Весь 19 и 20 века белорусский национализм не уходил в чрезмерно глубокое подполье и ожидал своего часа для самоутверждения белорусской нации. Выпадение Белоруссии из ОДКБ и из российской политической орбиты отразиться не только на позициях России, но и во многом скажется на ситуации в Южном Кавказе и Центральной Азии, не говоря об Украине и Балтии. Практически, Армения останется единственным более менее предсказуемым партнером в Европейской части Евразийского пространства. Это рано или поздно приведет к пересмотру российской стратегии, в целом, и если Украина так и не продемонстрирует интереса к сближению с Россией, она станет более изолированной и по возможности примириться с таким положением, тем более, если такого рода политики, как Д.Медведев, станут «хроническим недоразумением» российской политики. Россия отойдет на север за Кавказский хребет, лишь номинально присутствуя в Южном Кавказе. Будут ограничены позиции России и в бассейне Черного моря, а Севастополь станет ей нужен. Нынешняя российская элита сумеет подобрать красивые обертки для преподношения русскому народу «новой цивилизационной парадигмы», и быть может, русский народ и общество воспримут это с большим пониманием и в более ускоренном режиме, чем это можно предположить. Как поставщик вооружений, Белоруссия не очень изменит свое положение, так как и сейчас поставляет вооружения и членам ОДКБ, и не членам этой организации. Роль Белоруссии в будущем евразийского альянса будет, конечно, иметь геополитическое значение, когда она сыграет подрывную роль в этой доктрине. Таким образом, упорная и многолетняя борьба России за влияние в Украине так и не доведена до результативности, но началась борьба за Белоруссию - как наказание за недомыслие и ограниченность мышления московских политиков и политических проектантов, которые слишком комфортно себя чувствуют и не имеют подлинных конкурентов в сфере внешней политики. Таковы результаты деятельности некой корпорации, которая взялась управлять огромным государством, претендующим на роль одного из мировых центров силы. В отношении Армении проводится политика, близкая к той, которую предпочитают в Москве в отношении Белоруссии, и поэтому результаты уже стали такие же скандальные. Первыми стали размышлять и протестовать армянские военные, время пришло за политиками. Между тем, Россия все еще обладает огромными политическими ресурсами для коррекции своей политики и прекращения бессмысленной политики уступок интересов своих партнеров во имя так называемой системной, паритетной политики. И несколько слов, вроде бы, не имеющих отношения к Белоруссии. Если Россия пытается проводить евразийскую политику, то есть, предполагающую объединение Евразии как совокупности государств и народов, заинтересованных в евразийстве, то причем тут страны и нации, не имеющие отношения к этой геополитической и социо-культурной доктрине?
Игорь Мурадян Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
В 1997 году «пророссийские» политические группы в Армении затеяли бессмысленную игру с присоединением Армении к так называемому «союзному» государству Россия – Белоруссия, и затеяли совершенно постыдный общественный референдум, со сбором подписей, за которые платили немалые деньги.
|
|