Архивисты: кинолента хранится 100 лет, а сколько выдержит цифра?
27.10.2016 09:00
—
Калейдоскоп
|
Светлана ЛИЦКЕВИЧ, Sputnik.В маленьком Дзержинске 13-ти этажная высотка архива смотрится инородно. По всей видимости, авторы проекта 30 лет назад предполагали, что провинциальный городок дорастет-таки до своей доминанты. Но — не случилось. И вокруг высотки-хранилища стоят примирительно-провинциальные яблони, щедро усыпанные осенними дарами. В Белорусском государственном архиве кинофотофонодокументов (БГАКФФД) хранится то, что принято называть аудиовизуальным достоянием страны — ее фото-, кино- и аудиоархивы.
©
Sputnik / Виктор Толочко
Здание архива кинофотофонодокументов в Дзержинске
"За город наш архив переехал, потому что до 60-х все кино у нас было на нитропленке — очень опасной по составу, которая могла самовоспламеняться — пожары в кинотеатрах совсем не были редкостью. Правда, к моменту нашего окончательного переезда от "взрывоопасной" пленки уже всецело отказались, но здание после 10 лет долгостроя было, наконец, завершено, и мы переехали", — рассказывает заместитель директора архива Елена Гриневич. Сейчас в собрании архива кинофотофонодокументов хранится более 41 тысячи кинодокументов, 257 тысяч единиц хранения фото, около 19 тысяч фонодокументов и чуть менее 5 тысяч единиц видео. "Наши фонды практически все оцифрованы, за исключением некоторой части кинофильмов", — рассказывает директор архива Виктор Баландин.
©
Sputnik / Виктор Толочко
Граммофонные пластинки хранятся в коробках из безкислотного картона
Особая закалка архивистовВ хранилищах — особый температурно-влажностный режим: лучше всего старые пластинки и пленки чувствуют себя при температуре 10-15°С. "До 1987 года наш архив находился в церкви Марии Магдалины", — рассказывает Елена Мироновна. И, как это ни странно, для фондов там была практически идеальная среда — температурно-влажностный режим не менялся круглый год. "В этом здании на создание таких условий тратится немало сил — летом включаем системы охлаждения, зимой контролируем, чтоб не перегрелись от центрального отопления", — пояснила Гриневич. "А мы все очень закаленные, привыкли", — смеются сотрудники архива. Чего про корреспондентов Sputnik не скажешь — походив по хранилищам, даже в теплом кабинете мы долго потом не можем отогреться.
©
Sputnik / Виктор Толочко
Реставрация старой кинопленки - дело искусное, иногда до 150 склеек на ленту приходится
Сейчас в архиве работают 77 человек. И если в первые годы основная команда приезжала сюда из Минска, то теперь практически все сотрудники — жители Дзержинска. Впрочем, учитывая специфику жизни в маленьком городке, работа в архиве считается неплохим трудоустройством. Заместитель директора Елена Гриневич буквально на днях отпраздновала 30-летие работы в архиве. Пришла сюда сразу после института — да так и осталась. "Я и замуж вышла в Дзержинск, чтобы на работу рядышком", — шутит она. А серьезно признается, что не представляет себя в другой профессии. Впрочем, все, кто здесь работает, — старожилы и настоящие фанатики, молодежь идет сюда не слишком охотно. Зарплаты не очень большие, даже по меркам Дзержинска. С историей — в перчаткахВ хранилище фото-, фоно- и видеодокументов — живые голоса разных эпох. От Шаляпина до Ильи Кургана. В коробках из бескислотного картона хранятся и толстые граммофонные пластинки, и виниловые диски 80-х. Завотделом обеспечения сохранности документов Лилия Копать одевает простые белые перчатки и берет со стеллажа коробку. В фотохранищах хранятся не только позитивы, но и негативы
"Без них нельзя, хотя хотелось бы перчатки потоньше — тяжело в них перелистывать страницы, раскрывать конверты, но руками лучше не дотрагиваться", — поясняет Копать. Открываем наугад первую коробку "Дарагому сябру Янку Брылю ад Мiхася Забейды-Суніцкага, Прага, 1967 год", — надпись на бумажной сердцевине пластинки. Самая старая пластинка из этого хранилища датируется 1906 годом. "Тяни-толкай" и возвращение к пленкеВ кабинете у Александра Тюхая, который заведует лабораторией обеспечения сохранности фоно- и видеодокументов, стоит странный аппарат — "тяни-толкай" из старого кинопроектора и бетакамовской камеры, соединенных "объектив в объектив". "Конструкция собственной разработки. Когда то на МАЗе мы старый агрегат приобрели — я его сам модернизировал, кое-что приварили, выточили — и машина работает больше 20 лет. На ней я перегоняю старые кинопленки в современные форматы", — поясняет Александр Степанович.
©
Sputnik / Виктор Толочко
Александр Тюхай и его "тяни-толкай" для перезаписи старых кинопленок
В его лаборатории настоящая лавка древностей: штук пять видеомагнитофонов всех калибров, бобинные и кассетные магнитофоны, проигрыватели и граммофоны. Каждый из них он перебрал, наверное, по 100 раз, но обслуживать старую технику, признается, становится все труднее — запчастей и расходников уже и на "Поле чудес" не найти. Так что сотрудники архива будут рады любой старой технике, но только в рабочем состоянии — неработающей своей хватает. Сейчас Александр Степанович оцифровывает первую снятую на видео дискотеку. "Она проходила как раз у нас, в Дзержинске, в 1980 году, тогда ее впервые снимало телевидение", — поясняет он. Хотя Тюхая и называют "мастером всех форматов", сам он уверен, что все-таки лучше всего — старая добрая кинопленка. "Она доказала свою надежность — на ней фильмы хранятся уже по сто лет. А что будет с цифрой через столько лет — неизвестно. Все носители пока не обладают такой долгосрочной надежностью. Между прочим, все значимые режиссеры — и в России, и на западе — снова начали снимать на пленку. Нет, конечно, их фильмы в результате тиражируются всеми необходимыми форматами — и 3D, и 4K, но оригинал фильма, с которого потом можно тиражировать копии, эталон картины, все-таки делается на пленке", — объясняет он. Немецкая агитация в кожаных альбомахУ архива богатейшая коллекция фотодокументов: позитивы, негативы, контратипы. Их оригиналы находятся в хранилищах и на руки, в читальный зал, выдаются крайне редко, по особым случаям. "В использовании в основном позитивные копии", — поясняет Елена Гриневич. Большинство оригинальных фотографий хранится в старых альбомах. Как, например, эти, немецкие. В 1945 году их вывезли из Германии, а потом передали из МИДа в музей Великой Отечественной войны.
©
Sputnik / Виктор Толочко
На обороте этого фото немецкой пропаганды надпись: "украинские женщины в Берлине"
"В 1951 году они поступили к нам. До 1989 года на них лежал гриф "секретно" — к ним не было доступа. И лишь в начале 90-х стали снимать грифы и исследовать, переводить, делать аннотации на русском языке", — объясняет их происхождение Елена Мироновна. Первый альбом, который наугад извлекаем с полки, посвящен РОА — армии генерала Власова. С немецкой педантичностью пропагандисты третьего рейха документировали едва ли не каждый день генерала-предателя и его армии. А на постановочных кадрах из альбома "Быт" нарядные барышни в вышиванках играют в настольные игры. На обороте надпись на немецком: "Украинские женщины в Берлине", — агитка предназначалась для населения оккупированных территорий, чтобы не боялись уезжать в Германию на работу. "Прачечная" для кинопленкиСамые старые кинопленки из собрания архива — "Парад войск в присутствии царя Николая II в городе Бобруйске" и "Кавалерийская школа в Поставах" датируются 1916 годом. Конечно, такой почтенный возраст пленки дает о себе знать — нередко она нуждается в лечении. В лаборатории обеспечения сохранности кинодокументов пленки "отстирывают" перхлорэтиленом, в специальных машинах, снимают загрязнения ультразвуком. Здесь же заклеивают разрывы и трещины.
©
Sputnik / Виктор Толочко
В одной из чашек Петри хранится пленка, содержимое которой полностью съела плесень
Но самое страшное для пленки — не порывы и трещины. Самое опасное — если на ней заведется жизнь. Дело в том, что эмульсионный слой, на котором и закреплено изображение, делается на основе желатина. И вот им-то очень любит полакомиться плесень. "Иногда коробку открываешь — а там белый налет на всей бобине. Это плесень, которая может быть смертельна для кинопленки. Мы обрабатываем ее параформальдегидом", — поясняет заведующая лабораторией Галина Буркович. Она показывает эксперимент — в двух чашках Петри хранятся кусочки пленки. Один был обработан параформальдегидом, а другой — нет. В чашке, где пленка без обработки, эмульсионного слоя практически нет. Информация полностью уничтожена. "Вот чтобы искусство не было съедено плесенью, мы и занимаемся химчисткой", — поясняет Буркович. Загадка исчезнувшего "Всемирного архива"Собрание архива кинофотофонодокументов постоянно пополняется. В основном за счет собраний частных коллекционеров. Здесь немало известных в прошлом собраний, как например, коллекция Коляды, Тагрина, Коктыша, Аркашева, Козюли, Барсукова, Дитлова и др.
©
Sputnik / Виктор Толочко
Фотография из архива "Всемирного фото"
В БГАКФФД хранится часть коллекции "Всемирное фото". Доподлинная судьба этого собрания так и не выяснена. В нескольких белорусских архивах есть довоенные фотографии с печатями лондонских, парижских и нью-йоркских фотоагентств. Это часть гигантского архива "Всемирное фото". В основной своей массе он считается утраченным. Но каким образом его фрагменты попали в Беларусь — этот вопрос еще ждет своего скурпулезного исследователя. В свое время в БГАКФФД был передан 21 ящик неразобранных и неподсчитанных позитивов. Позже выяснилось, что в них 140 тысяч фотографий. "Фото были сделаны корреспондентами информационных агентств, газет и журналов в разных странах мира на всех пяти континентах с начала XX века до Второй мировой войны", — пояснила Гриневич. И хотя основная загадка так и осталась без ответа, — где основная часть грандиозного архива, да и существует ли она до сих пор, — у белорусов есть возможность увидеть довоенную жизнь Европы, в том числе многих ее знаменитых личностей — от Чарли Чаплина и Эйнштейна до русских эмигрантов первой волны, Шаляпина и Анны Павловой.
©
Sputnik / Виктор Толочко
Здание архива кинофотофонодокументов видно еще на подъезде к Дзержинску
Впрочем, нередко свои архивы предают сюда фотографы, коллекционеры, собиратели. Но чаще — их наследники. "Нередко мы годами упрашиваем известных собирателей или фотографов передать нам свои архивы. Впрочем, по программе "Архивы Беларуси" мы имеем возможности их выкупить. Но они отказываются. А потом, спустя годы, наследники готовы отдать их нам даже даром — только бы дома не мешали. Я не говорю, что так сплошь и рядом. Я о том, что ценности у поколений меняются", — объяснила Елена Гриневич. Но когда коллекция хранится дома — это только семейная ценность, а когда она переселяется в архив, она атрибутируется, вводится в научный оборот и живет, — в этом сотрудники архива абсолютно единодушны. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Во всемирный день аудиовизуального наследия Sputnik заглянул в главное хранилище белорусского собрания кино-фото-фоно документов и, невзирая на холод, выяснил, что... |
|