Как совместить белорусский сельский туризм и кулинарию? Есть тема для обсуждения! Она и стала главным лейтмотивом «круглого стола» «Создание регионального агротуристического продукта на примере Белорусского Полесья». А прошла дискуссия в рамках недавней выставки «Отдых-2010».
Руководитель БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова отметила, что завершающийся проект «Белорусскому Полесью -- устойчивое развитие», который был реализован при финансовой поддержке посольства США в Беларуси, включал в себя и туристическую составляющую. Прежде чем приступить к реализации проекта, зарубежные и отечественные эксперты провели тщательную экспертизу, которая выявила, что регион действительно обладает огромным туристическим потенциалом. Пожалуй, основным достижением проекта стал уже традиционный международный кулинарный фестиваль «Мотальскiя прысмакi», который прошел в августе прошлого года уже во второй раз. Он привлекает в Ивановский район Брестчины все большее количество туристов. Они, кроме непосредственной дегустации «прысмакаў», знакомятся с местными достопримечательностями. Среди них -- два уникальных музея: народного творчества и народной медицины. В программу включено и посещение мест, связанных с творчеством Наполеона Орды. Также можно побывать на точках Дуги Струве, посетить старинные деревянные храмы... К числу увлекательных туристических представлений относится и еще один полесский фестиваль -- «Фальклор без межаў», который проходит в ивановской деревне Тышковичи зимой. Проект отмечен и научно-исследовательскими плодами. Была организована специальная экспедиция преподавателей и студентов исторического факультета БГУ в деревню Мотоль Ивановского района. На основе собранного материала издана книга рецептов уникальной кухни региона. На кулинарных традициях Белорусского Полесья остановился еще один эксперт-участник «круглого стола» -- кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой музеологии и этнографии истфака БГУ Тадеуш Новогродский. По его мнению, многие страны позиционируют себя, известны в мире именно своими неповторимыми «питательными» изюминками. Думается, это важно для желудка путешественника, но все же не главное. Не стоит забывать, что есть и духовно-познавательная, и оздоровительная, да и другие составляющие, которые должны гармонировать, дополнять друг друга в индустрии отдыха. Сотрудник туркомпании и специалист по организации фестивалей и праздников Василий Грынь с участниками «круглого стола» поделился практическими советами насчет эффектного и эффективного устройства различных шоу. По его мнению, сейчас в Беларуси не совсем правильно распределяются туристические потоки по регионам. Где-то перебор любопытных для туристов фестивалей, а где-то -- дефицит. По мнению Грыня, в любом подобном мероприятии обязательно должны присутствовать почти театральная драматургия, интрига и... некая загадка, тайна. А многие ли энтузиасты в Беларуси знают, как правильно организовать «зеленый» маршрут -- велосипедный, водный или пеший? Оказывается, нужны не только теоретическая идея и ее разработка, карта и маршрут, но и практическая «разведка боем», то есть на местности. Об этом подробно, интересно рассказал председатель общественного Совета по развитию агроэкотуризма в Брестской области, хозяин усадьбы «Млынок», Георгий Грибов. Он убедился на деле, что не надо слепо верить существующим картам и путеводителям, а лучше самому тщательно изучать местность. Начальник управления корпоративного бизнеса Белагропромбанка Светлана Кончиц рассказала, что это солидное финансовое учреждение в рамках программы поддержки агроэкотуризма с 2007 года выдало в Беларуси уже более 300 кредитов под агротуристические проекты на общую сумму порядка 11 миллиардов рублей. Плюс -- сами хозяева вкладывали средства. По региону Белорусского Полесья из 46 проектов 22 уже прокредитованы. Получат вскоре развитие и другие сельские усадьбы. Территория-то огромная, с населением, еще не охваченным агротуризмом. Впрочем, не надо забывать и об экономической выгоде от любых мероприятий, в том числе фестивалей. Хотя абсолютное большинство из них в Беларуси если не полностью финансируются, то серьезно подпитываются из бюджетов разных уровней. Конечно, можно уже сейчас организовать солидную пиар-кампанию по раскручиванию, например, будущих «Мотальскіх прысмакаў». В Минске на центральных проспектах и улицах развесить шикарные рекламные билборды. Ну и что? Допустим, приедут 10 тысяч гостей. А в Мотоле всего живет 6 тысяч полешуков. И чем всех туристов занять, как кормить, где и как разместить? Позволит ли существующая инфраструктура -- еще вопрос! Об этом не очень задумываемся, если откровенно... Сомнительно, что любому, даже очень крепкому хозяину усадьбы или фермеру, по силам самостоятельно провести подобный фестиваль в глубинке. Группе или региональному объединению -- да. Стало быть, нужно консолидировать усилия. И государства, и частника...
Леонтий КУЧКО
НА СНИМКЕ: прогулка по реке -- и хороший аппетит обеспечен.