Свеча на алтаре памяти. 21.by

Свеча на алтаре памяти

29.07.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Победителем прошедшего в этом году в Вооруженных Силах и транспортных войсках смотра-конкурса музеев (комнат) боевой славы, посвященного 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, стал музей воинской славы 5-й отдельной бригады специального назначения.

Для меня названия этих афганских городов долгое время были чужими: Кандагар, Джелалабад, Газни, Фарахруд, Асадабад… Но после командировки в 5-ю отдельную бригаду специального назначения имена 105 парней, погибших в Афганистане при исполнении интернационального долга, навсегда остались в моем сердце. Никогда не забуду проникновенный рассказ библиотекаря соединения Людмилы Виленовны Голубенко. Разбередили душу ее слова о том, что эти ребята для сегодняшних спецназовцев по-прежнему живы и служат в бригаде. Никогда не забуду лица, смотрящие с фотографий того, военного времени...

Модули расположили на маленьком островке земли, где раньше была мандариновая роща. Их строили сами спецназовцы. Как позже правдиво заметили, место постоянного базирования 334-го отдельного отряда специального назначения было выбрано неудачно. Одна из многих причин – в оперативной зоне его ответственности проходила «героиновая тропа».

Верится, не сможет забыть об увиденном и услышанном здесь ни один человек, побывавший в музее воинской славы 5-й отдельной бригады специального назначения. Словно автоматной очередью пульсируют в висках строки из недописанных писем воинов-«афганцев». Вот эти, например, из начатого в один из апрельских дней 1985 года письма погибшего вскоре Славы Марченко: «Привет, братишки!.. Город Асадабад примерно такой, как наше небольшое село… Между двух речушек, которые за воинской частью сливаются в одну…».

Каждый раз, когда Людмила Виленовна Голубенко приходит в музей, она зажигает в одной из гильз на алтаре памяти свечу. И пока горит свеча, она мысленно разговаривает с геройски воевавшими ребятами, фотографии которых собраны, словно на поле боя, на одном большом стенде. И каждый раз продолжает «знакомиться» с каждым из них словно заново − перечитывая материнские письма и письма их боевых друзей. А когда отсылает на прежнее место жительства их родных приглашения на встречу в музее воинской славы 5-й отдельной бригады специального назначения, зачастую они возвращаются с пометкой «адресат выбыл»… К сожалению, одних из родителей «афганцев» уже нет в живых, а многие другие после развала СССР поменяли адреса. И Людмиле Виленовне буквально по крупицам приходится восстанавливать историю жизни воинов-интернационалистов.

Но она – человек неуспокоенной души. По сути, этот музей воинской славы начался с тетради, в которой были перечислены фамилии спецназовцев из состава бригады, погибших в Афганистане. И с альбома воина-интернационалиста, случайно найденного среди выброшенных кем-то вещей, его приметили и привезли Людмиле Голубенко сами «афганцы». Еще нашлись несколько чудом уцелевших фотографий «из-за речки»…

И тогда Людмила Виленовна приняла решение создать музей воинской славы. Это стало делом всей ее жизни. Если вы посетите этот музей, то в первые же минуты пребывания здесь ощутите искренность и теплоту души этой женщины, для которой все 105 погибших парней стали сыновьями. Ради увековечения памяти о всех них она создала единственный в своем роде музей воинской славы и стала его нештатным экскурсоводом.

В тесном взаимодействии с Офицерским собранием, женсоветом, первичной организацией Белорусского республиканского союза молодежи, советом ветеранов работает хранительница славы 5-й отдельной бригады специального назначения. Если говорить языком отчетов, здесь активно организована работа по пропаганде истории Вооруженных Сил, проводимые в музее мероприятия играют важную роль в гражданско-патриотическом воспитании военнослужащих и местной молодежи.

В этом музее воинской славы частые гости – школьники, учащиеся профессионально-технических училищ из самых разных городов и сел нашей страны. На одной из экскурсий побывала молодая женщина с четырехлетним сынишкой. Малыш за все время не проронил ни слова − а потом громко, на весь музей произнес: «Мама, какие у нас герои!». А вот эти записи посетителей музея я прочитала в Книге памяти: «Афганцы» – это честь и совесть целого поколения», «Благодарим за проникновенный рассказ о воинах-«афганцах», а также за возможность прикоснуться к нашей истории… Афганистан – это боль души, это память», «Выражаем искреннюю благодарность создателям музея воинской славы. Если Афганистан был рядом с нами, то теперь он в нашей памяти, в наших сердцах».
…Гитара воинов-героев из второй роты. Одежда спецназовца, головной убор Сережи Богачева со следами крови, шинель павшего смертью храбрых военврача капитана Павла Бекоева. Парадная военная форма сержанта Сергея Швайбовича − ее отдала в музей воинской славы мама героя. Фотоснимки с по-военному лаконичными подписями: «В засаде. Брали «языка», «В поисках воды. На стыке границ Афганистан – Иран – Пакистан. Апрель 1987-го», «Земляки»… Здесь все дышит накалом тех военных страстей, реальных переживаний, страданий, мужества и веры в победу этих восемнадцатилетних, двадцатилетних, двадцатипятилетних офицеров и солдат.
Людмила Голубенко рассказала нам о судьбе многих. Но мне особо запомнилось, как шел навстречу смерти лейтенант Николай Кузнецов, подорвавший себя последней гранатой. Его лицо, которое навсегда запомнили оставшиеся тогда в живых, было спокойным, мужественным. Офицер принял единственно верное в той ситуации решение − и погиб... Трагедия произошла в Мараварском ущелье, где погибла вся 1-я рота 334-го отдельного отряда специального назначения – «асадабадского» спецназа.

«И вечная боль!!! И вечная память!!!» Эти слова мы видим, когда покидаем музей воинской славы бригады. Здесь есть еще две экспозиции − посвященные героям Великой Отечественной войны и строительству и развитию Вооруженных Сил Республики Беларусь. В нынешнем мае, в год 25-летия 334-го
отдельного отряда специального назначения, в бригаду приезжали его ветераны из Беларуси, России, Узбекистана, Таджикистана, Украины… Чтобы вспомнить. Чтобы помнить. Чтобы зажечь свечу на алтаре вечной славы и вечной памяти в честь погибших в Афганистане. Чтобы правду о той войне услышали и не забывали нынешние и будущие защитники Отечества. «Ведь только тот воистину солдат, кто цену жизни вымерил стократ жестокой мерой – тяжестью утрат. И нету меры выше, чем такая».

…Вместе с Людмилой Виленовной Голубенко зажгла свечу памяти и я от имени всех журналистов нашей газеты. А вернувшись из командировки, вновь пришла на Остров Мужества и Скорби в центре столицы, где среди камней, олицетворяющих нашу память о подвиге, есть и камень, на котором написано «Асадабад». Здесь всегда лежат живые цветы…

Ирина БУРАК
burak@vayar.sml.by

© фото александра макарова

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Свеча на алтаре памяти
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика