Лезут с Советом. 21.by

Лезут с Советом

19.08.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Своей точкой зрения на целесообразность создания Общественного совета по развитию культуры и искусства с корреспондентом «БелГазеты» поделился прославившийся в качестве театрального драматурга Андрей КУРЕЙЧИК. Такие опробованные профессии, как актер кино, журналист, редактор на телевидении, организатор театрального фестиваля и педагог, обогатили Андрея всеми необходимыми знаниями о тяжком культурном быте страны.


КУЛЬТУРНАЯ ПЕРЕПАЛКА

- Зачем власти вдруг понадобилось объединить интеллигенцию страны в Общественный совет по культуре? Она разъединена?

- Белорусская интеллигенция разъединена. Любой отечественный культурный деятель считает себя гением или по крайней мере талантом. Каждый убежден, что может определять направления развития культуры, и не любит, когда в это влезает кто-то другой. Сам по себе совет ничего не изменит. Это орган без каких-либо реальных рычагов и полномочий, просто дискуссионная площадка. Людей он не объединит - будут ругаться как всегда.

(На фото: Андрей Курейчик:«Наши культурные деятели куда трусливее, чем, допустим, те же российские» )

В той же Америке или Западной Европе подобные советы чаще всего выполняют функцию распределения финансовых ресурсов на культурные проекты. Они решают, что нужно выделить столько-то миллионов долларов на интересный культурный проект. Или это бездарщина, и деньги просто будут выброшены на ветер. Не уверен, что это будет входить в компетенцию отечественного совета.

- Такая культурная перепалка свойственна только Беларуси или, в принципе, любой стране?

- Абсолютно любой стране. В искусстве очень много направлений, это среда естественной конкуренции, а конкуренты не любят друг друга. Другое дело, что некие свои общие интересы интеллигенция осознает. Все понимают, что культура сейчас нуждается в реформе, все знают, что нужны деньги для этого. Понимают, что нужно модернизировать нашу систему культуры и искусства, потому что она еще во многом осталась в том виде, в котором была в СССР. Появились новые поколения художников во всех видах искусства, которые уже не могут работать в этой прогнившей системе и каким-то образом или спорят с ней, или просто уезжают, или пытаются создать что-то свое, альтернативное. Настал тот момент, когда нужна глобальная реформа в области культуры и искусства.

- Президент еще и поддержал предложение Минкульта о создании системы национальных преференций для развития отечественной культуры и искусства. Плюс - более льготные нормы налогообложения в законодательстве…

- Наши структуры в сфере культуры и искусства экономически очень слабы. Актеры, художники, музыканты - просто нищие. Я знаю сферу кино и театра - они не в состоянии конкурировать с зарубежными, более сильными, продвинутыми и богатыми структурами. Поэтому если невозможно дать им прямые деньги - а прямых денег на искусство в стране нет, культура финансируется по остаточному принципу, - то хотя бы необходимо дать какие-то льготы, преференции.

Проблема в том, что чаще всего пользуются этими льготами и преференциями не те, для кого они предназначены. «Беларусьфильм», к примеру, делает фильмы с помощью одного частного продюсера, а потом отчитывается за них, как за свои. Правда, в результате оказывается, что эти фильмы не столько студии принадлежат, сколько частным структурам. Хотелось бы прозрачных правил игры для всех. Нужно допустить частников к белорусскому кинопроизводству на равных и открытых условиях.

«ЧЛЕН ТАКОГО-ТО СОВЕТА»

- Совет еще не создан, а вы уже поливаете это благое начинание «гразью»…

- Это не так, я просто смотрю на вещи объективно. Люди будут очень рады иметь на визитках надпись «Член такого-то совета», для них это будет прекрасная площадка поговорить о каких-то своих проблемах, проблемах своей организации. Уверен, 90% времени совет будет обсуждать эти жалобы. А вот просить каких-либо серьезных полномочий, предлагать концепции реформ или законодательных инициатив совет пока вряд ли осмелится. К этому мы еще придем через много лет.

Кроме того, наши культурные деятели куда трусливее, чем, допустим, те же российские. Я знаю, что когда обсуждалась реформа российского театра - театральные деятели встали просто стеной против Минфина и вместе, объединившись, бились там за свое понимание, как должен финансироваться театр, какая должна быть структура собственности и т.д. У нас я ни разу не видел, чтобы культурные деятели, даже понимая, что некоторые решения принимаются в ущерб интересам культуры, их собственных организаций, как-то пытались объединиться. Думаю, этого не случится и в новом совете.

Пока в нем единственным рычагом влияния является сам министр Латушко, который, кроме того, что будет главой совета, вхож к президенту и может ему что-то предлагать.

- А что еще могло бы стать рычагом?

- Самый простой пример: в США самые крупные гранты распределяются через национальный фонд поддержки культуры. Там существует подобие совета директоров, и у них есть одна-единственная функция - выбирать наиболее яркие и перспективные проекты в сфере культуры. То есть деньги дает казначейство, но оно не может сказать, что нужно профинансировать именно этого художника, музыканта, композитора. Это могут сказать только эксперты, входящие в этот совет, - известные люди искусства. Таких возможностей у нашего совета при правительстве не будет. Хотя, даже если бы и были - есть опасность, что деньги распределят между собой сами члены совета на свои собственные проекты и организации, как обычно у нас это происходит.

- А кто добудет членство в этом совете?

- Первыми будут, как всегда, наши культурные функционеры - те, кто уже руководит театрами, киностудией, творческими союзами писателей, художников. Сейчас они точно так же имеют доступ к министерству, а тут будет еще и некое членство в качестве дополнительной регалии.

ЗАПЛАТИ НАЛОГИ - И СНИМАЙ СПОКОЙНО

- Является ли целью совета объединить маргинальную интеллигенцию, андеграунд?

- Надеюсь, настоящий андеграунд никогда в такие советы не пойдет. Настоящие художники, которые действительно занимаются искусством, никогда не располагают ни временем, ни желанием заниматься чем-то подобным. В дополнение к функционерам там будут и просто не очень талантливые, но очень активные люди. Часть из них обладает неким здравым смыслом и может помочь белорусской культуре. Вторая часть - люди, которые будут заниматься там самопиаром и выклянчиванием денег для своих нужд. Кто победит в итоге? Увидим. Слава богу, особого вреда это не нанесет никому. Единственное - хотелось бы, чтобы им не платили зарплаты.

- Как насчет привлечения союзом долгожданных внебюджетных средств в культурную сферу?

- Малая надежда есть. Совет - это просто еще один источник информации для Минкульта о тех событиях, о которых они еще пока не знают, и организациях, которые были по каким-то причинам вне поля их зрения. Бюджет Минкульта - мизерный, и большую часть съедают два события - «Славянский базар» и «Дажынкi». Все остальное - копейки, которые распределяются по большей части на реконструкцию зданий. Реконструировался Оперный театр, с «Беларусьфильмом» что-то надо делать - туда в туалет невозможно зайти, крыша течет, весной-осенью там по колено стоит вода. Купаловский театр закрывают на реконструкцию. Собственно на искусство - на спектакли, фильмы, картины, музыку - остаются копейки. Может быть, за счет этого совета удастся хотя бы немножко сменить вектор с бесконечного ремонта всего и вся собственно на поддержку живых художников, которые в этом нуждаются.

Если заработает законодательство о системе преференций в национальной культуре - люди начнут вкладывать деньги в культуру. Сейчас фактически существует запрет: вложить деньги в спектакль гостеатра предельно сложно. Образуется стена: ты не можешь их брать из основных средств, только из прибыли, а налоги тебе все равно насчитываются. Чтобы, допустим, снять кино в Беларуси, мне, как частному продюсеру, необходимо будет заплатить 48% налогов - половину бюджета фильма. Это абсолютно не выгодно. Так что если вы не хотите мне сами давать эти 48% в виде денег, то не просите хотя бы, чтобы я вам их отдавал. Если система преференций заработает, то да, какие-то частные средства можно будет привлечь. Можно будет искать инвесторов в России или здесь, среди крупных компаний. Сейчас ни музыканты, ни театры, ни кинокомпании просто не могут привлечь нормальных спонсоров, потому что законодательная стена.

- И эта стена отпугивает всякое меценатство?

- Они боятся, не могут провести это через бухгалтерию. Все делается очень сложно. Было время, когда люди только наличными давали: я тебе помогу, только из кармана достану и передам, а ты никому об этом не скажешь. Потом вообще перестали помогать - это стало опасно. Сейчас самое главное - разработать модель частно-государственного партнерства. Не втихую, как на «Беларусьфильме» это происходит, а как на «Мосфильме», где одновременно работает более ста кинокомпаний, все конкурируют за госсредства по ясным, открытым правилам. Должна быть возможность у частного продюсера прийти в театр и сказать: «Давайте вы половину, и я половину. Поставим вместе спектакль, прибыль пополам». В Беларуси с частными компаниями работать боятся - с людьми, которые не у них в штате. Мы не понимаем, говорят, как это оформить даже.

НА УШКО ЛАТУШКО

- А как вам повсеместно культивируемое у нас лизоблюдство деятелей культуры в отношении к властной вертикали?

- У нас на генетическом уровне у деятелей культуры абсолютное поклонение перед властью. Сколько я ни общаюсь, вижу просто врожденное коленопреклонение. Даже элементарно сказать «нет» чиновнику, заставить купить билеты они не могут. Им лучше согнать какого-нибудь зрителя, а чиновнику дадут контрамарочку, чтобы тот сел спокойно с женой, племянником и еще с кем-нибудь. Меня это изумляло.

Даже в советские времена, в Москве, настоящая культурная элита относилась к чиновникам свысока, поэтому чиновники всегда хотели с ней дружить. Все хотели дружить с по-настоящему великими художниками, театралами, певцами, актерами. А те относились достаточно адекватно и с иронией.

У нас прослеживается комплекс среднеазиатской республики: чиновники знают, как ставить спектакли, президент знает, как снимать фильмы. Дело художника - следовать этим указанием. Я так не могу. Новое поколение уже перестало бояться, поэтому, когда оно подрастет и обретет силы, система будет сломана. Нельзя разрешать чиновникам вмешиваться в произведение искусства - оно будет испорчено.

- Если бы вас пригласили в совет, пошли бы?

- Нет.

- А из любопытства, на денек?

- Из любопытства… Не уверен, работать бесплатно не привык. Если у министерства есть какие-либо вопросы - пусть обращаются лично ко мне. Я могу высказаться, помочь. Ходить и ругаться с какими-то людьми я не готов.

- Обращались?

- Да. Когда Латушко пришел к должности, буквально сразу от него позвонили, и мы встретились. Мы познакомились, поговорили о театре и о кино. Павел Павлович попросил меня предложить идеи для рекламной кампании по популяризации национальной культуры. Я сделал концепцию и предложил.

- Как лично относитесь к Латушко?

- У меня остались позитивные впечатления от общения с ним. Пока я не заметил каких-то больших проколов с его стороны. По сравнению со своими предшественниками - Гуляко и Матвейчуком, он как мерседес после запорожца. Вообще, приход в это бедное и не очень престижное министерство современного, здравомыслящего человека - это удача.

Я понимаю, что Латушко не будет флагманом интеллигенции. Это не дело чиновника. Лучше пусть он будет человеком, взявшим на себя ответственность за модернизацию отечественной культуры.

«СУМБУР И БЕСОВЩИНА!»

- Кем вы гордитесь из белорусских персоналий?

- Талантливые люди есть. Очень талантливые актеры, молодые режиссеры - к примеру, Андрей Кудиненко, Сергей Ковальчик, Павел Харланчук. Не может же из 10 млн. человек не найтись несколько талантов в каждой конкретной сфере! Но они используются очень неэффективно. Если человек сидит без работы, без денег - он либо теряет квалификацию, либо уезжает. Есть в сфере драматургии большое количество писателей, которые уехали и работают в Москве. Мы потеряли целое поколение. Плюс у нас очень неэффективная система обучения, подготовки кадров. И очень маленький рынок - мало театров на душу населения, мало кино снимается, мало галерей. Мало того культурного пространства, где ты развиваешься.

- Возможно ли производство фильма жанра артхаус на «Беларусьфильме»?

- Трудно сказать. Там люди, принимающие решение о запуске фильмов, не в состоянии оценить художественное качество и перспективы сценария. В Москве бы главного редактора студии, мне кажется, просто не взяли бы на работу из-за профнепригодности. Запускается там все, даже порой полная бредятина. По-хорошему, должна быть некая опубликованная ясная концепция кинопроизводства в Беларуси. Должно быть обсуждение: чего мы хотим от нашего кинематографа? По результатам обсуждений должна быть сформирована государственная политика - например, мы делаем три артхауcных проекта, один коммерческий и один сериал в год. Пока там сумбур и бесовщина.

- Совет «для интеллигенции» - предвестник президентских выборов?

- Все может быть. Как всегда, белорусскую культуру будут, конечно, привлекать на выборы - агитировать за самого правильного кандидата. КПД от этого, правда, невелик. На мой взгляд, чем меньше совет будет заниматься политикой, тем лучше для всех. Хотя культура у нас настолько маловлиятельна, что будет совет вовлечен в политику или не будет - ничего от этого не изменится.
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Своей точкой зрения на целесообразность создания Общественного совета по развитию культуры и искусства с корреспондентом «БелГазеты» поделился прославившийся в...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика