Что же курил автор?
16.09.2010
—
Разное
|
Пять белорусских фильмов, так и не получивших премии американской Академии кинематографических искусств и наук «Оскар» «АНАСТАСИЯ СЛУЦКАЯ» (2003) Режиссёр Юрий Елхов Прекрасная в своей тщетности попытка снять масштабный исторический эпос, имея в распоряжении несколько кубометров бревен, пяток неплохих актеров и полумифический патронаж президента Беларуси. Специалисты и им сочувствующие сетуют на историческую недостоверность. Но что до их претензий нам - истым поклонникам отечественного кино. Спустя семь лет после единственного просмотра перед глазами продолжают стоять во славе своей гарцующая на коне Зеленковская, российский стриптизер Тарзан без портков с четкой линией загара ниже пояса, язычники в шкурах, подозрительно напоминающих изделия Жлобинской фабрики меховых изделий, и десяток статистов-татар, размноженных волшебным способом «копировать-вставить» до несметных орд. Чтобы претендовать на «Оскар», этому фильму нужно было всего ничего: новый сценарий, съемочную группу и несколько дополнительных нулей в бюджете. Актерский состав, стремление к покорению невиданных вершин, общий энтузиазм да хоть и чей-нибудь патронаж вполне можно оставить. «ГЛУБОКОЕ ТЕЧЕНИЕ» (2005) Режиссёры Маргарита Касымова, Иван Павлов Структурой и темпоритмом напоминающее то ли «Апокалипсис сегодня», то ли раннего Вима Вендерса задумчивое роуд-муви, в котором спонтанно собравшийся партизанский отряд сначала просто бесцельно бродит по лесу, затем не менее бесцельно охраняет никому не нужный заброшенный аэродром, после чего необъяснимо размножается и уходит в неведомые дали. В «Глубоком течении» идеально все, кроме хронометража. Растяни все то же самое часов на шесть, назови экзистенциальной драмой о бессмысленности сущего - и если не Золотая пальмовая ветвь, то премия кинокритиков точно была бы у режиссеров в кармане. Однако Канны Каннами, а местному зрителю стоит посмотреть его хотя бы для того, чтобы насладиться радостью узнавания Минского Свято-Духова кафедрального собора, являющего собой архитектурную доминанту небольшой полесской деревни Петровичи, и показанной крупным планом тротуарной плитки-косточки, на которую падает убитый коварными полицаями партизан. «ЩИТ ОТЕЧЕСТВА» (2007) Режиссёр Денис Скворцов То, что маркетинговая служба «Беларусьфильма» назвала молодежным боевиком, на поверку оказывается шпионским неонуаром с мотивами «оружейного порно»: в фильме просто так, для красоты, снимается чуть ли не вся техника, состоящая на вооружении нашей страны. История о том, как выпускник Военной академии противостоит попыткам западных спецслужб завладеть секретным проектом новейшей белорусской системы ПВО, не так проста, как может показаться при невнимательном просмотре. «Хонда Цивик» в роли «Феррари», цветочные вазы в роли коньячных бокалов, актер Байрачный в роли иностранного шпиона (жаль, что положительный герой не носит мулявинские усы или, например, колтун для пущего контраста с нелепыми бакенбардами вражеского засланца) и прозрачный лифт торгового центра «Столица» в роли места, наиболее подходящего для передачи секретных документов. Все это в сочетании с парадоксальным монтажом, слабомотивированным поведением героев, аллюзиями, реминисценциями и внезапно появляющейся музыкой из «Твин Пикса» заставляет нас недоумевать, почему фильм, обладающий всеми признаками арт-хауза, канул в небытие после непродолжительной демонстрации на дневных сеансах и не был показан хотя бы вне конкурса в Берлине или Венеции. «НА СПИНЕ У ЧЁРНОГО КОТА» (2008) Режиссёр Иван Павлов Критики назвали режиссера белорусским Кустурицей, очевидно, потому, что там смешно бегают пьяные деревенские старички. Но это не должно вводить нас в заблуждение. Желающие повеселиться на цыганской свадьбе пускай еще раз пересмотрят «Черную кошку, белого кота», а здесь мы, скорее, имеем дело с оккультными мистериями, неудачно замаскированными под эксцентрическую комедию. На этот фильм стоит зазывать адептов тайных наук, бойцов эзотерического подполья, ну или хотя бы поклонников Дэвида Линча. Их дело - толковать эту чрезвычайно странную историю о том, как два престарелых алкоголика под надзором двух постоянно меняющих облик то ли ангелов, то ли демонов предаются вакхическим оргиям в тревожно искаженном пространстве, отдаленно напоминающем город Минск, вступают в контакт с потусторонними сущностями и в конце концов обретают покой в водах реки забвения. При правильном подходе к интерпретации фильм вполне мог бы претендовать на участие в фестивале фантастики и фильмов ужасов в Жерармере. «ДАСТИШ ФАНТАСТИШ» (2010) Режиссёр Александр Кананович Экранизация неудачного психоделического опыта. Наш ответ Ирвину Уэлшу. Чад кутежа и мгла ада. Основным мотивом обсуждения «Волшебного кролика» Юры Демидовича широкими народными массами были однообразные незамысловатые шутки о том, «что же курил автор». Фильм «Дастиш фантастиш» как будто специально заигрывает с публикой, провоцируя подобный вопрос. При его просмотре и правда трудно отделаться от мыслей про экстази. Не настоящий заграничный, а произведенный предприятием «Белмедпрепараты» в рамках программы импортозамещения и успешно прошедший государственную гигиеническую регистрацию. Клиповая эстетика, непрерывно вопящие персонажи, розовый танк и красные волосы главного героя, модные группы на саундтреке, агрессивная рекламная кампания и специально придуманное режиссером определение «киноистерика» - все указывает на намерение авторов сострясти устои и сбросить «Беларусьфильм» с парохода современности. Вряд ли это смогло бы растопить сердца жюри серьезного кинофестиваля, но если фильм сократить минут до трех, переделать в рекламный ролик какого-нибудь товара белорусского производителя - да хоть тех же «Белмедпрепаратов», и показать на «Каннских львах», то есть шанс добиться если не успеха, то хотя бы некоторого удивленного внимания. Никита ПОТАПЕНКО Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пять белорусских фильмов, так и не получивших премии американской Академии кинематографических искусств и наук «Оскар»
|
|