Съели дебаты. 21.by

Съели дебаты

13.12.2010 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



4 декабря белорусские зрители, не поддавшиеся соблазну переключить свои «Витязи» и «Горизонты» на соседний канал, где в это время зажигал Кубок СНГ по КВН, стали свидетелями не менее увлекательного зрелища, обозначенного в сетке вещания Первого национального как «Теледебаты кандидатов в Президенты Республики Беларусь».


Предположив, что интересоваться деталями общест-венно-политического ландшафта среднестатистический человек худо-бедно начинает лет с 14-15, можно не удивляться тому, что большинству белорусов от 30 и моложе эти дебаты могли показаться первыми в истории страны. Однако люди постарше помнят, что первая национальная теледуэль состоялась в 1994г., когда опытный номенклатурный дракон Вячеслав Кебич не побоялся схлестнуться на глазах у всей страны с молодым оппозиционным тигром Александром Лукашенко.

За 150 минут прямого эфира энергичный тигр разделал неповоротливого дракона под орех, но после этого, видимо, зарубил себе на носу: «Теледебаты - вещь сильнодействующая, и злоупотреблять ею не следует». Поэтому, несмотря на обмолвку в интервью польским СМИ о возможном участии в грядущих дебатах, 4 декабря за тумбочками в телестудии предсказуемо стояли лишь девять кандидатов из десяти.

Вероятно, решив, что особых интриг дебат-шоу не предвещает - не считать же интригой желание Григория Костусёва разобраться с «пророссийскими» кандидатами, - телевизионщики закрутили собственную «интрижку», отказавшись назвать загодя имя модератора дебатов. Закрутка удалась - интернет-форумы мигом захлестнула волна гаданий «кто будет шпрехшталмейстером в этом цирке».

Версии выдвигались разные: одни ставили на главу Белтелерадиокомпании Александра Зимовского, другие на его зама - Александра Мартыненко, а весельчаки и вовсе поминали телеведущего Дениса Курьяна, с пеной у монитора доказывая, что модерация полит-шоу и комментирование «Евровидения» - вещи вполне соотносимые. Реальность оказалась куда зауряднее: ведущими дебатов стали сотрудники Белтелерадиокомпании Юрий Прокопов и Андрей Кривошеев, известные своими симпатиями к представителям «так называемой оппозиции».

Уверенные в том, что вести они приглашены именно дебаты, а не что-то иное, модераторы предложили гостям студии кратко презентовать себя зрителю. Первая же презентация жахнула по уверенному выражению их лиц оглушительной картечью. «Это очередная ложь БТ, это не дебаты - вы, наверное, видели настоящие дебаты в кино и по телевидению других стран», - доверительно обратился к зрителям Андрей Санников. Ведущие проглотили шпильку в свой адрес, возможно, надеясь, что это первый и последний «пистон», а уж дальше пойдет как по маслу.

Зря надеялись - дальше пошел Владимир Некляев. Определенно чувствуя себя хедлайнером этого шоу, поэт подтвердил догадку товарища, что «никакие это не дебаты: формат политических дебатов предполагает участие и того, кто при власти, и тех, кто на эту власть претендует. Те, кто претендует, - вот они, а где тот, кто должен отвечать на наши вопросы? Например, на такие: почему мы поругались с Россией? Почему в стране, народ которой работает и работает, нет и нет денег? Они где? Кто их крадет? Кому задавать эти вопросы, Санникову?.. Поэтому я не вижу в этих дебатах никакого смысла и покидаю их». Рубящими шагами Некляев пересек студию по диагонали и исчез за гранью экрана.

В студии возникла заминка. «Что ж, такова гражданская позиция кандидата в президенты, это его право, - резюмировал Прокопов. - Кандидат отказался от дебатов, вместо него теперь пустая тумбочка. Если кандидат считает, что пустая тумбочка изложит его программу не хуже, чем он, это его право…»

Видимо, горя желанием показать, каких интеллектуальных высот достигло белорусское телевидение, эстафету подхватил Кривошеев: «Есть анекдот хороший на эту тему, когда поручика Ржевского вызывают…» Куда именно вызывали поручика Ржевского и как это связано с исчезновением Некляева, зрители так и не узнали - остроумец умолк, подавленный гулом возмущения в студии.

Чтобы унять возмущенный гул, ведущие поспешили дать слово Николаю Статкевичу, сгоряча переименовав его в Михаила. Статкевич в долгу не остался и сравнил ведущих с денщиками, которых прислал тот, у кого «целый год телевидения, каждый день».

Желая начать хоть какой-нибудь диалог, ведущие поинтересовались у Костусева, почему он назвал некоторых кандидатов пророссийскими. Костусев ответил, что уже выяснил все вопросы с людьми, пришедшими в студию, и не получил ответа только от одного человека - «которого сегодня нет».

«Андрей Олегович, а вы не хотите пояснить свою позицию?» - ведущие устремили взоры на «пророссийского» Санникова. «Мы, до начала этой лживой передачи договорились игнорировать вопросы тех людей, которых не избирали. Я собираюсь этой договоренности придерживаться», - отрубил Олегович.

С кем именно он договорился «до начала лживой передачи», можно было лишь догадываться, поскольку в оставшееся время большинство кандидатов не только не игнорировали вопросы ведущих, но и отвечали на них с заметным энтузиазмом. В какой-то момент это даже вызвало недовольство Статкевича, который не преминул упрекнуть наиболее говорливых: «Перестаньте участвовать в этом спектакле!»


Собравшихся в студии кандидатов действительно глубоко огорчило отсутствие в ней «одного человека». Вместе с тем они прекрасно понимали: имплицитно этот «один» все же присутствует между ними, поэтому порой возникало ощущение, что, отвечая на вопросы, кандидаты апеллируют не к ведущим и даже не зрителям, а именно к Тому, Кого Нет.

«Я бы хотел обратиться с призывом к Александру Григорьевичу, но, к сожалению, он сегодня прячется за тумбочкой Некляева», - посетовал Виталий Римашевский. Телекамера, привыкшая молниеносно реагировать на звукосочетание «александргригорьевич», тут же уставилась на пустую тумбочку, видимо, не исключая возможность того, что кто-то за ней все же прячется.

Фехтуя своими желаниями и требованиями, кандидаты не всегда были готовы отражать неприятельские уколы. После того как Санников озвучил очередное «требуйте», один из ведущих полюбопытствовал: «Андрей Олегович, а можно у вас что-нибудь потребовать? Например, отменить цензуру на своем сайте?» Такого ножа в спину революции вдохновитель «Хартии-97» явно не ожидал и ответил лишь дипломатической улыбкой. А может, просто продолжал «игнорировать вопросы».

Уже в конце дебатов студия спохватилась: ведущие совсем забыли про Дмитрия Усса. «Дайте слово еще одному кандидату!» - солидарно загудела студия. «Да, это наша вина, что кандидат Усс у нас провисает», - каламбурно покаялся Прокопов, но слово дал Алесю Михалевичу.

После того как каждому из гостей разрешили еще раз обратиться к зрителю, а Статкевич объявил 19 декабря днем «большой уборки», кандидаты начали расходиться. Лица их, всё еще обращенные к линзам недружественных телекамер, как бы горели торжествующим вопросом: «Ну, что, съели?»

Можно, конечно, спорить о коэффициенте полезного действия именно этих - «непризнанных» - дебатов, но одно несомненно: будь у белорусов возможность потреблять подобные теле-деликатесы еще две оставшиеся до выборов недели, обреченная предсказуемость самих выборов дала бы серьезный крен в сторону бодрящей неопределенности.

ИСТОРИЯ ШЕПЧЕТ

Первые в истории публичные предвыборные дебаты состоялись в 1858г. между Авраамом Линкольном и Стивеном Дугласом, которые боролись за место в сенате США. Соперникам предстояло выдержать многочасовой марафон, во время которого на ответ оппоненту отводилось аж полтора часа.

Первые предвыборные дебаты, транслировавшиеся по радио, прошли в 1948г., в США - тогда борьбу перед микрофоном развернули два республиканца, Стассен и Девью. А в 1956г., в рамках предвыборной кампании, демократы Стивенсон и Кефойвер впервые приняли участие в телепередаче.

Первые в США - и в мире - классические (их еще называют «большие») теледебаты состоялись в 1960г. между демократом Джоном Кеннеди и республиканцем Ричардом Никсоном. Ареной предвыборной дуэли стала студия чикагского филиала CBS. Программу вели известные журналисты.

После 1960г. наступила пауза: во время избирательных кампаний 1964, 1968 и 1972 гг. дебаты не проводились. Возобновлены они были только на выборах 1976г., и с тех пор проводятся непрерывно.

А вот в Германии первые предвыборные теледебаты «на американский манер» состоялись совсем недавно, в 2002г., когда в прямом эфире схлестнулись действующий канцлер Герхард Шрёдер и его главный соперник Эдмунд Стойбер.

Дольше всех «крепилась» Великобритания - первые теледебаты в истории Соединенного Королевства прошли лишь в апреле нынешнего года.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
4 декабря белорусские зрители, не поддавшиеся соблазну переключить свои «Витязи» и «Горизонты» на соседний канал, где в это время зажигал Кубок СНГ по КВН, стали...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика