За рулем!
04.01.2011
—
Разное
|
...Cправа от дороги стоял пешеход, а слева легковой автомобиль то и дело норовил при перестроении подрезать меня в ряду. Пришлось сконцентрировать все свое внимание и снизить скорость, чтобы не создать аварийную обстановку и избежать дорожно-транспортного происшествия. Все хорошо, что хорошо кончается. На виртуальной дороге тренажер «Урал-4320» (ТВ-4320) показал пару незначительных ошибок и выставил мне положительную оценку. …В системе военного образования особое место сегодня отведено использованию в обучении учебных тренажеров. Один из них установлен на кафедре «Военная автомобильная техника» военно-технического факультета в Белорусском национальном техническом университете. Отечественные производители динамического тренажера вождения ТВ-4320 утверждают: подобные разработки уникальны в своем роде. В частности, динамический компьютерный тренажер вождения «Урал-4320» (один установлен на военно-техническом факультете в БНТУ, второй — на кафедре автомобильной техники Военной академии Республики Беларусь) предназначен как для обучения, так и для совершенствования мастерства водителей. Обучение осуществляется без расхода горюче-смазочных материалов и моторесурса транспортного средства, в различных погодных и ландшафтных условиях, в разное время года и суток. При этом учеба ведется в соответствии с Курсом вождения автомобилей и гусеничных транспортеров-тягачей и программой подготовки водителей транспортных средств, обучающихся в высших учебных заведениях и других организациях. — Что-то подобное несколько лет назад во время практического семинара по современным методам обучения в ДОСААФ нам продемонстрировали коллеги из России, — рассказывает старший преподаватель цикла «Техническая подготовка и вождение машин» подполковник Алексей Сажин. — Но тот тренажер был сделан на основе кабины КамАЗа. А в Вооруженных Силах Республики Беларусь одним из основных образцов военной техники в настоящий момент является «Урал-4320». Для чего же нужны тренажеры? О проблемах снижения аварийности на дорогах Беларуси написано немало. Немало предложено и путей выхода из сложившейся ситуации. Однако число пострадавших в ДТП на дорогах страны, увы, увеличивается с каждым годом. По статистике, до 80% ДТП происходит в результате ошибок водителей. Напрашивается вывод: ужесточение требований к качеству их подготовки — веление времени. Конечно, это относится как к теории, так и к практике вождения машин. В равной мере это актуально и для подготовки курсантов высших учебных заведений, а также других организаций, учебных центров и автошкол. Используя достижения современной науки, конструкторы создали линейку тренажеров вождения автомобилей КамАЗ, «Урал», МАЗ, УАЗ, а также специализированное программное обеспечение, которое по своим характеристикам соответствует требованиям учебного процесса. Тренажеры имеют модульную конструкцию, включающую в себя металлическую кабину, идентичную штатной (в ней смонтированы органы управления), контрольно-измерительные приборы и систему отображения визуальной обстановки. При этом все органы управления расположены аналогично встроенным в реальном автомобиле, требуют соответствующих усилий, имеют такие же реакции и характеристики. Так, внутри кабины тренажера ТВ-4320 установлены штатные приборы контроля и сигнализации: панель приборов, рулевое колесо, рычаг переключения передач, переключатели стеклоочистителя и стеклоомывателя, указателей поворотов, ближнего и дальнего света фар, дополнительная панель приборов, рычаг стояночного тормоза, педаль подачи топлива, педаль тормоза, педаль сцепления, плафон освещения кабины, сиденье водителя, замок зажигания… Управляет компьютерной системой инструктор с рабочего места через локальную сеть. Все его команды передаются на монитор кабины. Это дает возможность инструктору оперативно вмешиваться в процесс обучения — выбирать тип упражнения, следить за действиями обучаемого, вести с ним переговоры, а также учитывать результаты выполнения упражнений (вести базу данных). В тренажере чувствуешь себя как в настоящем автомобиле «Урал-4320». Нет только кузова и колес. Впрочем, они и не нужны. Курсант, сидя за баранкой виртуального авто, смотрит на мониторы — четыре 32-дюймовых экрана. За персональным компьютером в том же классе находится преподаватель. Он подает команды и определяет курсанту маршрут движения. Вводные могут быть разными: к примеру, движение по улицам или загородной дороге, в лесу, днем или ночью, в снег или дождь. Начинающий водитель по команде старшего может перенестись даже в пустыню… И все же самое главное в череде задач — ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами автомобиля. Идет изучение работы педалями и рычагами управления, порядка пуска и остановки двигателя, трогания с места, движения по прямой с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке и остановки, в том числе с отработкой приемов плавного и экстренного торможения. Курсанты учатся своевременным и правильным поворотам в движении, разворотам, проезду в ограниченном проходе, преодолению различных ландшафтных препятствий, вождению в различных условиях городского и загородного движения, днем и ночью, в различных погодных условиях, а также движению в составе автопоезда. — Органы управления, вид в зеркалах здесь почти реальные, — пояснил подполковник Алексей Сажин. — Поэтому курсант с первых минут обучения на тренажере получает практические навыки управления автомобилем в различных дорожных условиях. Кстати, в программе есть два вида вождения: с включенной и выключенной платформой. ДТП, бордюры, ямы — все «качает» платформу. Многие курсанты после практики выходят из кабины вспотевшими… Кстати, старший преподаватель обратил внимание на то, что механические перемещения динамической платформы могут представлять собой определенную опасность как для обучаемых, так и для находящихся в непосредственной близости от нее людей. Например, в случае неправильных действий водителя, способных привести к опрокидыванию грузового автомобиля или наезду на крупногабаритные препятствия, амплитуда колебаний резко возрастает. Система визуализации дорожной обстановки основана на изображении, проецирующемся непосредственно на ветровом и боковых экранных стеклах кабины, что позволяет достичь максимальной реалистичности внешней обстановки. Есть и звуковая имитация. Она позволяет передавать гамму различных шумов и звуков: пуска двигателя стартером, работы двигателя на различных передачах при различных положениях педали подачи топлива и нагрузке, переключения передач, звукового сигнала. А также — шумов и звуков, соответствующих различным неисправностям в работе машины и даже столкновениям с препятствиями. При этом система визуализации передает отображение местности и расположенных на ней неподвижных и движущихся объектов в том числе и при наблюдении через ветровое и боковые стекла, зеркала заднего вида. Кстати, сам инструктор имеет возможность изменять и создавать новые упражнения — изменять и добавлять маршруты движения, устанавливать время, отведенное на выполнение упражнения. Существует целая серия вводных, которые он может давать курсанту. Например, изменение погодных условий (дождь, снег, туман), интенсивности движения и других параметров. Тренажер имеет программный комплект упражнений вождения на учебной площадке и на различных трассах в городских и загородных условиях с автоматической системой оценки выполнения упражнения. В ней учитываются такие параметры, как соблюдение Правил дорожного движения, столкновение с другими участниками движения или препятствиями на дороге, средняя скорость движения и средний расход топлива. Одна из наиболее часто выполняемых задач — обучение курсанта управлению автомобилем в городских условиях. В тренажере городская дорожная сеть включает в себя следующие элементы: многополосные магистрали, улицы с узкими проездами и поворотами до 180 градусов, перекрестки различных типов дорог, мосты и эстакады. Причем имитация дорожного движения позволяет изменять с рабочего места инструктора такие параметры, как интенсивность движения, степень соблюдения Правил дорожного движения другими участниками движения, режим работы светофоров. Тренажер обеспечивает инструктору возможность вводить неожиданно появляющиеся препятствия на дороге — предметы, пешеходов – и даже управлять поведением отдельных участников дорожного движения (водителей других автомобилей и пешеходов). Программное обеспечение — отечественного производства. Оно включает в себя специальные упражнения по управлению автомобилем на имитируемом пространстве, различные режимы вождения по многополосным дорогам в населенных пунктах, проезд нерегулируемых и регулируемых перекрестков, различный трафик и так далее. Кроме этого, имеется программа ситуационного вождения по городу, в котором моделируется многообразие дорожных ситуаций, возникающих во время движения. Если есть необходимость, в программу тренажера могут быть добавлены упражнения по вождению на международных трассах. — Разумеется, чем больше машина, тем она опаснее, — отметил подполковник Алексей Сажин. — Грузовой автомобиль по своим тактико-техническим характеристикам намного тяжелее легкового и в несколько раз превышает его по габаритам, что требует определенных навыков вождения. К управлению грузовым автомобилем нужно привыкать на уровне интуиции — и этот тренажер дает необходимые ощущения. С другой стороны, нам важен и итог занятия. После вождения каждый курсант получает результат выполнения им упражнения с допущенными ошибками. Учи, исправляй — и больше не повторяй! Кстати, имеется перечень возможных действий и ошибок обучаемого, автоматически фиксируемых системой и выделяемых в окне монитора инструктора темно-красным цветом. Среди них — вход в зону остановки, задевание ограничителей, выход за габаритный коридор, выезд на серпантин, выход на мост, сваливание с эстакады или железнодорожной платформы, нарушение скоростного режима и правил парковки и так далее — всего более 50 видов ошибок. После практического занятия возможны просмотр записи пройденных упражнений и повторное прохождение теста по теме упражнения. Благодаря тому, что тренажер включает в себя компьютерное и электронное оборудование для сбора и обработки информации, инструктор имеет полную картину действий курсанта при виртуальном вождении. Он может управлять работой всей системы с помощью контрольных мониторов, клавиатуры и манипулятора-мыши. Голосовая связь между инструктором и водителем обеспечивается акустической системой. Таким образом, все системные блоки объединены в локальную вычислительную сеть. Как отметил начальник кафедры «Военная автомобильная техника» военно-технического факультета в БНТУ полковник Олег Зыбин, использование динамического тренажера вождения ТВ-4320 при обучении значительно повышает уровень теоретической и практической подготовки военных водителей, офицеров. Такие тренировки максимально облегчают освоение техники вождения машин в условиях, характерных для современного дорожного движения. Немаловажно также, что тренажеры сокращают расход горюче-смазочных материалов на 25–30%, расход моторесурса на отработку техники вождения — на 20%, уменьшают напряженность эксплуатации боевой техники, сокращают количество повреждений и поломок и, соответственно, потребность в запасных частях, снижают загруженность обслуживающих и ремонтных подразделений. Это ли не убедительный аргумент, побуждающий все активнее использовать новые технологии в подготовке военных кадров?.. Подполковник Игорь КАНДРАЛЬ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
...Cправа от дороги стоял пешеход, а слева легковой автомобиль то и дело норовил при перестроении подрезать меня в ряду. Пришлось сконцентрировать все свое внимание...
|
|