Отвратительный АПК
28.02.2011
—
Разное
|
Премьер Михаил Мясникович прав, говоря, что положение агропромышленного комплекса не просто очень плохое, а «отвратительное». Это не только приговор менеджерам, которые от имени государства управляют белорусским АПК, но и оценка качества самой системы сельхозпроизводства. Мясникович понимает: если ее кардинально не модернизировать, то на $7 млрд. экспорта сельхозпродукции страна не выйдет. И не потому, что нет спроса на белорусские продукты питания, а потому, что в бюджете нет денег, чтобы в подобном объеме финансировать аграриев. ПОДДЕРЖКА БЕЗОБРАЗИЯ По информации вице-премьера Беларуси Валерия Иванова, совокупная задолженность АПК по итогам 2010г. составила Br44 трлн. (около $14,5 млрд.). С учетом того, что все сельское хозяйство в прошлом году произвело продукции на Br30,8 трлн., на отдачу всех долгов с прибыли сельхозорганизации должны работать 22 года (при сохранении объема чистой прибыли на уровне минувшего года). При этом рентабельность продаж составляет чуть больше 5%, и перспективы ее увеличения не прорисовываются. Основные средства сельского хозяйства составляют 14% от стоимости всех основных средств Беларуси - это около $23 млрд., высчитанных по весьма сомнительной методике оценки, сделанной с учетом многочисленных индексаций и непроверенного механизмом реального спроса и предложения. В сельском хозяйстве затраты на Br1 тыс. в 2009г. составили Br986. Это лучше, чем в 2006г. (Br1004) или 2004г. (Br1009), но очевидно, что на оставшиеся Br14 с каждой тысячи выручки модернизацию не сделаешь и даже не перейдешь на рыночную стоимость топливно-энергетических ресурсов. Увеличение их цены хотя бы на 15% автоматически увеличивает затраты до уровня, который делает все сельхозпроизводство убыточным. Заметим, что в последние 10 лет, когда шла активная накачка АПК бюджетными ресурсами, темпы роста затрат оказывались на 70-300% больше инфляции. Оборотные активы сельхозорганизаций составляют около $7 млрд., или около 16% всех оборотных активов в экономике. В них доля денежных средств - всего 2,2%, столько же приходится на финансовые вложения. Зато доля налогов в них превышает 42%. Это значит, что производители намертво подсели на льготные кредиты, бюджетные дотации и льготируемые топливно-энергетические ресурсы. В мире нет ни одного собственника, который бы при таких результатах более 15 лет продолжал «сжигать» деньги в подобного рода инвестпроектах. В Беларуси же это нормально: никто не говорит о прекращении подобного безобразия или хотя бы о его глубокой реформе. По-прежнему блокируются инициативы по созданию полноценного рынка земли, на уровне прожектов создание земельного банка. По сравнению с прямыми наследниками колхозов - сельхозорганизациями - фермеры вынуждены преодолевать гораздо более высокие административные и финансовые барьеры. Так что белорусский АПК - это что угодно, только не экономический, не коммерческий проект. Это финансирование социальной занятости сельчан, или «прикормка» аграрного электората, или легализация схемы откатов и трансформации чужих денег в свои под благовидным предлогом «Производите белорусское за счет денег белорусских налогоплательщиков». «ЗЕЛЁНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ МИМО При огромном объеме финансовой поддержки АПК логично было бы ожидать очевидного прорыва в производстве разных товаров. Статистика показывает, что последние 20 лет урожайность в гораздо большей степени зависит от погоды, чем от сельхозполитики. Знаковый показатель - производство зерна. В 2010г. звучали обещания собрать до 10 млн. т. По факту оказалось всего 7 млн. т. Это меньше, чем в предыдущие пять лет. В 1992г. и 1993г., которые белорусским властями рисуются чуть ли не как годами разрухи и голода, тоже было больше. Хотя начало 1990-х гг. было периодом гиперинфляции и отсутствия госпрограммы поддержки АПК и строительства агрогородков. И ничего, производили. Аналогичная ситуация по производству картофеля. В 2010г. его было собрано 7,8 млн. т. В период 2004-08гг. собрали больше, как и в каждый сельхозсезон 1992-96гг. Например, в 1993г., когда у правительства хорошо получалось только печатать деньги, в Беларуси было собрано 11,64 млн. т картофеля - на 55% больше, чем в 2010г. Да, по овощам АПК заметно оторвался от показателей физического объема производства первой половины 1990-х гг. (на 50-80%), однако с 2004г. объем производства овощей оставался примерно на одном уровне - 2-2,3 млн. т. Правительство говорит о льне как о национальном приоритете. При этом объемы производства этого товара никак не связаны с объемом господдержки. В 2010г. выращено 45,8 тыс. т льноволокна - хуже было только в 2006г. и 2007г. Не оказался минувший год показательным и в производстве сахарной свеклы, нет устойчивой тенденции роста по фруктам и ягодам. Так что по растениеводству Беларусь сохранила свой потенциал, который был сформирован более 25-30 лет назад. «Зеленая революция» обошла Беларусь стороной. В то время как израильские, новозеландские и чилийские фермеры увеличили производительность производства разных сельхозтоваров в разы, мы продолжаем довольствоваться советским уровнем. На фоне России или Украины и при росте цен на сельхозпродукцию на мировом рынке такой подход временно срабатывает, но едва ли свидетельствует о прорыве на данном сегменте рынка. ВСПОМНИТЬ ПОГОЛОВНО Состояние животноводства и сырьевой базы для производства молока и мяса не позволяет надеяться на выполнение прогнозов по росту экспорта этих товаров до 2015г. По состоянию на 1.01.2011г. в сельхозорганизациях содержалось 3,93 млн. голов крупного рогатого скота - чуть больше, чем годом раньше (за 10 лет стадо увеличилось только на 380 тыс., или на 10,7%). И это при огромном спросе на молочные и мясные продукты. Медленное увеличение поголовья крупного рогатого скота в сельхоз-организациях шло на фоне резкого сокращения поголовья в частных хозяйствах. С начала 2001г. по начало 2010г. оно сократилось в 2,6 раза - с 664 тыс. до 255 тыс. Правительство блокирует мощный потенциал сельских домашних хозяйств, которые могли бы существенно увеличить ресурсную базу для мясо-молочной промышленности. Без частной собственности на землю, при жестком ценовом регулировании и предоставлении господдержки преимущественно только госорганизациям происходит эрозия аграрного потенциала сельских семей. Им все сложнее конкурировать с государством, а других источников доходов у них нет. Вот они и бегут из деревни, гонимые в т.ч. дискриминационными практиками правительства. Аналогичные тенденции в свиноводстве. На 1 января т.г. в сельхозорганизациях было 2,95 млн. свиней - на 4,2% больше, чем годом ранее, и на 37,9% больше, чем в начале 2001г. За это же время поголовье свиней в домашних хозяйствах снизилось с 1,28 млн. в 2001г. до 923 тыс. в начале 2010г. Государство взяло на себя всю финансовую ответственность за развитие сельского хозяйства и не пустило в этот сектор никого из иностранных инвесторов. На конец 2009г. в этом секторе было накоплено всего $61 млн. инвестиций, что составляет только 1,2% от общего объема накопленных иностранных инвестиций. Аграрное производство - лакмусовая бумажка способностей правительства управлять экономикой. Никто не мешает министрам думать и принимать решение. От импорта сельхозпроизводители защищены. От требований производителей электроэнергии и банкиров ограждены. С КГК и парламентским контролем тоже проблем нет. Казалось бы, созданы все условия, чтобы сельское хозяйство заработало, но не получился коммерческий проект. Зато где вы видели худого и нищего высокого чиновника Минсельхозпрода?
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Премьер Михаил Мясникович прав, говоря, что положение агропромышленного комплекса не просто очень плохое, а «отвратительное». |
|