Юстинас Каросас: «Мы немножко попали в неприятную ситуацию». 21.by

Юстинас Каросас: «Мы немножко попали в неприятную ситуацию»

22.08.2011 — Разное |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:



Ситуация с выдачей Литвой банковских данных, на основании которых был задержан Алесь Беляцкий, вызывает много крайне резких вопросов. Только не вполне ясно, кому их адресовать. И в этом как раз специфика сложившегося казуса, вызванного демократическим устройством и распределением ответственности в соседней стране. Адресовать вопросы Минюсту? Так он ни при чем, просто отреагировал на запрос. МИДу? Так он тоже в банки с требованием «слить» Беляцкого не обращался. Требовать отставки президента? Или наказывать министров?


Оборотная сторона этой же ситуации с демократическим размыванием ответственности - в том, что жесткие вопросы об Алесе Беляцком можно адресовать любому представителю литовского истеблишмента. И они отвечают, т.к. литовское государство действует в режиме монолитного организма, где каждый разделяет груз вины, являющийся коллективным. Мишенью для нелицеприятных вопрошаний обозреватель «БелГазеты» выбрал замруководителя комитета по иностранным делам Сейма Юстинаса КАРОСАСА. Хотя на его месте мог быть президент, министр юстиции, министр иностранных дел или конкретный банковский клерк, составлявший письмо, на основании которого Беляцкий был помещен под стражу.

- Как воспринимают историю с арестом Беляцкого в Литве? Как инцидент с неплательщиком налогов? Или как предательство диссидента?

- История воспринимается как проблема. Общаясь с соседями, у которых полностью соблюдаются демократические принципы, не сталкиваешься с опасностью, что финансовые данные будут использованы для политических целей. Здесь же ситуация оказалась другой.

В странах, которые не являются демократическими, сама форма правления меняет ситуацию. И мы немножко попали в неприятную ситуацию. Наши юридические структуры, осуществляя договор о взаимопомощи, не учли того, что переданные данные могут быть использованы для политических целей. Действительно, Беляцкий является известным диссидентом. Естественно, переданные материалы могли дискредитировать его как оппозиционного деятеля. Что как раз и случилось.

Естественно, что в будущем - и мы говорили об этом на расширенном заседании комитета иностранных дел Сейма 9 августа - нам нужно выработать механизм и процедуры, которые позволят избежать таких случаев и соблюдать не только правовые аспекты, но и учтут политический фон, который присутствует у соседей.

ОТСТАВОК НЕ БУДЕТ

- А кто участвовал в расширенном заседании 9 августа? Только депутаты?

- Нет, были представители властей, министр юстиции, вице-министр иностранных дел.

- Установлены ли виновные в этой ситуации?

- Существуют люди, которые должны были соблюсти определенную процедуру. В первую очередь - служащие Минюста. Они не были информированы о том, что запрос касается представителя белорусской оппозиции. Они вели себя с этим запросом так, как будто Беляцкий является рядовым гражданином. Белорусская сторона таких запросов высылает очень много, вот они и ответили на один из них. Никто не проверил, не понял, что деньги, оформленные на его имя, являются деньгами организации «Вясна». Об этом никто не знал. В этом и есть как раз их вина.

- Будут ли приняты кадровые решения? Уволят ли кого-нибудь?

- Я считаю, что отставок не будет и не должно быть. На заседании мы и об этом говорили. Ведь многие люди в Беларуси радовались бы, если бы ситуация вокруг Беляцкого привела бы к устранению литовских министров, к политической нестабильности. Этого мы не желаем и этого делать не будем. Мы будем извлекать уроки из этого и постараемся в будущем избегать повторения подобных ситуаций.

«ПРЕЗИДЕНТ ВООБЩЕ НИ ПРИ ЧЁМ»

- Поговаривали, что, возможно, парламент выразит вотум недоверия президенту Дале Грибаускайте, которая очень сильно дружит с официальным Минском…

- Нет, ничего такого я не слышал. Это для меня новость. Подобное, по всей видимости, предлагают какие-то радикальные отдельные люди. Нет здесь повода. Не за что президента в отставку отправлять. В данном конкретном случае президент вообще ни при чем. Она в стороне стояла. Здесь инцидент связан с Минюстом и МИДом. Они на заседании уверили нас, что намерены совместными силами решить эту проблему. Мы намерены им помогать.

- Да, но министра юстиции и министра иностранных дел в Литве назначает президент. Не так ли?

- Президент их не назначает, а предлагает. А утверждает парламент. Так что эта проблема так не ставится, и она не будет так ставиться. Между прочим, на открытом заседании выступала представительница вашей оппозиции. Она у нас попросила политубежища и т.д. Я отчасти понимаю вашу оппозицию, они как-то очень чувствительно и как мировую проблему этот инцидент представляют. Мы со стороны смотрим… И они уже даже на Литву как-то нападают. Но ведь здесь единичный случай, и из него делать общие выводы о том, что Литва продала белорусских демократов, неправильно. Это, мягко говоря, неадекватно. Естественно, в будущем мы будем поддерживать и белорусский народ, и белорусскую оппозицию.

«СИЛОЙ МЫ НЕ ДОБЬЁМСЯ НИЧЕГО»

- Г-н Каросас, видите ли, в результате этой истории за решеткой оказался совершенно конкретный человек. И его из-за этого «единичного случая» могут совершенно конкретно лишить свободы на семь лет. Так что отчасти можно понять и тех, кто «как мировую проблему этот инцидент представляют».

- Да, мы это учли. По итогам заседания мы приняли заявление, в котором призвали по всем каналам - дипломатическим, через европейские институции - содействовать освобождению Алеся Беляцкого. Что мы должны делать все шаги, чтобы помочь этому человеку. Это одна из очень важных задач, ей будут заниматься наши дипломаты, политики, представители в международных и европейских организациях.

- Есть мнение, что единственным способом принуждения Беларуси к освобождению политзаключенных является ужесточение санкций. Литва всегда не соглашалась с этим мнением, заявляя, что экономические санкции ударят по белорусскому народу. Не изменилась ли позиция Литвы после этого инцидента?

- Я лично, и так примерно думает большинство депутатов Сейма, считаю, что силой мы не добьемся ничего. Такие моменты в отношениях Беларуси и Евросоюза уже были, была изоляция. И я считаю, что только при общении можно что-нибудь решить. Насилием ничего не решить. Осенью, по всей видимости, начнет действовать принцип облегченного перехода границы для жителей приграничных регионов. Именно таким путем, путем сближения, нужно сотрудничать. Что касается демократии, то эту проблему должна решать не Европа, а Беларусь. Европа должна способствовать этому, меняя сознание людей, их представления о госустройстве. Но ни один европеец за белорусов не поменяет того политического строя, который существует у вас.

ПРО СТАРАНИЯ, ГАРАНТИИ И ЧТО-ТО НЕПОНЯТНОЕ

- Вам не кажется, что Беларусь в данном случае поступила не совсем по-партнерски?

- Да, они использовали чисто финансовые данные для политических целей. Естественно, это несолидно. Именно поэтому мы приостановили удовлетворение аналогичных запросов. Теперь будем думать, каким образом в будущем возобновить сотрудничество.

- И вы все равно за продолжение диалога с Беларусью? После таких жестов с ее стороны?

- Естественно. Я думаю, что наш министр иностранных дел встретится с вашим министром. По всем каналам надо говорить об этом. Надо помогать этому человеку. И общение между людьми всегда дает результаты. Именно этим путем мы достигнем наших целей.

- Вот непонятно: ЕС и США хором просят выпустить осужденных кандидатов в президенты Беларуси и вообще всех тех, кого они называют «политзаключенными». Для этого подключаются мощные механизмы, в числе которых - въездные санкции, поиск и заморозка активов за границей. И вы думаете, что Литва чего-то добьется? Общением? Встречей министров?

- Думаю, если мы будем стараться, что-то получится. Пусть даже нет стопроцентной гарантии. Ведь если вообще ничего не будет делаться, то вообще никакой гарантии не будет. Так что стараться надо всеми возможными каналами.

«МЫ СВОЮ ВИНУ ЧУВСТВУЕМ»

- Создала ли история с Беляцким некое новое настроение в литовском обществе в отношении Беларуси?

- Нет, мы сожалеем об этом, говорим об этом. Все говорят, что вот такой неприятный случай произошел у нас. И что мы свою вину чувствуем. Но эта ошибка поможет нам в будущем нормально общаться. Это точно не сознательный шаг с нашей стороны. Это просто люди не оценили, что может случиться, когда мы имеем дело с режимом, в котором такие данные могут использоваться для политических целей.

- Я переформулирую этот же вопрос: складывается впечатление, что до сих пор к государственным институтам Беларуси, несмотря на упомянутый вами характер режима, в Литве все относились с симпатией. Вот так, по-житейски, воспринимали как надежных партнеров, в т.ч. в экономике. Соответственно, оппозиция воспринималась скорее как горстка неудачников, не способных что бы то ни было изменить ввиду своей глупости. Можно ли говорить, что теперь ваши избиратели лучше поняли условия и характер белорусской демократии?

- Нет, у нас такого представления не было. У нас всегда считали, что ваш государственный строй имеет явные признаки тоталитарного режима. И он неприемлем. Хотя государственный строй Беларуси - белорусское дело. Это общепринятое представление. Отдельные люди и политики по-другому могут смотреть. Мы в свою очередь всегда высказывались за демократию. Но это не значит, что мы не можем общаться, дискутировать и т.д. О преимуществах демократии, например.


СПРАВКА «БелГазеты». Юстинас Каросас родился в 1937г. Окончил Вильнюсский университет. В 1982г. стажировался в университетах Вены, Франкфурта, Гессена. В 1990-92гг. - декан департамента философии Вильнюсского университета. С 1992г. - член Сейма. В настоящий момент - замруководителя комитета по иностранным делам Сейма. Не входит в правящую коалицию.
 
Теги: Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ситуация с выдачей Литвой банковских данных, на основании которых был задержан Алесь Беляцкий, вызывает много крайне резких вопросов. Только не вполне ясно, кому...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Разное)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика