ЗАКОН БЕСПОЩАДЕН, НО МУДР?
08.12.2011
—
Разное
|
Потерпевшие во время взрыва в минском метро 11 апреля считают приговор Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву справедливым. Такое мнение они высказали журналистам в здании суда, где 30 ноября фигуранты дела о терактах в Минске и Витебске были приговорены к смертной казни. На этой волне в СМИ опять заговорили о вопросе смертной казни. Может ли она применяться в отношении нелюдей и преступников, забравших чужие жизни? Над этим вопросом рассуждают главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин и редактор отдела творческих проектов газеты «7 дней» Елена Еловик. Еловик: Есть такая книга жизни — роман Достоевского «Братья Карамазовы». В нем Федор Михайлович пробовал найти ответ и на этот вечный вопрос. Помните знаменитый диалог братьев Карамазовых на тему справедливого приговора? Иван рассказывает о том, как генерал на глазах матери отдал сына на растерзание собакам. Затем обратился с вопросом, что же делать с таким негодяем. Расстрелять? И человеколюбец, гуманист Алеша отвечает: «Расстрелять». Вскоре он добавит: «Я сказал нелепость, но…» Так вот об этом «но» можно и нужно говорить сегодня. В зависимости от своих религиозных, нравственных убеждений каждый делает свой выбор… Нет сомнений, что тема смертной казни выходит за рамки юриспруденции, являясь философской. Обсуждение этой темы затрагивает вопрос ценностей, превалирующих в обществе. «Да, смертная казнь — суд общества. Но не суд Божий», — считают противники высшей меры наказания… Гигин: А никто и не говорит, что это суд Божий. В этом вопросе почему-то часто принято ссылаться на церковь. Но церковь в отношении к мирским делам четкой позиции никогда не занимала. Та же инквизиция не выступала против смертной казни. Она отдавала людей на осуждение светским властям. Так же поступала и православная церковь. Всегда есть преступления, за которые не может быть другого наказания, кроме как смертная казнь. В царствование Елизаветы Петровны, как реакция на бессмысленную жестокость наказаний при Анне Иоановне, был введен мораторий на смертную казнь. Он действовал в России до начала ХХ века. Но были такие преступления, за которые иного наказания и быть не могло! В Российской империи это касалось, главным образом, политических преступлений. Когда же мы говорим о западной традиции, о запрете смертной казни Советом Европы, нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, это произошло не так давно. Сам Совет Европы создан в 1949 году, а, к примеру, Франция, входящая в его состав, отменила смертную казнь только в начале 80-х годов. Во-вторых, некоторые страны, входящие в Совет Европы, из своего законодательства статьи о смертной казни не изъяли. Пример — Россия. Еловик: Замечу, в России действует мораторий на смертную казнь… Гигин: Это другой вопрос, на эту тему можно рассуждать. Но и в Беларуси количество выносимых «расстрельных» приговоров достаточно низкое. Кроме того, во всех странах, даже там, где отменили смертную казнь, абсолютное большинство граждан выступают за ее введение вновь. И даже в самой «демократической» Америке во многих штатах она сохраняется. Еловик: Но почему нам нужно равняться на США? Беларусь — неотъемлемая часть европейского сообщества. Гигин: Но нас постоянно призывают равняться на США. Еловик: Вы привели самый «убедительный» аргумент — народ так хочет. А может, не во всех вопросах государственного устройства нужно ориентироваться на народ? Возможно, иногда власти необходимо брать ответственность и принимать независимые решения? Наши люди хотят жить по-западному благополучно и при этом, как говорила одна небезызвестная особа, «не поступиться принципами». И когда власть принимает непопулярные решения, народ тоже порой негодует. Но чтобы изменить жизнь, иногда приходится пробираться через тернии к звездам. В ФРГ, когда принималось решение об отмене смертной казни, более половины жителей страны были ее сторонниками, а спустя 10—15 лет они полностью поменяли это мнение. Гигин: Не верю в такие опросы. Поймите же, многие из тех, к кому следует применить смертную казнь — маньяки, террористы, — неисправимы. И сохранять их жизнь абсолютно неправильно. Еловик: Тогда давайте дадим им самое страшное наказание — пожизненное заключение. Жить без общения, в крохотной камере, не зная ничего о том, что происходит с родными, близкими, о том, что творится в мире, эта пытка страшнее пистолета. И пусть этим нелюдям весь остаток жизни снятся их жертвы, путь они слышат их голоса и думают о том, что впереди их ждет еще один суд... Гигин: Так у меня вопрос: в чем тогда гуманизм тех людей, которые ратуют за то, чтобы заменить смертную казнь пожизненным заключением? В том, чтобы люди еще больше мучились? Более того, нередки случаи, когда те, кого помиловали еще в 90-е годы, сейчас пишут прошения, чтобы их расстреляли. К тому же получается, что мы с вами, налогоплательщики, за свой счет и за счет своих детей вынуждены содержать тех, кто отнял чужую жизнь. С какой стати? Еловик: Для верующего человека ответ очевиден. Почему? А потому! Бог дал каждому из нас право жить на этой земле, и только он может лишать этого права. Гигин: Легко отвлеченно рассуждать на заданную тему. Декан социологического факультета МГУ был противником смертной казни, а когда его дочь зверски убили, он стал сторонником такого вида наказания. И пока ни один человек, глядя в глаза отцу убитой молодой девушки, не смог ему возразить. Не приведи Бог, чтобы кого-то коснулась такая беда… Еловик: Возможно, своими руками задушила бы убийцу! Ибо не считаю себя истинно верующей. И не исключаю самосуд. Правда, это был бы МОЙ самосуд. Однако государство не должно руководствоваться в таком вопросе эмоциями. Еще раз подчеркну, что Человек не властен над жизнью, дарованной Богом. Гигин: А почему вы решили, что Христос где-то сказал, что государство не должно иметь права на смертную казнь? Богу Богово, а кесарю кесарево. Еловик: Вадим Францевич, уважаю вас как историка, но толковать тексты Ветхого и Нового Завета должны богословы. А мы видим, что и среди них идут жаркие споры, как понимать то или иное священное изречение. Ведь нужно знать контекст таких слов, дословное и символическое содержание. Ну не мог Христос призывать к убийству! И на вашу цитату могу привести другую, по смыслу обратную. В Евангелии от Матфея, когда Иисуса арестовывают воины, он понимает, что находится в смертельной опасности. Понимают это и его ученики. И к чему же он их призывает? «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут». Разве это призыв убивать врагов своих? Нет! Разве не Христос учил нас заповеди любить врагов наших? Гигин: Неотъемлемым правом, одним из признаков государства является так называемое право меча. Это исключительное право государства. А по вашей логике выходит, что раз христианство осуждает ростовщиков, мытарей, зачем нам налоги собирать или отдавать взятые взаймы деньги? Еловик: Не смещайте акценты. И давайте оставим в покое толкование священных писаний. В политике должен присутствовать здравый смысл. К сожалению, убивая преступника, мы не уничтожаем причины, которые привели к этому преступлению, а государство должно думать о том, чтобы устранить эти причины. Гигин: Одно другого не исключает. Дело в том, что очень часто люди, совершившие тяжкие преступления, те же маньяки, в лицо смеются родственникам жертв. Знакомый журналист рассказывал, что Коновалов в перерывах судебного заседания ехидничал: «Это быдло меня еще и жалеет!». Кроме того, я уверен, что угроза смертной казни остановит потенциального преступника и спасет жизни невинных людей. Еловик: Но так ли это? И если смертная казнь действительно является сдерживающим фактором, должно сокращаться количество людей, идущих на преступление и, соответственно, количество самих казней. Но их количество только растет! Так о какой действенности можно говорить? Разве останавливает угроза смертной казни террористов и убийц, действующих в США? И разве зашкаливает количество убийств и терактов в Европе, где смертной казни нет? Для нормального человека страх утратить свободу уже достаточный сдерживающий фактор. А если он ненормален, болен, то угроза смертной казни его не остановит. Кроме того, один из главных аргументов против смертной казни — возможность судебной ошибки. Вспомните дело Михасевича, по которому один был невинно расстрелян, другой — пытался покончить жизнь самоубийством. Всего невинно пострадали 14 человек! По делу Чикатило тоже пострадали невинные, если не изменяет память, двоих расстреляли. Гигин: Это опыт советских времен. Еловик: В СССР, замечу, не самые последние следователи работали. А ошибки ценою в жизнь все равно случались. Ошибок не будет только тогда, когда люди перестанут заблуждаться, найдут истину и практически станут Богами. По словам тех, кто вел на казнь человека, на которого повесили вину Михасевича, его последними словами были «Буду жаловаться». Он, видимо, не отдавал отчета в том, что происходит, и все еще надеялся на справедливость. Жутко! Гигин: Вынести смертный приговор всегда тяжело. Вот вы говорили о судебных ошибках. Давайте возьмем опыт США, где приговоры приводятся в исполнение по истечении определенного срока времени. У осужденного есть время на апелляцию, на помилование. Как правило, смертная казнь приводится в исполнение не мгновенно, такое только в 37-м году случалось. Давайте дадим еще два-три года, когда уже все факты, улики будут собраны и десятикратно перепроверены. А то по вашей логике все наказания отменить можно: вдруг судебная ошибка? Еловик: Тоже мне сравнили! Смерть— это необратимо, а приговор можно отменить. Если окажется, что человека несправедливо обвинили, в некоторых странах он еще может получить огромную денежную компенсацию за годы, проведенные в тюрьме! Раз вы так часто вспоминаете об опыте США, то вот вам свежий пример. Несколько лет назад американский суд снял обвинение с человека, который отсидел больше 20 лет за преступление, которого не совершал. Его обвинили в убийстве двоих детей. Невиновность осужденного удалось доказать лишь с помощью самого современного научного исследования ДНК. Исследование позволило выяснить, что это жестокое преступление совершил сосед. Двадцать лет назад подобные тесты в США еще не проводились. К сожалению, судебные ошибки в наше время далеко не редкость. Я вот вычитала, что в Америке, благодаря тесту ДНК, уже удалось оправдать более 200 заключенных. Такой статистики по странам СНГ нет, но, думаю, она была бы тоже неутешительной. Гигин: Должна ли быть в цивилизованном государстве смертная казнь? В идеале, может быть, нет. Но, как сказал известный в XIX веке журналист Карр, «смертную казнь можно бы отменить, но пусть начнут господа убийцы». Пока существуют дикие, немотивированные, жестокие убийства, она должна существовать. Елена ЕЛОВИК, Вадим ГИГИН
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Потерпевшие во время взрыва в минском метро 11 апреля считают приговор Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву справедливым. Такое мнение они высказали...
|
|