По информации Государственного пограничного комитета, в 2011 году было зафиксировано 5 877 200 прибытий иностранцев в Беларусь. И только 67,5 тысячи человек (чуть боле 1%) целью своего визита назвали туризм.
Более 3,6 млн. поездок в Беларусь совершили граждане стран СНГ, на счету гостей из стран дальнего зарубежья — почти 2,25 млн. пересечений белорусской границы.
При этом больше половины поездок, а именно 60,5%, приходится на визиты по частным приглашениям. Еще 7% иностранцев прибыли в Беларусь по служебным делам. Лишь чуть более 1% (!) иностранцев пересекли белорусскую границу с туристическими целями.
Лидерами по въезду на белорусскую территорию в 2011 году стали литовцы, на долю которых приходится почти половина всего «входящего трафика» из стран, не являющихся членами СНГ, отмечает «Туризм и отдых».
Притом из 1,2 млн. поездок из Литвы в Беларусь только 3200 оказались туристическими. В два раза реже посещали Беларусь граждане Польши: чуть более 509 тысяч пересечений границы. Однако по количеству именно туристических прибытий поляки занимают первую строчку с годовым итогом 10 600 поездок. Третье место досталось обладателям латвийских паспортов, которые осуществили в общей сложности 150,4 тысячи поездок, из которых лишь 600 — с целью туризма.
Другие страны, из которых в 2011 году в Беларусь прибывали иностранцы, значительно отстают от тройки лидеров. К примеру, граждане Германии, занимающие по количеству прибытий четвертое место, совершили всего 42,7 тысячи поездок, то есть в 28 раз меньше, чем граждане Литвы. В то же время в качестве туристов немцы бывали в Беларуси в три раза чаще, чем латыши, что соответствует 1800 пересечениям границы.
В свою очередь белорусы в 2011 году чаще всего выезжали в Польшу, совершив немногим более 3,1 млн. поездок, из них 61 тысяча — с целью туризма. Любопытно, что, по данным пограничной службы, белорусские путешественники бывали в Польше даже чаще, чем в Турции, куда с целью туризма отправились 56,2 тысячи белорусов. Всего в направлении турецких берегов в прошлом году выехали 87,9 тысячи граждан Беларуси. Это четвертый по численности выездной поток.
На втором месте по общему количеству поездок располагается Литва, куда в общей сложности белорусы совершили 1,12 млн. путешествий, включая чуть более 10 тысяч туристических поездок. Третью позицию занимает Латвия: 114,3 тысячи — общее количество поездок, 3 тысячи — с целью туризма.
Как видим, только белорусов с туристической целью в Польшу въехало лишь на 7,5 тысяч человек меньше, чем в Беларусь всех иностранных туристов вместе взятых.
Неужто иностранцу нечего посмотреть в Беларуси? Стоит ли бить тревогу? Официальные структуры спокойны.
«Подход у нас и, насколько я знаю, у Министерства спорта и туризма, что вне зависимости от того, частные это поездки или туристические, все приехавшие в Беларусь, кроме прибывших на ПМЖ или работу, для нас — туристы, — объяснил Naviny.by директор Национального агентства по туризму Вячеслав Чернов. — Потому что они приезжают из-за рубежа, так или иначе знакомятся с нашей страной и отдыхают в ней. Важно не к кому и зачем они приезжают, а то, что они пользуются нашими услугами, оставляют здесь свои деньги. И таким образом уменьшается наше отрицательное сальдо».
Как рассказал Вячеслав Чернов, в ближайшее время будет представлен годовой отчет о численности организованных иностранных туристов, посетивших Беларусь, и о количестве белорусских туристов, выехавших за границу. «Думаю, по организованным туристам количество будет больше», — полагает он.
Кроме того, директор Национального агентства по туризму напомнил, что отсутствие контроля на восточной границе «не пустило» в статистику Погранкомитета россиян, которые увеличили бы число туристов в Беларуси.
«В статистике Погранкомитета значатся только те иностранцы, которые въехали в нашу страну через контролируемые границы. Но мы знаем, что на востоке у нас никаких наблюдений не ведется, а наш основной туристический партнер находится как раз на востоке, — пояснил Вячеслав Чернов. — Потому что с Россией и Украиной у нас безвизовый режим, а для гостей из других стран есть определенные преграды. Хотя мы работаем, чтобы создать такие условия и стимулы, чтобы они, несмотря на такие сложности, в любом случае посещали нашу страну».
Эксперты в свою очередь отмечают, что не все так просто и с механизмом подсчета туристов, и с их количеством.
Методика подсчета приезжающих в Беларусь туристов менялась несколько раз, заметила в комментарии для Naviny.by главный редактор газеты «Туризм и отдых»Лилия Кобзик.
«Сначала мы пользовались статистикой, основанной на данных турфирм, и подсчитывающей только организованных туристов, — пояснила она. — Потому мы вдруг решили, что так плохо считать, и перешли к другому методу подсчета — начали учитывать лишь количество пересечений границы. Да, такой метод использует и Всемирная туристская организации. Но ВТО также учитывает и ночевки в отелях, и пользование различными услугами. А мы начали считать только пересечение границы, и это была выгодная статистка. Так от статистики, которая опиралась только на данные туристических организаций, мы перешли к статистике, которая опирается на данные Погранкомитета с этим безумным количеством миллионов посещений».
Потому, считает Лилия Кобзик, в этих условиях довольно трудно однозначно говорить, адекватен ли показатель в 1% туристов из числа зарубежных гостей: «Да, каким-то образом пересекшие границу используют Беларусь: это транзит, какие-то подозрительные шоп-туры туда-сюда. Но турист — тот, кто воспользовался нашим услугами и оставил здесь деньги. А если он не только денег не оставил, но, может, еще и заработал, то разве это турист?».
«Даже если мы заглянем в наши заполненные отели, то увидим, что туристов среди постояльцев немного, — продолжает специалист. — Это люди, которые приезжают не тратить деньги, а с другими целями. Единственный понятный мотивированный поток — россияне, которые селятся в наших трехзвездочных гостиницах или агроусадьбах. Так что, какие-то туристы у нас, безусловно, есть. Но, даже заглянув в изнанку турбизнеса, сложно сказать — это 1%, 2% или 5%. Потому что мы особо не видим и не слышим этих туристов».
«На сегодня у нас хорошо на базе российских туристов развивается оздоровительный туризм — отдых в санаториях, — подтверждает Вячеслав Чернов. — Стараемся подтягивать в этом направлении и другие страны. Но это получается с меньшим успехом. Мы подбираем идеи для каждой страны свои. Какими методами привлекать туристов и заработать деньги? Для каждой категории инструментарий будет разный. Так, охотнику надо показать зверя или трофеи, а показ трофея «зеленым» туристам будет, как минимум, недальновиден. Нужно понимать, на кого мы рассчитываем. Если это пенсионеры из Европы, то им будет интересен семейный отдых в санаториях. Если это молодежь, то им захочется познакомиться с нашим национальным колоритом и ночной жизнью. Мы проводили такое исследование — по группам туристов и том, что им интересно. И сделали вывод, что по всем группам мы не добираем те средства, которые люди запланировали потратить в нашей стране. Хотя определенные резервы у нас в этом направлении есть — будем дорабатывать».
По словам Чернова, проблемы во въездном туризме в Беларуси существуют, но они не таковы, что нужно бить тревогу: «Как человек, который сталкивается со многим вопросами в сфере туризма, я не могу сказать, что проблем у нас нет. Однозначно, они есть. Но говорить, что поскольку они не решаются, у нас туристов нет вообще — не совсем правильно. А исходя из того, что мы летом не можем попасть сами в свои санатории — совсем неправильно».
В то же время, как считает Лилия Кобзик, в Беларусь приезжают с большего «случайные люди».
«Какой-то процент из приезжающих привлечен нашими турфирмами, но на въездной туризм у нас работает всего пару фирм. И в большем их количестве нет смысла, — полагает она. — Турбизнес работает на вспаханном поле раскрученных направлений, которые имеют хороший имидж. А ни наш турбизнес, ни инфраструктура не могут создать Беларуси этот имидж. Потому что есть вещи, изначально важные, например, национальная привлекательность. Ну не едут, не едут люди в безвоздушное пространство!».
По словам Лилии Кобзик, слагаемые успеха во въездном туризме — национальный колорит и достойный сервис. Но ни того, ни другого в Беларуси нет.
«Страна должна ощущаться, осязаться на всех уровнях, должен быть какой-то свой колорит, плюс понятный, хороший сервис, — объяснила она. — Да, у нас есть прекрасные люди, хорошие хозяева, которые создают свой маленький сервис на агроусадьбах, в маленьких отелях. Но это не изменит общее представление о стране. И я даже не беру имидж, потому что это зависит от политических условий, и здесь мы ничего не можем сделать. Но по каждому пункту в области хорошего, понятного сервиса с национальным колоритом мы провисаем. А ведь именно за этим национальным колоритом в сочетании с нормальным сервисом и едут туристы. И нам нужно учиться сервису, нужно в принципе учиться технологиям. Нужно быть открытыми миру, подвижными. Но на сегодня мы являемся закрытой страной».
В 2011 году было зафиксировано более 5,8 млн. прибытий иностранцев в Беларусь. И только 67,5 тысячи человек (чуть боле 1%) целью своего визита назвали туризм...